Preview

Central Asian Economic Review

Расширенный поиск

Креативные индустрии в развивающихся странах: опыт Казахстана

https://doi.org/10.52821/2789-4401-2021-4-100-110

Полный текст:

Аннотация

Целью исследования – изучение особенностей креативных индустрий развивающихся стран на примере Казахстана и выявление ключевых барьеров на пути их развития.

Методология исследования. В данной работе проведен дескриптивный анализ креативных индустрий в Казахстане на основе качественного исследования (интервью), в котором приняли участие 84 представителя следующих сфер: исполнительское искусство (26 %), дизайн (20 %), ремесло (14 %), программное обеспечение и компьютерные системы (13 %), музыка (13 %), кинематография (6 %), архитектура (3 %), телевидение и радио (2 %), интерактивные развлекательные программы (3 %).

Оригинальность / ценность исследования. Концепция креативных индустрий приобретает все большее значение и влияние как в развитых, так и в развивающихся странах. Результаты исследования представляют ценность как для академического, так и политического пространств, обогащая литературу теоретическими и практическими рекомендациями по совершенствованию развития креативных индустрий.

Результаты исследования. В результате исследования были выявлены коды, объединенные в группы, которые сформировали следующие категории: бизнес модель, мотивация, финансирование, технология, сети, барьеры, позиция Казахстана и COVID-19, по которым был осуществлен качественный анализ отечественных креативных индустрий. В итоге, расшифровка каждого кода выявила, что основная масса представителей отрасли (38 %) – это индивидуальные предприниматели, 31 % – фрилансеры, 21 % – представители ТОО; основным источником финансирования являются сами представители отрасли (65 %), кредитование (17 %) и господдержка (6 %), что свидетельствует о низкой вовлеченности государственных структур в развитие и поддержку креативных индустрий. Для устранения барьеров развития было предложено повышать уровень вовлеченности государства в виде финансовой и правовой поддержки, налаживать коммуникации с иностранными представителями для обмена опытом и повышения квалификации отечественных специалистов и др.

Об авторах

А. С. Жупарова
КазНУ имени аль-Фараби
Казахстан

Жупарова Азиза Сериковна – PhD, доцент, Высшая школа экономики и бизнеса

Алматы



А. К. Кожахметова
КазНУ имени аль-Фараби
Казахстан

Кожахметова Асель Кошербаевна – PhD, старший преподаватель, Высшая школа экономики и бизнеса

Алматы



Список литературы

1. United Nations Conference and Trade Development (UNCTAD). Trade and development report. – New York and Geneva, 2008. – 234 p.

2. Шилимбетова Г. Т. Креативные индустрии как движущая сила городского развития // Вестник КазНУ. Серия Экономическая. – 2016. – № 116. – С. 42–51.

3. Creative industries and development : UNCTAD XI High-level Panel on Creative Industries and Development, 13 June 2004 [Электронный ресурс] // Цифровая библиотека Объединенных Нации [webсайт]. – São Paulo, 2004. – URL: http://digitallibrary.un.org/record/522590.

4. Oliveira V., Silva M. Morpho: urban morphological research and planning practice // Revista de Morfologia Urbana. – 2013. – № 1. – P. 31–44.

5. Salwa I., Suriawati I. The Development of the Creative Economy in Malaysia as Experienced in Two Different Case Studies // IEEE Symposium on Business, Engineering and Industrial Applications (ISBEIA). – 2011. – P. 521-526.

6. Flew T., Cunningham S. Creative Industries After the First Decade of Debate // The Information Society. – 2010. – № 2(26). – P. 113-123 – DOI: https://doi.org/10.1080/01972240903562753.

7. Potts J., Cunningham S., Hartley J., Ormerod P. Social network markets: A new definition of the creative industries // Journal of Cultural Economics. – 2008. – № 32(3). – P. 167–185. – DOI: https://doi.org/10.1007/s10824-008-9066-y.

8. Bærenholdt J. O., Haldrup M., Larsen J. Performing Cultural Attractions: Book Chapter // Creating Experiences in the Experience Economy. – Edward Elgar, 2008. – P. 176-202.

9. Murphy P. D. Chasing Echoes: Cultural Reconversion, Self-representation and mediascapes in Mexico: Book Chapter // Global Media Studies: Ethnographic Perspectives. – R outledge, 2003. – Chapter 14. – P. 257-275.

