АНАЛИЗ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЫНКА ТУРИЗМА КАЗАХСТАНА В ПОСТПАНДЕМИЙНЫЙ ПЕРИОД
https://doi.org/10.52821/2789-4401-2021-6-63-76
Аннотация
Цель исследования – провести анализ рынка туризма Казахстана с целью выявления степени воздействия на отрасль всемирной пандемии, определения его экономической эффективности в сложный для отрасли постпандемийный период и разработки рекомендаций, способствующих восстановлению туристского рынка.
Методология исследования. Использовали системный подход при исследовании эффективности туристского рынка и привлечения инвестиций в отрасль, методы статистического, экономического и сравнительного анализа и синтеза, метод индукции. Применен и проанализирован комплекс экономических показателей развития сферы туризма на основе данных статистики и измерительных инструментов, позволяющих, в процессе расчета получить необходимые данные. Теоретической основой исследования послужили труды отечественных и зарубежных ученых по вопросам экономического развития и влияния пандемии на отрасль туризма. А также рассмотрены Концепции и программные документы Республики Казахстан в области развития сферы туризма и его региональных программ.
Оригинальность / ценность исследования. Ценность статьи заключается в том, что на основе проведенного исследования и анализа статистических материалов, сделана попытка показать масштабы кризиса в сфере туризма Казахстана. В статье авторы сконцентрировали внимание на мерах поддержки туристскому бизнесу со стороны государства и профессиональных ассоциаций.
Результаты исследования. В результате исследования выявлены новые тенденции в развитии отрасли: произошли определенные изменения в мотивации выбора направления путешествия, переориентация на внутренний туризм и сектор санаторно-курортных услуг, изменены подходы и к организации туристского бизнеса, расширено использование цифровых технологий, смещение акцента на обеспечение безопасности услуг и размещения туристов.
Об авторе
Е. А. АбеноваКазахстан
Абенова Елена Анатольевна – кандидат педагогических наук, ассоциированный профессор
Алматы
Список литературы
1. Choi Y., Kim H.-J., Lee Y. Economic Consequences of the COVID-19 Pandemic: Will It Be a Barrier to Achieving Sustainability? // Sustainability (Switzerland). – 2022. – № 14(3). – P.27-48. – DOI:10.3390/su14031629.
2. Śledzik K., Płoska R., Chmielewski M., Barembruch A. Calm before the storm in the european tourism sector: Pre-covid-19 multivariate competitive position analysis in the 2011-2019 period // Journal of Environmental Management and Tourism. – 2021. – № 12(6). – Р. 1676-1686. – DOI:10.14505/jemt.v12.6(54).23.
3. Rahman M. K., Gazi A. I., Bhuiyan M. A., Rahaman A. Effect of Covid-19 pandemic on tourist travel risk and management perceptions // PLoS ONE. – 2021. – № 16(9). – Р. 141-159. – DOI:10.1371/journal.pone.0256486.
4. Yan H., Wei H., Wei M. Exploring tourism recovery in the post-covid-19 period: An evolutionary game theory approach // Sustainability (Switzerland). – 2021. – № 13(16). – Р.284-303. – DOI:10.3390/su13169162.
5. da Silva D., Schutte D., Surujlal J. Unpacking the IFRS implications of COVID-19 for travel and leisure companies listed on the JSE // Sustainability (Switzerland). – 2021. – № 13(14). – Р. 89-102. – DOI:10.3390/su13147942.
6. Zhang H., Song H., Wen L., Liu C. Forecasting tourism recovery amid COVID-19 // Annals of Tourism Research. – 2021. – № 87. – Р. 316-328. – DOI:10.1016/j.annals.2021.103149.
7. Kakkar S. The outbreak of sars-cov-2 (Covid-19): Impact on international tourism // Journal of Globalization Studies. – 2021. – № 12(1). – Р. 145-158. – DOI:10.30884/jogs/2021.01.08.
8. Донских И. С. Фактор влияния пандемии Covid-19 на мировой туризм // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Экономика и право. – 2021. – № 11. – С. 23-28.
9. Чикинова М. С. Новые факторы развития международного туризма в условиях пандемии // Вопросы новой экономики. – 2021. – № 2(58). – С. 94-98.
10. Ноева Е. Е. Оценка влияния пандемии Covid-19 на международный туризм // Актуальные вопросы современной экономики. – 2021. – № 12. – С. 1435-1439.
11. Салеева Т. В. Трансформация мирового туризма под влиянием пандемии Covid-19 (по предварительным итогам 2020 года) // Sochi Journal of Economy. – 2021. – № 15(2). – С. 183-191.
