Preview

Central Asian Economic Review

Расширенный поиск

Инклюзивное образование в Казахстане: анализ процесса организации и возможности дальнейшего его развития

https://doi.org/10.52821/2224-5561-2021-3-89-109

Полный текст:

Аннотация

Целью исследования является анализ процесса организации и возможности использования инклюзивного образования в Казахстане на основе выявленных прогнозных значений.

Методологической основой исследования является система различных приемов, которые составляют комплекс методов, механизмов, принципов, мероприятий по повышению эффективности использования инструментов совершенствования инклюзивного образования.

Методы исследования. В рамках проведенного исследования применялись:

- теоретические, включающие анализ отечественных и зарубежных ученых в области инклюзивного образования

-анализ законодательных и нормативных документов;

-методы математического моделирования и прогнозирования. -метод графического представления полученных результатов.

Оригинальность / ценность исследования. В основу исследования положена гипотеза, согласно которой в показателе «Общее количество детей с особыми образовательными потребностями, охваченные инклюзивным образованием» содержится линейная тенденция развития, и если это будет доказано автором в процессе исследования, то можно будет построить прогноз на 2021-2023 годы.

Результаты исследования:

1) согласно критерию Ирвина, было установлено, что исходный временной ряд не содержит аномальных наблюдений;

2) с помощью критерия «восходящих» и «нисходящих» серий было определено содержание трендовой составляющей;

3) в результате аппроксимации данных была получена трендовая модель;

4) было оценено качество полученной модели по двум направлениям: проверка адекватности и оценка точности модели.

5) определены прогнозные значения доли организаций образования (доля государственных дошкольных организаций, доля государственных общеобразовательных школ, доля государственных организаций технического и профессионального образования (ТиПО), создавших условия для инклюзивного образования на 2021-2023 гг.

Об авторах

М. Б. Турлубекова
Карагандинский Экономический Университет Казпотребсоюза
Казахстан

Турлубекова Маржан Борисовна – докторант Ph.D.

Караганда



Р. О. Бугубаева
Карагандинский Экономический Университет Казпотребсоюза
Казахстан

Бугубаева Роза Олжабаевна – кандидат экономических наук, профессор

Караганда



Список литературы

1. Нургалиева С., Зейнолла С., Нургалиева А. К вопросу о повышении качества инклюзивного образования в Казахстане // European Research. – 2017. – № 2. – С. 75-77.

2. Чукотаев М. Н., Нуртазина Е. М. Инклюзивное образование в Казахстане: проблемы и перспективы // Академия профессионального образования. – 2017. – № 1. – С. 31-38.

3. Беляков Н. И., Русанов В. П. Инклюзивное образование в Республике Казахстан // Научный альманах Ассоциации France-Kazakhstan. – 2018. – № 1. – С. 59-67.

4. Сигутина Т. С. Актуальные проблемы инклюзивного образования в Республике Казахстан // Академическая публицистика. – 2018. – № 7. – С. 41-48.

5. Нурмаганбетова Р. К. Основные направления развития инклюзивного образования в Казахстане // Научный аспект. – 2019. – Т. 7. – № 2. – С. 835-842.

6. Zholtayeva G. et al. Inclusive Education in Kazakhstan: selected issues // CBU International Conference Proceedings, ISE Research Institute. – 2013. – Vol. 1. – Р. 196-204. – DOI: 10.12955/cbup.v1.34.

7. Ахметова Д. З. Инклюзивная культура общества как результат реализации инклюзивной политики и практики // Инклюзивное образование: преемственность инклюзивной культуры и практики: сб. материалов IV Междунар. науч.-практ. конф. – Москва, 2017. – С. 15–22.

8. Омарова Т. К. Особенности концептуaлизaции инклюзивного обрaзовaния в Кaзaхстaне // Вестник КазНУ. – 2017. – Т. 49. – № 3. – C. 60-67.

9. Aбильдинa С. К., Кушнир М. П., Жумагалиева Ж. Ж. Организация инклюзивного образования в Республике Казахстан // Bulletin d’Eurotalent-Fidjip. – 2015. – № 4. – С. 32-36.

10. Шкутина Л. А., Данек Я., Рымханова А. Р. Отдельные аспекты отношения учителей к внедрению инклюзивного образования в общеобразовательные школы // Вестник Карагандинского университета. – 2017. – №4(88). – С. 17-23.

11. Evans J., Lunt I. Inclusive education: are there limits? // European Journal of Special Needs Education. – 2002. – Vol. 17. – № 1. – Р. 1-14. – DOI: 10.1080/08856250110098980.

12. Miles S., Singal N. The Education for All and inclusive education debate: conflict, contradiction or opportunity? // International Journal of Inclusive Education. – 2010. – Vol.14. – №1. – Р. 1-15. – DOI: 10.1080/13603110802265125.

13. Ainscow M. Developing inclusive education systems: What are the levers for change? // Journal of Educational Change. – 2005. – Vol. 2 – № 6. – Р. 109-124. – DOI: 10.1007/s10833-005-1298-4.

14. Gordon J.-S. Is Inclusive Education a Human Right? // Journal of Law, Medicine and Ethics. – 2014. – Vol. 41 – № 4. – Р. 754-767. – DOI: 10.1111/jlme.12087.

15. Slee R., Allan J. Excluding the Included: a reconsideration of inclusive education. // International Studies in Sociology of Education. – 2001. – Vol. 11. – № 2. – Р. 173–192. – DOI: 10.1080/09620210100200073.

16. Cobello S. When the society does not see the future – What does «disability» mean? // Journal of Educational and Science. – 2016. – Vol. 138. – № 9. – Р. 153-165. – DOI: 10.17853/1994-5639-2016-9-153-165.

