Preview

ОСОБЕННОСТИ КЛАСТЕРИЗАЦИИ В КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКОМ ТУРИЗМЕ (На примере Центрально-азиатского отрезка «Шелкового пути»)

Полный текст:

Аннотация

Цель исследования – разработка методологии кластеризации туристических продуктов на примере туристского продукта культурного наследия.
Методология – в исследовании использованы следующие общенаучные методы: статистический анализ, системно-аналитический подход, теоретическое обобщение, сравнительный анализ, научная абстракция, анализ причин и следствий.
Оригинальность / ценность исследования – разработана методология кластеризации туристических продуктов. Методология апробирована на транснациональном туристическом продукте «Шелковый путь», который имеет большое значение для стран Центральной Азии.
Проблема исследования –
кластерный вид туризма в последние годы развивается очень быстро. Однако в литературе и практике до сих пор нет теории и методологии проектирования туристических кластеров. Статья посвящена решению этой проблемы.
Результаты исследования – уточнено понятие кластера, что позволило изучить подходы к кластеризации и их апробацию на туристическом продукте «Шелковый путь». Выделенные особенности процессов кластеризации позволили классифицировать туристические кластеры. Сделан вывод о двух аспектах кластеризации: дизайн и алгоритм кластеризации. Выделенные этапы кластеризации позволяют выявить наличие кластера, идентифицировать и определить степень кластеризации. В статье приведен пример кластеризации туристического продукта Шелкового пути, для которого был разработан каркас продукта, который позволил выявить пространственные характеристики, а также региональные кластеры, и был сделан вывод, что это значительно увеличит приток туристов. к маршруту Великого шелкового пути.

Об авторах

Т. И. Мухамбетов
Казахский национальный университет имени аль-Фараби
Казахстан
Алматы


М. С. Ottenbacher
Хайльброннский университет прикладных наук
Германия
Баден-Вюртемберг


Список литературы

1. Timothy D. Cultural Heritage and Tourism: An Introduction (Aspects of Tourism Texts). – Channel View Publications, 2011. – 456 p.

2. Mckercher B., du Cros H. Cultural Tourism: The Partnership Between Tourism and Cultural Heritage Management. – 1st Edition. – Routledge, 2002. – 208 p.

3. Richards G. Cultural Tourism: Global and Local Perspectives. – 1st Edition. – Routledge, 2006. – 372 p.

4. Michael E. Tourism micro-clusters // Tourism Economics. – 2003. – № 9 (2). – P. 133–145.

5. Nordin S. Tourism Clustering & Innovation: Paths to Economic Growth & Development. – Ostersund, Sweden: European Tourism Research Institute, MID-Sweden University, 2003. – 90 p.

6. Tourist Clusters, Destinations and Competitiveness Theoretical issues and empirical evidences / Edited by Francesco Capone. – Routledge, 2016. – 208 p.

7. Vignati F. Analysis of Tourist Clusters SNV – Netherlands Development Organization [Electronic source]. – 2015. – URL: http://www.hitt-initiative.org/wp/wp-content/uploads/2011/10/conceptual-paperv2_-Analise-de-Clusters.pdf (accessed: 13.09.2020).

8. McRae-Williams P. Regional Clusters: Classification and Overlap of Wine and Tourism Microclusters. – Victoria, Australia: University of Ballarat. – 2007. – 190 p.

9. Michael E. Tourism micro-clusters // Tourism Economics. – 2003. – Vol. 9 (2). – P. 133–145.

10. Porter M. E. Clusters and the new economics of competition // Harvard Business Review. – 1998. – Vol. 6 (6). – P. 77–90.

11. He L., Zhang C., Chen Y. The Cluster Analysis about Tourism Benefit in Hainan) / Proceedings of the International Conference on Mechatronics // Electronic, Industrial and Control Engineering. – 2014. – P. 742–745.

12. Dwyer L., Forsyth P., Spurr R. Evaluating tourism's economic effects: new and old approaches // Tourism Management. – 2004. – Vol. 25. – Issue 3. – P. 307–317.

