Preview

Central Asian Economic Review

Расширенный поиск
№ 4 (2021)
Скачать выпуск PDF

ТЕОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАУКИ 

6-20 194
Аннотация

Цель исследования – определить пути обновления и социальные неравенства в новой институциональной экономике.

Методология – исторический метод, причинно-следственный анализ.

Оригинальность / ценность исследования. Артикуляция внешнего принуждения с внутренней продуктивной и социальной динамикой является общим объяснением существования открытых и разнообразных траекторий возникновения. Здесь мы показываем, что они также обусловлены секторальной динамикой, внутренней трансформацией социальных отношений и институциональной динамикой, которые сопровождают глубокие структурные изменения, которые претерпевают «развивающиеся» экономики.

Результаты исследования – систематизация мнений ученых о формировании научных взглядов о институциональной экономике и институтах.

ГОСУДАРСТВО И БИЗНЕС: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА УПРАВЛЕНИЯ 

21-40 100
Аннотация

В современном государственном управлении распространяются новые формы, технологии и методы менеджмента, во многом заимствованные из корпоративного управления бизнесом. В частности, в Казахстане в настоящее время активно внедряется проектно-ориентированная форма управления (ПОУ).

Цель исследования: разработать систему предикторов эффективного проектно-ориентированного управления в государственных органах Республики Казахстан, необходимую для определения векторов изменений в проектном менеджменте (РМ).

Методология. В работе использованы методы анкетирования руководителей, экспертных оценок и построения радар-диаграмм.

Оригинальность / ценность исследования. Ценность исследования заключается в возможности использования результатов работы для повышения эффективности проектно-ориентированного управления в госорганах Республики Казахстан.

Результаты исследования: Основной результат исследования в том, что составлена система предикторов эффективного проектно-ориентированного управления в государственных органах Республики Казахстан. Система включает в себя комплекс метрик, оценивающих человеческий фактор и методологию, порядок их оценки, порядок анализа результатов оценки, методологию построения частных и общих профилей готовности госорганов к эффективному ПОУ. Данные профили могут быть использованы для определения векторов изменений в PM с целью повышения эффективности ПОУ в госорганах и прогнозирования развития ПОУ в госорганах.

ИНВЕСТИЦИИ, ФИНАНСЫ И УЧЕТ 

41-51 135
Аннотация

Цель исследования – рассмотреть вопросы влияния пандемии коронавируса на подготовку финансовой отчетности согласно требованиям МСФО в условиях цифровой трансформации.

Методология– в процессе исследования применялись такие общенаучные методы как, теоретическое обобщение, научная абстракция, экспертная и аналитическая оценка, анализ причин и последствий.

Оригинальность / ценность исследования – на основе анализа мероприятий, проводимых Советом по международным стандартам финансовой отчетности (МСФО) по цифровой трансформации отчетности и действующей редакции международных стандартов финансовой отчетности представлена методология отражения последствий пандемии в финансовой отчетности.

Результаты исследования – установлено, что вспышка вируса и пандемия оказали значительное влияние на темпы цифровизации всех экономических процессов, в том числе подготовку и предоставление финансовой отчетности компаний, а также способствовала ускорению процесса цифровой трансформации самого Фонда МСФО. Назрела необходимость формирования новой модели отчетности 21-го века на языке деловой отчетности.

Прямое и косвенное воздействие на функционирование компаний оказал не сам вирус, а методы борьбы против него. Ситуация, связанная с пандемией, согласно положениям МСФО 10 является некорректирующем событием, но существенным. Это означает, что компании, как минимум, должны отражать это в примечаниях, при предоставлении отчета. Окончательное влияние пандемии COVID-19 на финансовую отчетность в целом, варьируется в зависимости от конкретных бизнес-рисков и обстоятельств, сложившихся в компании.

52-63 123
Аннотация

Цель исследования – систематизация и уточнение научно-теоретических подходов к определению сущности и экономического содержания экологически ответственного инвестирования в рамках концепции ESG-инвестиций и изучение возможности их имплементации в практику Казахстана.

Методология – в процессе исследования были использованы общенаучные методы познания: научная абстракция, индуктивный, дедуктивный, сравнительный анализ. Кроме того, применялись специальные методы: сравнение, монографический, нормативный, экономико-статистический (статистическая выборка, экономическая группировка, расчет статистических показателей, в том числе абсолютных и относительных величин).

Оригинальность / ценность исследования – полученные результаты исследования могут быть применены в Казахстане при совершенствовании государственной политики в области «зеленого» финансирования в Казахстане, ответственного инвестирования мероприятий по противодействию экологическим угрозам и вызовам.

Результаты исследования – определена сущность ответственного инвестирования в рамках концепции ESG-инвестиций, учитывающих единство факторов окружающей среды, социальных факторов и факторов корпоративного управления; проведен анализсостояния и развития ответственного инвестирования в экономически развитых странах; произведена оценка возможностей формирования экосистемы финансовой поддержки экологически ответственных инвестиций в Казахстане; выделены факторы, сдерживающие и стимулирующие приток инвестиций в проекты «зеленой» экономики, а также предложены меры государственной поддержки развития экологически ответственного инвестирования в стране.

БИЗНЕС И УПРАВЛЕНИЕ: ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЯ 

64-81 146
Аннотация

Цель исследования: Цель этого исследования проанализировать, как корпоративная социальная ответственность (КСО) влияет на организационную приверженность сотрудников сферы услуг в Казахстане.

Методология: Данные были собраны с помощью анкетирования. В общей сложности было получено 230 полных анкет от сотрудников ресторанов в Казахстане. Для исследования связи между корпоративной социальной ответственностью и организационной приверженностью были использованы Альфа Кронбаха, описательная статистика, корреляционный анализ и регрессия. Результаты исследования показывают, что сотрудники проявляют большую организационную приверженность, если организация участвует в деятельности по КСО. Результаты показывают значительную положительную взаимосвязь всех аспектов КСО (т.е. Экономических, юридических, этических и филантропических) с организационной приверженностью.

