Концепция многонациональной кухни в системе модернизации общественного питания Казахстана
https://doi.org/10.52821/2224-5561-2021-3-110-122
Аннотация
Цель исследования – в индустрии общественного питания разработка и развитие эффективных концепций, их постоянная адаптация в соответствии с современными тенденциями необходима для выживания компании на конкурентном рынке. Одной из простых и востребованных концепций, вне зависимости от формата заведения, является национальная кухня. Данная концепция вместе с тем трансформировалась в самостоятельное направление в Казахстане вследствие особенностей социального и культурного развития страны. Такая концепция остается пока не до конца изученной, не имеет четко выраженного определения, описания особенностей составляющих. В связи с этим целью исследования определено – изучение особенностей концепций заведений общественного питания различного формата на примере Республики Казахстан и города Тараз, в частности и, на этой основе, исследование причин появления, факторов успешности и перспектив развития уникальной концепции многонациональной кухни с учетом общемировых тенденций.
Методология – в исследовании использован системный анализ концепций заведений общественного питания, анализ результатов научных исследований, интернет-источников и материалов СМИ, проведены разработка анкеты-опросника, интервью-формы, осуществлен сбор и анализ результатов анкетирования с различными целевыми группами: бизнес-сообществами, работниками и посетителями заведений питания с охватом более 60 % заведений города.
Оригинальность / ценность исследования – исследованы комплексные факторы, влияющие на разработку, развитие и успешность концепций заведений общественного питания различного формата. Показаны возможности по разработке идей для брендирования на основе изучения социально-культурных критериев и особенностей спроса.
Результаты исследования – определены причины появления и тенденции развития в Казахстане уникального торгового предложения – концепции многонациональной кухни. Изучены и учтены факторы, обязательные к проработке при создании и продвижении концепции заведений общественного питания. Названы особенности концепции многонациональной кухни и положительные факторы развития, соответствующие современным трендам.
Об авторах
Ж. А. НазиковаКазахстан
Назикова Жанагул Амирхановна – кандидат экономических наук, заведующая кафедрой «Менеджмент»
Тараз
Н. П. Чернявская
Казахстан
Чернявская Наталья Петровна – кандидат технических наук, доцент, начальник офис-регистратора
Тараз
Г. К. Муханова
Казахстан
Муханова Гайни Казибаевна – кандидат экономических наук, доцент, проректор по науке и международным связям
Алматы
Список литературы
1. Коновалов К. Л., Мусина О. Н., Амирасланов И., Шулбаева М. Т. Традиции в питании человека и производство пищевых продуктов // Пищевая промышленность. – 2012. – №4. – С. 63–65.
2. Смыкова М. Р. Ресторанный маркетинг Казахстана // Материалы II Международного симпозиума: История еды и традиции питания народов мира. Выпуск II [сборник статей]. – М.: Центр по изучению взаимодействия культур, 2016. – 460 с.
3. Смыкова М. Р., Рахимбекова Ж. С. Перспективы развития ресторанного маркетинга Казахстана. // Научный результат. Технологии бизнеса и сервиса. – 2019. – №2. – С. 60–68.
4. Тонышева Л. Л., Кузьмина Н. Л. Стратегическое развитие сервисного бизнеса // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 1. – С. 303.
5. Немкова Е. В. Факторы и типы потребительского поведения на рынке продовольственных товаров. // Экономическая социология. – 2008. – Том 9. – № 5. – С. 68–85.
6. Rekom J., Go F. Cultural Identities in a globalizing world: conditions for sustainability of intercultural tourism // Tourism and Social Identities: global frameworks and local realities. – 2006. – Oxford: Elsevier Ltd. – Chapter 6 – P. 79-90. – DOI 10.1016/B978-0-08-045074-2.50010-2
7. Walker R., Andrews R., Boyne G.A. The impact of management on administrative and survey measures of organizational performance. – 2011. – 345 р.
8. Baraban R. S., Durocher J. F. Successful restaurant design. – 2010. – 336 p.
9. Nuetzenadel A., Trentmann F. Food and globalizatio n: consumption, markets and politics in the modern world. – 2008. – Berg Publishers. – 328 р.
10. Shortridge B., Shortridge J. The Taste of American Place: A Reader on Regional and Ethnic Foods. – Rowman& Littlefield Publishers, Inc. – 1999. – 188 р.
11. Информационный портал, посвященный ресторанному бизнесу «Restoranoff.ru» [Электронный ресурс]. – 2019. – URL: www.restoranoff.ru/ (дата обращения: 02.10.2019).
12. Heuschen&Schrouff. Oriental Foods Trading BV [Электронный ресурс]. – 2011. – URL: https://www.heuschenschrouff.com/ (дата обращения: 15.08.2019).
13. Степанов Ю. С. Константы. Словарь русской культуры. – Изд. 3-е – М.: Академический Проект, 2004. – 992 р.
14. Мошняга Е. В. Идентичность в системе концептов туризма (межкультурный коммуникативный аспект) // Власть. – 2009. – № 2. – С. 50–53.
15. Mack N., Woodsong C., Guest G., Namey E. Qualitative research methods: a data collector's field Guide. – 2005. – 128 р.
16. Parasuraman A. P., Zeithaml V., Berry L. SERVQUAL: A multiple-item Scale for measuring consumer perceptions of service quality. – 1988. – 248 р.
17. Johnson R. 4 Styles of Service in the Restaurant Business [Электронный ресурс] // Chron [web-сайт]. – 2019. – URL: https://smallbusiness.chron.com/4-styles-service-restaurant-business-22923.html (дата обращения: 03.10.201
Рецензия
Для цитирования:
Назикова Ж.А., Чернявская Н.П., Муханова Г.К. Концепция многонациональной кухни в системе модернизации общественного питания Казахстана. Central Asian Economic Review. 2021;(3):110-122. https://doi.org/10.52821/2224-5561-2021-3-110-122
For citation:
Nazikova Zh.A., Chernyavskaya N.P., Mukhanova G.K. Concept of multinational cuisine in the public catering modernization system of Kazakhstan. Central Asian Economic Review. 2021;(3):110-122. (In Russ.) https://doi.org/10.52821/2224-5561-2021-3-110-122