13. Brida J., Zapata S. Cruise tourism: economic, socio-cultural and environmental impacts // International Journal of Leisure and Tourism Marketing. – 2010. – Vol. 1 (3). – P. 205–226.

14. Chen S. C. Residents’ Perceptions of the Impact of Major Annual Tourism Events in Macao: Cluster Analysis // Journal of Convention & Event Tourism. – 2011. – Vol. 12. – Issue 2. – P. 126–128.

15. Bulin D. EU Travel and Tourism Industry – A Cluster Analysis of Impact and Competitiveness // Global Economic Observer. – 2014. – Vol. 2. – № 1. – P. 150–162.

16. Iordache C., Ciochin J., Asandei M. Clusters – Tourism Activity Increase Competitiveness Support // Theoretical and Applied Economics. – 2010. – Vol. 17. – No. 5 (546). – P. 99–112.

17. Kim Т., Wicks B. Rethinking Tourism Cluster Development Models for Global Competitiveness // International CHRIE Conference-Refereed. – 2010. – P. 1–9.

18. Kindl da Cunha С., Carlos da Cunha J. Tourism Cluster Competitiveness and Sustainability: Proposal for a Systemic Model to Measure // The Impact of Tourism on Local Development Brazilian administration review BAR. – 2005. – Vol. 2. – No. 2. – P. 47–62.

19. Hanna H., Salhab J., Tarabay D. Improving the Competitiveness of the Tourism Cluster in Tunisia // Microeconomics of competitiveness, 2012. – 34 p.

20. Weiermair K., Steinhauser C. New Tourism cluster in the field of sports and health; The case of alpine wellness / 12th International Tourism and Leisure Symposium. – Barcelona: The Center for Tourism and Service Economics, 2003. – 17 p.

21. Székely V. Tourism Cluster and Tourism Destination: Liptov Region, Slovakia Works of the Industry // Geography Commission of the Polish Geographical Society. – 2013. – Vol. 24. – P. 25–37.

22. López Medina F. Creating a Tourism Cluster in Morelia // Mexico Korea Review of International Studies. – 2016. – Vol. 14 (2). – P. 67–92.

23. Salvador R., Luclo J., Ferreira J. Sustainable tourism micro-clusters: the case of alentejo protected areas // 25th APDR Congress, Lisbon. – 2011. – No. 25-26. – P. 5–23.

24. Larosse J. ICT Clusters in Flanders: co-operation in innovation in the New Network Economy // IWT. – 2001. – No. 35. – P. 333–356.

25. O’Malley E. Industry Clusters and Irish Indigenous Manufacturing: Limits of the Porter View // The Economic and Social Review. – 2010. – Vol. 31 (1). – P. 55–79.

26. Regional Clusters in Europe. Observatory of European SMEs // Luxembourg: Office for Official Publications of the European Communities, 2002. – No. 3. – 60 p.

27. Mckercher B., du Cros H. Cultural Tourism: The Partnership Between Tourism and Cultural Heritage Management / 1st Edition. – Routledge, 2012. – 272 p.

28. Blascoa D, Guiaa J., Pratsa L. Heritage tourism clusters along the borders of Mexico // Journal of Heritage Tourism. – 2014. – Vol. 9. – No. 1. – P. 51–67.

29. Sutcliffe K. Themed adventure drive and tourism clusters in northern Australia / Proceedings of 1st Global Tourism Clusters Conference Punta Cana. – The Savannah Way Connection, 2010. – 19 p.

30. Maps [Electronic source] // Google Maps. – URL: google.com/maps (accessed: 19.09.2020).


Для цитирования:


Мухамбетов Т.И., Ottenbacher М.С. ОСОБЕННОСТИ КЛАСТЕРИЗАЦИИ В КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКОМ ТУРИЗМЕ (На примере Центрально-азиатского отрезка «Шелкового пути»). Central Asian Economic Review. 2020;(5):70-85.

For citation:


Mukhambetov T.I., Ottenbacher M.C. SPECIAL ASPECTS OF CLUSTERING IN HERITAGE TOURISM (Evidence from the Central Asian Silk Road section). Central Asian Economic Review. 2020;(5):70-85.

Просмотров: 25


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2224-5561 (Print)