Практическое и теоретическое значения исследования. Это исследование проливает свет на пересмотр инициатив в области корпоративной социальной ответственности при воспитании лояльных сотрудников. Это исследование также подтверждает теорию социальной идентичности и предполагает, что сотрудники являются социальными субъектами, которые присоединяются к организации, если это лучше всего соответствует их личным интересам, особенно в контексте корпоративной социальной ответственности.

Оригинальность / ценность исследования: Несмотря на важность осведомленности о корпоративной социальной ответственности, исследования, которые проводились ранее изучали мнения клиентов и компаний. И лишь малая часть исследований анализировали представления сотрудников о корпоративной социальной ответственности. Это исследование углубляет знания и последствия КСО с точки зрения сотрудников. Крайне важно знать, как сотрудники воспринимают деятельность по КСО для управления рестораном, потому что сотрудники превращают заявления КСО в действия. Насколько нам известно, это первое исследование, в котором изучается влияние КСО на организационную приверженность сотрудников сферы услуг в Казахстане.

81-99 89
Аннотация

Цель исследования – выявить взаимосвязь между владением и управлением доходами на примерах компаний нефтегазовой, и металлургической промышленности в России.

Методология: для проверки нашей гипотезы был проведен регрессионный анализ панельных данных. Наше исследование охватывает данные за периоды 2010-2016 гг. по двум отраслям: добыча и переработка нефти и газа, а также черная и цветная металлургия. Теоретические и эмпирические исследования показывают, что структура собственности играет важную роль для эффективности компании после исследований Ли и Лу [1], Али Шаха, Али Батта и Хасана [2] и Хассана [3].

Оригинальность / ценность исследования. В этом исследовании изучается влияние степени государственного и иностранного владения, а также размера юридических лиц на измерение управления корпоративными доходами; насколько нам известно, по этой теме проведено ограниченное количество исследований.

Результаты исследования. По словам Струковой [4], Видяпина и Степанова [5], Россия сильно зависит от экспортно-ориентированных отраслей, таких как нефть / газ и металл / металлургия. Таким образом, понимание определяющих факторов корпоративного управления финансовой отчетности становится важным вопросом. В статье делается вывод о том, что иностранная и государственная собственность вместе с размером предприятий являются факторами, снижающими эффект управления доходами.

100-110 142
Аннотация

Целью исследования – изучение особенностей креативных индустрий развивающихся стран на примере Казахстана и выявление ключевых барьеров на пути их развития.

Методология исследования. В данной работе проведен дескриптивный анализ креативных индустрий в Казахстане на основе качественного исследования (интервью), в котором приняли участие 84 представителя следующих сфер: исполнительское искусство (26 %), дизайн (20 %), ремесло (14 %), программное обеспечение и компьютерные системы (13 %), музыка (13 %), кинематография (6 %), архитектура (3 %), телевидение и радио (2 %), интерактивные развлекательные программы (3 %).

Оригинальность / ценность исследования. Концепция креативных индустрий приобретает все большее значение и влияние как в развитых, так и в развивающихся странах. Результаты исследования представляют ценность как для академического, так и политического пространств, обогащая литературу теоретическими и практическими рекомендациями по совершенствованию развития креативных индустрий.

Результаты исследования. В результате исследования были выявлены коды, объединенные в группы, которые сформировали следующие категории: бизнес модель, мотивация, финансирование, технология, сети, барьеры, позиция Казахстана и COVID-19, по которым был осуществлен качественный анализ отечественных креативных индустрий. В итоге, расшифровка каждого кода выявила, что основная масса представителей отрасли (38 %) – это индивидуальные предприниматели, 31 % – фрилансеры, 21 % – представители ТОО; основным источником финансирования являются сами представители отрасли (65 %), кредитование (17 %) и господдержка (6 %), что свидетельствует о низкой вовлеченности государственных структур в развитие и поддержку креативных индустрий. Для устранения барьеров развития было предложено повышать уровень вовлеченности государства в виде финансовой и правовой поддержки, налаживать коммуникации с иностранными представителями для обмена опытом и повышения квалификации отечественных специалистов и др.

110-121 93
Аннотация

В статье на основании проведённого исследования разработан подход к новому формату отеля, который обеспечит удовлетворение запросов туристов.

Цель исследования – сформировать концепцию отеля на отрезке Великого Шелкового пути опираясь на проведенные маркетинговые исследования.

Методология исследования включает кабинетные исследования вторичной информации и полевые исследования в форме опроса потребителей.

Оригинальность / ценность исследования заключается в том, что предлагаемый проект аргументируется и обосновывается результатами исследования. Отель нового формата нацелен на создание комплекса услуг, учитывающий потребности туристов. Выбраны наиболее эффективные каналы продаж и наиболее значимые качественные характеристики для нового отеля. Концепция отеля в большей степени соответствует запросам иностранных и внутренних туристов, приезжающих с познавательными целями.

Результаты исследования показали, что на отрезке Великого Шелкового пути отсутствует отель, предлагающий широкий перечень услуг, высококомфортный и ориентированный на хороший сервис. Для данного типа отеля рекомендуемые системы онлaйн-брoнирoвaния: внедрение системы бронирования «Амадеус» применение интернет ресурсов Booking.com, GDS и сторонних веб-сайтов. При формировании политики качества отеля нужно учитывать такие характеристики, как полная комплектация номерного фонда, безопасность и высокая скорость обслуживания.



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2789-4398 (Print)
ISSN 2789-4401 (Online)