12. Зайцева Н. А. Влияние пандемии коронавируса на развитие индустрии туризма и гостеприимства: глобальные аспекты и национальные аспекты // Международная экономика. – 2021. – № 2. – С. 98-113.
13. Макоева А. А. Восстановление туризма после пандемии, и каким он станет // Интернаука. – 2021. – № 35-1(211). – С. 47-49.
14. Эйдельман Б. М., Эйдельман Л. О. Особенности развития индустрии туризма после окончания пандемии коронавируса // Вестник ТИСБИ. – 2021. – № 1. – С. 58-65.
15. Скоромец Е. К. Индустрия туризма в условиях пандемии // Глобальный научный потенциал. – 2020. – № 9(114). – С. 157-161.
16. Пация С. А., Дахужева С. Э. Анализ последствий пандемии коронавируса на сферу туризма // E-Scio. – 2021. – № 6(57). – С. 569-577.
17. Li L., Tao Z., Lu L., Zhang J., Zhang M. The impact of COVID-19 on the regional tourism flow network: an empirical study in Hubei Province // Current Issues in Tourism. – 2022. – № 25(2). – P. 287-302. – DOI:10.1080/13683500.2021.1937075.
18. Kabanova E. E., Vetrova E. A., Evstratova T. A., Bogacheva T. V., Kubasova E. I. The impact of the covid-19 pandemic on the development of internal tourism in the Russian federation: A statistical analysis // Journal of Environmental Management and Tourism. – 2022. – № 12(8). – P. 2148-2156. – DOI:10.14505/jemt.v12.8(56).13.
19. Subadra I. N., Hughes H. Pandemic in paradise: Tourism pauses in Bali // Tourism and Hospitality Research. – 2022. – № 22(1). – P. 122-128. – DOI:10.1177/14673584211018493.
20. Mondal B. K., Sahoo S., Paria P., Chakraborty S., Alamri A. M. Multi-sectoral impact assessment during the 1st wave of COVID-19 pandemic in West Bengal (India) for sustainable planning and management // Arabian Journal of Geosciences. – 2021. – № 14(23). – P. 147-161.
21. Navarro-Drazich D., Lorenzo C. Sensitivity and vulnerability of international tourism by covid crisis: South America in context // Research in Globalization. – 2021. – № 3. – Р. 215-234. – DOI:10.1016/j.resglo.2021.100042.
22. Munawar H. S., Khan S. I., Ullah F., Kouzani A. Z., Parvez Mahmud M. A. Effects of COVID-19 on the Australian economy: Insights into the mobility and unemployment rates in education and tourism sectors // Sustainability (Switzerland). – 2021. – № 13(20). – Р. 149-163. – DOI:10.3390/su132011300.
23. Акылбекова Н. И., Джумабаева М. З. Туризм в условиях пандемии коронавируса: проблемы и пути развития // Вестник Кыргызского государственного университета имени И. Арабаева. – 2021. – № 2. – С. 172-176.
24. Nurpeissova A., Islam D. Analyses of key steps to overcome the crisis in tourism during a pandemic: the expierence of Kazakhstan and the United Kingdom // Central Asian Economic Review. – 2021. – № 2(137). – P. 64-80.
25. Dorofeeva A. R. Measures of state support for the tourism industry during the coronavirus pandemic: the Russian experience // Экономика: вчера, сегодня, завтра. – 2021. – № 11(9-1). – P. 67-73.
26. Амосов А. С., Ашинова М. К. Меры поддержки Российского туризма в условиях пандемии коронавируса Covid-19 // Новые технологии. – 2021. – № 17(5). – С. 65-72.
27. Ansari Z. A., Bashir M., Pradhan S. Impact of corona virus outbreak on travelers’ behavior: scale development and validation // International Journal of Tourism Cities. – 2022. – Р. 376-395. – DOI:10.1108/IJTC-06-2021-0123.
28. Wang X., Lai I. K. W., Zhou Q., Pang Y. H. Regional travel as an alternative form of tourism during the COVID-19 pandemic: Impacts of a low-risk perception and perceived benefits // International Journal of Environmental Research and Public Health. – 2021. – № 18(17). – Article 9422. – DOI:10.3390/ijerph18179422.
29. Jeon C.-Y., Yang H.-W. The impact of the covid-19 pandemic on tourists’ wtp: Using the contingent valuation method // International Journal of Environmental Research and Public Health. – 2021. – № 18(16). – Р. 158-175. – DOI:10.3390/ijerph18168605.
30. Serohina N., Pikhurets O., Sukhatskyi R., Lytvyn S., Miroshnykov I. On the problems of amending the terms of the contract on the provision of tourism services during the covid-19 pandemic // Journal of Environmental Management and Tourism. – 2021. – № 12(1). – Р. 302-306. – DOI:10.14505/jemt.v12.1(49).26.
