СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕГИОНОВ КАЗАХСТАНА: ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ НЕРАВЕНСТВО В ГОРОДАХ И СЕЛАХ
https://doi.org/10.52821/2789-4401-2023-3-69-83
Аннотация
Цель исследования заключается в анализе факторов, способствующих возникновению и усилению образовательного неравенства между городскими и сельскими школами Казахстана.
Методология. Для достижения этой цели авторы применяют системный подход, методы сравнительного анализа, обобщения и систематизации.
Оригинальность / ценность исследования. Исследование посвящено анализу ситуации в области образовательного неравенства в разрезе типа местности в системе среднего образования Казахстана. Авторами проведен обзор статистических материалов, литературный обзор, а также систематизирована и структурирована информация по факторам, оказывающим влияние на разрыв в качестве и доступности образования в разрезе город-село.
Результаты исследования. По результатам исследования авторами определены проблемные аспекты, по которым необходимо совершенствование подходов государственной поддержки развития системы среднего образования.
Об авторах
А. С. БеймишеваКазахстан
Беймишева Айгуль Сейтжановна – PhD, ассоциированный профессор
Алматы
Ж. Ж. Арғынбаева
Казахстан
Арғынбаева Жанар Жумағалиқызы – PhD, начальник Отдела научно-исследовательской работы
Алматы
Список литературы
1. Кузекбай А. Касым-Жомарт Токаев поручил акимам областей привлекать в школы менеджеров [Электронный ресурс] // Информ.кз [web-сайт]. – 2019. – URL: https://www.inform.kz/ru/kasymzhomart-tokaev-poruchil-akimam-oblastey-privlekat-v-shkoly-menedzherov_a3557024 (Дата обращения: 24.05.2023).
2. Постановление Правительства Республики Казахстан от 12 октября 2021 года № 726. Об утверждении национального проекта "Качественное образование "Образованная нация" [Электронный ресурс] // Əділет [web-сайт]. – 2021. – URL: https://adilet.zan.kz/rus/docs/P2100000726 (Дата обращения: 26.05.2023).
3. Нурбаев Ж. Казахстан: неравная борьба за равенство в школе [Электронный ресурс] // CABAR.asia [web-сайт]. – 2019. – URL: https://cabar.asia/ru/kazahstan-neravnaya-borba-za-ravenstvo-v-shkole (Дата обращения: 29.05.2023).
4. Центр прикладных исследований «TALAP». Молодежь и образование. – Алматы, 2021. – 36 с.
5. Цель 2: Обеспечение всеобщего начального образования // ФАО и восемь целей развития, сформулированных в декларации тысячелетия. – 2015. – 2 с.
6. Национальный доклад о состоянии и развитии системы образования Республики Казахстан (за 30 лет Независимости и 2021 год). – Астана, Министерство просвещения Республики Казахстан, Министерство науки и высшего образования Республики Казахстан, АО «Информационно-аналитический центр», 2022. – 177 с.
7. Smanova N. K. Can We Overcome the Achievement Gap between Urban and Rural Students in Kazakhstan through School Resources: Evidence from PISA 2018 // ICEMT '21: Proceedings of the 5th International Conference on Education and Multimedia Technology. – 2021. – P. 321–326. – DOI: https://doi.org/10.1145/3481056.3481064.
8. Tastanbekova K. Professional prestige, status and esteem of teaching in Kazakhstan: Temporal, regional and gender analysis of payroll data // Journal of Eastern European and Central Asian Research. – 2020. – 7(2). – P. 175-190.
9. Afzal Tajik M., Shamatov D., Fillipova L. Stakeholders’ perceptions of the quality of education in rural schools in Kazakhstan // Improving Schools. – 2021. – 25(2). – P. 187-204. – DOI: 10.1177/13654802211031088.
10. Ayubayeva N. Teacher collaboration for professional learning: Case studies of three schools in Kazakhstan: Doctoral dissertation. – University of Cambridge, 2018. – 352 p.
11. Статистика образования, науки и инноваций [Электронный ресурс] // Бюро национальной статистики [web-сайт]. – 2023. – URL: https://stat.gov.kz/ru/industries/social-statistics/stat-edu-science-inno/ (Дата обращения: 30.05.2023).
12. Среднее образование [Электронный ресурс] // Министерство просвещения Республики Казахстан [web-сайт]. – 2023. – URL: https://www.gov.kz/memleket/entities/edu/activities/273?lang=ru (Дата обращения: 30.05.2023).
13. Национальный сборник «Статистика системы образования Республики Казахстан». – АО «Информационно аналитический центр»: Нур-Султан, 2022. – 308 с.
14. Благотворительный проект «Развитие потенциала опорных школ в сельской местности» [Электронный ресурс] // Общественный фонд «Қазақстан халқына» [web-сайт]. – б. д. – URL: https://qazaqstanhalqyna.kz/ru/programs/17-charity-ru/342-school.html (Дата обращения: 02.06.2023).
15. Национальный доклад о состоянии и развитии системы образования РК. – Астана: ИАЦ, 2022. – 325 с.
16. Разрыв в качестве школьного образования между городом и селом в РК составляет восемь баллов [Электронный ресурс] // КазТАГ [web-сайт]. – 2019. – URL: https://kaztag.kz/ru/news/razryv-vkachestve-shkolnogo-obrazovaniya-mezhdu-gorodom-i-selom-v-rk-sostavlyaet-vosem-ballov (Дата обращения: 02.06.2023).
17. Статистические данные ЕНТ [Электронный ресурс] // Национальный Центр Тестирования [webсайт]. – 2023. – URL: https://testcenter.kz/ru/stats/statisticheskie-dannye-ent/ (Дата обращения: 02.06.2023).
18. Постановление Правительства Республики Казахстан от 30 ноября 2022 года № 963 Об утверждении пилотного национального проекта в области образования «Комфортная школа» [Электронный ресурс] // Əділет [web-сайт]. – 2022. – URL: https://adilet.zan.kz/rus/docs/P2200000963 (Дата обращения: 02.06.2023).
Рецензия
Для цитирования:
Беймишева А.С., Арғынбаева Ж.Ж. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕГИОНОВ КАЗАХСТАНА: ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ НЕРАВЕНСТВО В ГОРОДАХ И СЕЛАХ. Central Asian Economic Review. 2023;(3):69-83. https://doi.org/10.52821/2789-4401-2023-3-69-83
For citation:
Beimisheva A.S., Argynbaeva Zh.Zh. SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT OF THE REGIONS OF KAZAKHSTAN: EDUCATIONAL INEQUALITY IN CITIES AND VILLAGES. Central Asian Economic Review. 2023;(3):69-83. (In Russ.) https://doi.org/10.52821/2789-4401-2023-3-69-83