10. Oakley K. Not so Cool Britannia: The Role of the Creative Industries in Economic Development // International Journal of Cultural Studies. – 2004. – № 7(1). – P. 67-77.

11. Keane M. Great Adaptions: China’s Creative Clusters and the New Social Contract // Continuum: Journal of Media & Cultural Studies. – 2010. – № 23(2). – P. 221-223.

12. Sindhu B. K. Malaysia Losing Creative Minds in Content Industry: Let the Tap of Local Ideas Flow Freely // The Star. – 2009. – № 6. – P. 172-186.

13. Vicziany M., Puteh M. Vision 2020, The Multimedia Super corridor and Malaysian Universities // 15th Biennial Conference of the Asian Studies Association of Australia – Canberra, 29 June–2 July 2004. – № 9 – 20 р.

14. Pandiyan M. V. Overhaul is Long Overdue. Along the Watchtower // The Star Online – May 7, 2009.

15. Cruz S., Teixeira A. A. Assessing the Magnitude of Creative Employment: A Comprehensive Mapping and Estimation of Existing Methodologies // European Planning Studies. – 2004. – № 22(10). – P. 2172–2209. – DOI: https://doi.org/10.1080/09654313.2013.822475.

16. Throsby D. The concentric circles model of the cultural industries // Cultural Trends. – 2008. – № 17(3). – P. 147–164. – DOI: https://doi.org/10.1080/09548960802361951.

17. Xu Y. H., Lu L., Yao Z. X. Culture and Creative Industry in China: Critical Review on the Current Research Trends and Future Development // International Journal of Innovation and Technology Management. – 2016. – № 13(6). – P. 1–24. – DOI: https://doi.org/10.1142/S0219877016400162.

18. Gibson C., Homan S. Urban redevelopment, live music and public space: Cultural performance and the re‐making of Marrickville // International Journal of Cultural Policy. – 2004. – № 10(1). – P. 67–84. – DOI: https://doi.org/10.1080/1028663042000212337.

19. Hall P. Creative cities and economic development // Urban Studies. – 2000. – № 37(4). – P. 639–649. – DOI: https://doi.org/10.1080/00420980050003946.

20. Pratt A. C. Creative cities : the cultural industries // Geografiska Annaler: Series B, Human Geography. – 2008. – № 2(90). – P. 107–117.

21. Pratt A. C. Urban regeneration: From the arts “feel good” factor to the cultural economy: A case study of Hoxton, London // Urban Studies. – 2009. – № 46(5–6). – P. 1041–1061. – DOI: https://doi.org/10.1177/0042098009103854.

22. Evans G. Creative cities, creative spaces and urban policy // Urban Studies. – 2009. – №46(5-6). – P. 51–62. – DOI: https://doi.org/10.1177/0042098009103853

23. Kačerauskas T. Creative economy and technologies: Social, legal and communicative issues // Journal of Business Economics and Management. – 2012. – № 13(1). – P. 71–80. – DOI: https://doi.org/10.3846/16111699.2011.620151.

24. Wyszkowska-Kuna J. International Creative Product Exchange // Comparative Economic Research. – 2009. – № 12(4). – P. 95–120. – DOI: https://doi.org/10.2478/v10103-009-0024-5.

25. Welch C., Piekkari R., Plakoyiannaki E., Paavilainen-Mäntymäki E. Theorising from case studies: Towards a pluralist future for international business research // Journal of International Business Studies. – 2011. – № 42(5). – P. 740–762. – DOI: https://doi.org/10.1057/jibs.2010.55.

26. Притворова Т. П., Абзалбек Е. Ж. Постиндустриальные услуги в Казахстане: оценка динамики и структуры в контексте мировых тенденций // Экономика Центральной Азии. – 2019. – № 1(3). – C. 35-52.


Рецензия

Для цитирования:


Жупарова А.С., Кожахметова А.К. Креативные индустрии в развивающихся странах: опыт Казахстана. Central Asian Economic Review. 2021;(4):100-110. https://doi.org/10.52821/2789-4401-2021-4-100-110

For citation:


Zhuparova A.S., Kozhakhmetova A.K. Creative industries in developing countries: experience of Kazakhstan. Central Asian Economic Review. 2021;(4):100-110. (In Russ.) https://doi.org/10.52821/2789-4401-2021-4-100-110

Просмотров: 141


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2789-4398 (Print)
ISSN 2789-4401 (Online)