Preview

Central Asian Economic Review

Расширенный поиск

СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ КАЗАХСТАНА В ПОСТПАНДЕМИЧЕСКИЙ ПЕРИОД

https://doi.org/10.52821/2789-4401-2023-4-56-65

Аннотация

Цель исследования – Данное исследование ставит целью изучить практики разработки стратегии в государственных и частных вузах Казахстана и разработать рекомендации по их совершенствованию. Особое внимание уделяется процессу разработки стратегии, вовлечению стейкхолдеров, влиянию пандемии, а также вопросам благополучия и цифровизации.

Методология исследования – В качестве метода сбора применялись полу-структурированные очные и онлайн интервью. Исследователями было проведено 7 полу-структурированных интервью с руководителями высшего или среднего звена, которые участвовали или участвуют в разработке стратегии (ректор, проректор, руководитель департамента), а также был проведен анализ стратегических документов.

Оригинальность / ценность исследования – В научной литературе имеется множество исследований по влиянию пандемии на различные процессы в высшем образовании, но малоизучено влияние на процесс стратегического планирования с учетом цифровизации и благополучия студентов и сотрудников. Данное исследование восполняет данный пробел, а также показывает практики и трудности при стратегическом планировании в вузах Казахстана.

Результаты исследования – В процессе стратегического планирования наблюдается подход сверху-вниз, с низким вовлечением стейкхолдеров. В государственных вузах доминирующую роль играют ключевых показателей эффективности (KPI), спущенные МНВО, превращая стратегии в план по достижению этих KPI. Пандемия подвигла вузы стратегический подходить к цифровизации, но вопросы благополучия не учитываются в процессе планирования.

Об авторах

А. Б. Макатова
Алматы Менеджмент Университет
Казахстан

Макатова Айдана Бердалыкызы – магистр экономических наук

Алматы



Г. Кучумова
Maqsut Narikbayev University
Казахстан

Кучумова Гульфия Жасулановна – PhD, ассистент-профессор

Астана



К. Молдашев
Университет имени Сулеймана Демиреля; Университет Нархоз
Казахстан

Молдашев Кайрат Булатович – PhD, проректор по научным исследованиям, руководитель научного проекта

Каскелен

Алматы



Список литературы

1. Zaki B.L. New development: Strategic planning in interesting times—From inter-crisis to intra-crisis responses // Public Money Manag. Routledge, 2023. Vol. 43, № 5. P. 521–524.

2. Machado, M. D. L., & Taylor, J. S. (2010). The struggle for strategic planning in European higher education: the case of Portugal. Research in higher education journal.

3. Machado M.D.L., Farhangmehr M., Taylor J.S. The Status of Strategic Planning in Portuguese Higher Education Institutions: Trappings or Substance? // High. Educ. Policy. 2004. Vol. 17, № 4. P. 383–404.

4. Zechlin, L. (2010). Strategic planning in higher education. International encyclopedia of education, 4, 256-263.

5. Immordino, K. M., Gigliotti, R. A., Ruben, B. D., & Tromp, S. (2016). Evaluating the impact of strategic planning in higher education. Educational Planning, 23(1), 35-47.

6. Kettunen J. Strategy Process in Higher Education // J. Institutional Res. 2010. Vol. 15, № 1. P. 16–27.

7. Sirat M.B. Strategic planning directions of Malaysia’s higher education: university autonomy in the midst of political uncertainties // High. Educ. 2010. Vol. 59, № 4. P. 461–473.

8. Hu J. et al. Strategic planning and the stratification of Chinese higher education institutions // Int. J. Educ. Dev. 2018. Vol. 63. P. 36–43.

9. Nurakynova S. Medical education governance based on strategic planning: An example of Kazakhstan medical universities // Int. J. Health Gov. 2018. Vol. 23, № 3. P. 216–225.

10. Gordon, G., & Fischer, M. (2015). Strategic Planning in Public Higher Education: Management Tool or Publicity Platform?. Educational Planning, 22(3), 5-17.

11. Hassanien M. Strategic Planning in Higher Education, a Need for Innovative Model // J. Educ. Soc. Behav. Sci. 2017. Vol. 23, № 2. P. 1–11.

12. Falqueto J.M.Z. et al. Strategic planning in higher education institutions: what are the stakeholders’ roles in the process? // High. Educ. 2020. Vol. 79, № 6. P. 1039–1056.

13. Eremenko, I. (2022). Strategic Response in Regional Comprehensive Universities: The Influence of the Environment in Higher Education (Doctoral dissertation, University of Pennsylvania).

14. Letizia A. Using Strategic Planning to Create the Public Good for Higher Education in Volatile Times. 2017. Vol. 13, № 2. P. 144–164.

15. Vivek R. Sustainable Strategic Management for Online Platforms in Higher Education: Practices and Challenges // Malays. E Commer. J. 2022. Vol. 6, № 1. P. 29–35.

16. Duignan C. et al. Interdisciplinary Perspectives on an Integrated Approach to Embedding Wellbeing in Higher Education // Education and New Developments 2022 – Volume 2. inScience Press, 2022. P. 129–133.

17. Ohadomere O., Ogamba I.K. Management-led interventions for workplace stress and mental health of academic staff in higher education: a systematic review // J. Ment. Health Train. Educ. Pract. 2021. Vol. 16, № 1. P. 67–82.

18. Lemoine P.A., Richardson M.D. Planning for Higher Education Institutions: Chaos and the Covid-19 Pandemic. 2020. Vol. 27, № 3.

19. Kuzu Ö.H. Digital Transformation in Higher Education: A Case Study on Strategic Plans // Vysshee Obraz. V Ross. High. Educ. Russ. 2020. Vol. 29, № 3. P. 9–23.

20. Øvrelid, E., Grøttum, P., & Westbye, H. (2020). Digital strategies in higher education: A comparative study of digitalisation at law and medicine. European Journal for Higher Education IT.


Рецензия

Для цитирования:


Макатова А.Б., Кучумова Г., Молдашев К. СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ КАЗАХСТАНА В ПОСТПАНДЕМИЧЕСКИЙ ПЕРИОД. Central Asian Economic Review. 2023;(4):56-65. https://doi.org/10.52821/2789-4401-2023-4-56-65

For citation:


Makatova A.B., Kuchumova G., Moldashev K. STRATEGIC PLANNING IN UNIVERSITIES OF KAZAKHSTAN IN THE POST-PANDEMIC PERIOD. Central Asian Economic Review. 2023;(4):56-65. (In Russ.) https://doi.org/10.52821/2789-4401-2023-4-56-65

Просмотров: 506


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2789-4398 (Print)
ISSN 2789-4401 (Online)