31. Ратникова М. И. Антикризисные меры на рынке туризма в условиях всемирной пандемии Covid-19 // Бенефициар. – 2020. – № 84. – С. 20-23.
32. Дектярева А. В., Горгодзе Т. Е. Covid-19: Влияние пандемии на туристскую отрасль и развитие въездного и внутреннего туризма // Экономика и предпринимательство. – 2021. – № 10(135). – С. 490-495.
33. Ергунова О. Т., Бочков П. В., Блинова Е. А. Внутренний туризм и пандемия Covid-19: инструменты развития // Финансовая экономика. – 2021. – № 11. – С. 38-40.
34. Зограбян С. В. Пандемия и возможности для развития внутреннего туризма // Экономика и бизнес: теория и практика. – 2020. – № 6(64). – С. 104-108.
35. Vinerean S., Opreana A., Tileaga C., Popșa R. E. The impact of covid-19 pandemic on residents’ support for sustainable tourism development // Sustainability (Switzerland). – 2021. – № 13(22). – Р.85-107. – DOI:10.3390/su132212541.
36. Rodrigues P., Gómez-Suárez M., Brochado A., Borges A. P., Matias Á. COVID Crisis and the Impact on Smart Tourism, Sustainable Development and Local Communities // Palgrave Studies of Cross-Disciplinary Business Research, in Association with EuroMed Academy of Business. – 2022. – Р. 157-179. – DOI:10.1007/978-3-030-76583-5_7.
37. Гуляев В. Г., Рассохина Т. В. Устойчивое развитие туризма в условиях кризиса, вызванного пандемией Covid-19 // Вестник РМАТ. – 2020. – № 4. – С. 121-127.
38. Теличева Е. Г., Чернов В. А. Устойчивое развитие туризма: контент обзор конъюнктуры туристского рынка в период пандемии // Научно-техническое и экономическое сотрудничество стран АТР в XXI веке. – 2020. – № 2. – С. 136-140.
39. ЮНВТО – Всемирная туристская организация, приложение статистического обновления Обновленная информация [Электронный ресурс] // ЮНВТО – Всемирная туристская организация [web-сайт]. – Май 2021. – URL: https://www.eunwto.org/doi/abs/10.18111/wtobarometerrus.2021.19.1.3?journalCode=wtobarometerrus (Дата обращения: 24.11.2021).
40. Динамика развития туризма за 2020 и 1-ый квартал 2021 года. Отчет министра культуры и спорта перед населением [Электронный ресурс] // Министерство культуры и спорта Республика Казахстан [web-сайт]. – 2021. – URL: https://www.gov.kz/memleket/entities/mcs/press/news/details/202009?lang=ru (Дата обращения: 24.11.2021).
41. Годовой отчет АО «НК Kazakh tourism» за 2020 год [Электронный ресурс] // «Kazakh Tourism» [web-сайт]. – 2020. – URL: https://qaztourism.kz/upload/iblock/7c1/7c1d612c67bd5ff28185620adbcea702.pdf (Дата обращения: 18.12.2021).
42. Годовой отчет АО «НК Kazakh tourism» за 2019 год [Электронный ресурс] // «Kazakh Tourism» [web-сайт]. – 2019. – URL: https://qaztourism.kz/upload/iblock/e9e/e9e7f1658998f6deb232b6d8ab91240d.pdf (Дата обращения: 18.12.2021).
43. Туризм Казахстана 2016-2020, статистический сборник [Электронный ресурс] // Агентство по стратегическому планированию и реформам Республики Казахстан Бюро национальной статистики [web-сайт]. – 2020. – URL: https://stat.gov.kz/official/industry/22/publication (Дата обращения: 18.12.2021).
44. Гурова И. И. Экономика туризма. – Гомель: ГГТУ им. П.О. Сухого, 2008. – 88 с.
Рецензия
Для цитирования:
Абенова Е.А. АНАЛИЗ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЫНКА ТУРИЗМА КАЗАХСТАНА В ПОСТПАНДЕМИЙНЫЙ ПЕРИОД. Central Asian Economic Review. 2021;(6):63-76. https://doi.org/10.52821/2789-4401-2021-6-63-76
For citation:
Abenova Y.A. ANALYSIS OF THE ECONOMIC EFFICIENCY OF THE TOURISM MARKET OF KAZAKHSTAN IN THE POST-PANDEMIC PERIOD. Central Asian Economic Review. 2021;(6):63-76. (In Russ.) https://doi.org/10.52821/2789-4401-2021-6-63-76