17. Florian L. What counts as evidence of inclusive education? // European Journal of Special Needs Education. – 2014. – Vol. 29. – № 3. – Р. 286-294. – DOI: 10.1080/08856257.2014.933551.

18. Florian L., Linklater H. Preparing teachers for inclusive education: using inclusive pedagogy to enhance teaching and learning for all. Cambridge // Journal of Education. – 2010. – Vol. 40. – № 4. – Р. 369-386. – DOI: 10.1080/0305764X.2010.526588.

19. Avramidis E., Bayliss Ph., Burden R. A Survey into Mainstream Teachers’ Attitudes Towards the Inclusion of Children with Special Educational Needs in the Ordinary School in one Local Education Authority // International Journal of Experimental Educational Psychology. – 2000. – Vol. 20. – №2. – Р.191-211. – DOI: 10.1080/713663717.

20. Нургалиева С. А., Попова М. В., Есполова Г. К., Дюсембинова Г. К. Условия и механизмы повышения качества инклюзивного образования в Казахстане // Вестник ПГУ. – 2016. – № 2. – С. 163-167.

21. Постановление Правительства Республики Казахстан от 27 декабря 2019 года №988. Государственная программа развития системы образования и науки Республики Казахстан на 2020-2025 годы [Электронный ресурс] // Əділет [web-портал]. – 2019. – URL: http://adilet.zan.kz/rus/docs/P1900000988/history (дата обращения: 25.02.2021).

22. Конституция Республики Казахстан 30 августа 1995 года (с изменениями и дополнениями по состоянию на 23.03.2019 г.) [Электронный ресурс] // Əділет [web-портал]. – 1995. – URL: http://adilet.zan.kz/rus/docs/K950001000 (дата обращения: 25.02.2021).

23. Закон Республики Казахстан «О социальной медико-педагогической коррекционной поддержке детей с ограниченными возможностями» от 11 июля 2002 года № 343-II (с изменениями и дополнениями по состоянию на 27.12.2019 г.) [Электронный ресурс] // Əділет [web-портал]. – 2002. – URL: http://adilet.zan.kz/rus/docs/Z020000343_/z020343.htm (дата обращения: 25.02.2021).

24. Закон Республики Казахстан «О правах ребенка в Республике Казахстан» от 8 августа 2002 года № 345-II (с изменениями и дополнениями по состоянию на 07.07.2020 г.) [Электронный ресурс] // Əділет [web-портал]. – 2002. – URL: http://adilet.zan.kz/rus/docs/Z020000345_ (дата обращения: 25.02.2021).

25. Закон Республики Казахстан «О социальной защите инвалидов в Республике Казахстан» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 01.01.2021 г.) [Электронный ресурс] // Əділет [web-портал]. – 2003. – URL: http://adilet.zan.kz/rus/docs/P030001362_ (дата обращения: 25.02.2021).

26. Закон Республики Казахстан «Об образовании» от 27 июля 2007 года № 319-III (с изменениями и дополнениями по состоянию на 31.03.2021 г.) [Электронный ресурс] // Əділет [web-портал]. – 2007. – URL: http://adilet.zan.kz/rus/docs/Z070000319_ (дата обращения: 25.02.2021).

27. Закон Республики Казахстан «О специальных социальных услугах» от 29 декабря 2008 года № 114-IV (с изменениями и дополнениями по состоянию на 13.05.2020 г.) [Электронный ресурс] // ИС Параграф [web-портал]. – 2008. – URL: https://online.zakon.kz/document/?doc_id=30369331 (дата обращения: 25.02.2021).

28. Приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 1 июня 2015 года № 348 «Об утверждении Концептуальных подходов к развитию инклюзивного образования в Республике Казахстан» [Электронный ресурс] // ИС Параграф [web-портал]. – 2015. – URL: https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=39711662 (дата обращения: 25.02.2021).

29. Приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 14 февраля 2017 года № 66, зарегистрированный в Министерстве юстиции Республики Казахстан 7 апреля 2017 года № 14995 «Типовые правила деятельности видов специальных организаций образования» [Электронный ресурс] // Əділет [web-портал]. – 2017. – URL: http://adilet.zan.kz/rus/docs/V1700014995 (дата обращения: 25.02.2021).

30. Доля организаций образования, создавших условия для инклюзивного образования за 2010-2019 годы [Электронный ресурс] // Бюро национальной статистики Агентства по стратегическому планированию и реформам Республики Казахстан [web-сайт]. – 2019. – URL: https://stat.gov.kz/ (дата обращения: 25.02.2021).

31. Численность детей инвалидов и количество детей, охваченных инклюзивном образованием [Электронный ресурс] // Бюро национальной статистики Агентства по стратегическому планированию и реформам Республики Казахстан [web-сайт]. – 2019. – URL: https://bala.stat.gov.kz/ (дата обращения: 25.02.2021).


Для цитирования:


Турлубекова М.Б., Бугубаева Р.О. Инклюзивное образование в Казахстане: анализ процесса организации и возможности дальнейшего его развития. Central Asian Economic Review. 2021;(3):89-109. https://doi.org/10.52821/2224-5561-2021-3-89-109

For citation:


Turlubekova M.B., Bugubayeva R.O. Inclusive education in Kazakhstan: analysis of the organizing process and the possibility of its further development. Central Asian Economic Review. 2021;(3):89-109. (In Russ.) https://doi.org/10.52821/2224-5561-2021-3-89-109

Просмотров: 102


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2789-4398 (Print)
ISSN 2789-4401 (Online)