Preview

Central Asian Economic Review

Расширенный поиск

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕГИОНОВ КАЗАХСТАНА: ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ НЕРАВЕНСТВО В ГОРОДАХ И СЕЛАХ

https://doi.org/10.52821/2789-4401-2023-3-69-83

Аннотация

Цель исследования заключается в анализе факторов, способствующих возникновению и усилению образовательного неравенства между городскими и сельскими школами Казахстана.

Методология. Для достижения этой цели авторы применяют системный подход, методы сравнительного анализа, обобщения и систематизации.

Оригинальность / ценность исследования. Исследование посвящено анализу ситуации в области образовательного неравенства в разрезе типа местности в системе среднего образования Казахстана. Авторами проведен обзор статистических материалов, литературный обзор, а также систематизирована и структурирована информация по факторам, оказывающим влияние на разрыв в качестве и доступности образования в разрезе город-село.

Результаты исследования. По результатам исследования авторами определены проблемные аспекты, по которым необходимо совершенствование подходов государственной поддержки развития системы среднего образования.

Об авторах

А. С. Беймишева
Университет Нархоз
Казахстан

Беймишева Айгуль Сейтжановна – PhD, ассоциированный профессор

Алматы



Ж. Ж. Арғынбаева
Университет Нархоз
Казахстан

Арғынбаева Жанар Жумағалиқызы – PhD, начальник Отдела научно-исследовательской работы

Алматы



Список литературы

1. Кузекбай А. Касым-Жомарт Токаев поручил акимам областей привлекать в школы менеджеров [Электронный ресурс] // Информ.кз [web-сайт]. – 2019. – URL: https://www.inform.kz/ru/kasymzhomart-tokaev-poruchil-akimam-oblastey-privlekat-v-shkoly-menedzherov_a3557024 (Дата обращения: 24.05.2023).

2. Постановление Правительства Республики Казахстан от 12 октября 2021 года № 726. Об утверждении национального проекта "Качественное образование "Образованная нация" [Электронный ресурс] // Əділет [web-сайт]. – 2021. – URL: https://adilet.zan.kz/rus/docs/P2100000726 (Дата обращения: 26.05.2023).

3. Нурбаев Ж. Казахстан: неравная борьба за равенство в школе [Электронный ресурс] // CABAR.asia [web-сайт]. – 2019. – URL: https://cabar.asia/ru/kazahstan-neravnaya-borba-za-ravenstvo-v-shkole (Дата обращения: 29.05.2023).

4. Центр прикладных исследований «TALAP». Молодежь и образование. – Алматы, 2021. – 36 с.

5. Цель 2: Обеспечение всеобщего начального образования // ФАО и восемь целей развития, сформулированных в декларации тысячелетия. – 2015. – 2 с.

6. Национальный доклад о состоянии и развитии системы образования Республики Казахстан (за 30 лет Независимости и 2021 год). – Астана, Министерство просвещения Республики Казахстан, Министерство науки и высшего образования Республики Казахстан, АО «Информационно-аналитический центр», 2022. – 177 с.

7. Smanova N. K. Can We Overcome the Achievement Gap between Urban and Rural Students in Kazakhstan through School Resources: Evidence from PISA 2018 // ICEMT '21: Proceedings of the 5th International Conference on Education and Multimedia Technology. – 2021. – P. 321–326. – DOI: https://doi.org/10.1145/3481056.3481064.

8. Tastanbekova K. Professional prestige, status and esteem of teaching in Kazakhstan: Temporal, regional and gender analysis of payroll data // Journal of Eastern European and Central Asian Research. – 2020. – 7(2). – P. 175-190.

9. Afzal Tajik M., Shamatov D., Fillipova L. Stakeholders’ perceptions of the quality of education in rural schools in Kazakhstan // Improving Schools. – 2021. – 25(2). – P. 187-204. – DOI: 10.1177/13654802211031088.

10. Ayubayeva N. Teacher collaboration for professional learning: Case studies of three schools in Kazakhstan: Doctoral dissertation. – University of Cambridge, 2018. – 352 p.

11. Статистика образования, науки и инноваций [Электронный ресурс] // Бюро национальной статистики [web-сайт]. – 2023. – URL: https://stat.gov.kz/ru/industries/social-statistics/stat-edu-science-inno/ (Дата обращения: 30.05.2023).

12. Среднее образование [Электронный ресурс] // Министерство просвещения Республики Казахстан [web-сайт]. – 2023. – URL: https://www.gov.kz/memleket/entities/edu/activities/273?lang=ru (Дата обращения: 30.05.2023).

13. Национальный сборник «Статистика системы образования Республики Казахстан». – АО «Информационно аналитический центр»: Нур-Султан, 2022. – 308 с.

14. Благотворительный проект «Развитие потенциала опорных школ в сельской местности» [Электронный ресурс] // Общественный фонд «Қазақстан халқына» [web-сайт]. – б. д. – URL: https://qazaqstanhalqyna.kz/ru/programs/17-charity-ru/342-school.html (Дата обращения: 02.06.2023).

15. Национальный доклад о состоянии и развитии системы образования РК. – Астана: ИАЦ, 2022. – 325 с.

16. Разрыв в качестве школьного образования между городом и селом в РК составляет восемь баллов [Электронный ресурс] // КазТАГ [web-сайт]. – 2019. – URL: https://kaztag.kz/ru/news/razryv-vkachestve-shkolnogo-obrazovaniya-mezhdu-gorodom-i-selom-v-rk-sostavlyaet-vosem-ballov (Дата обращения: 02.06.2023).

17. Статистические данные ЕНТ [Электронный ресурс] // Национальный Центр Тестирования [webсайт]. – 2023. – URL: https://testcenter.kz/ru/stats/statisticheskie-dannye-ent/ (Дата обращения: 02.06.2023).

18. Постановление Правительства Республики Казахстан от 30 ноября 2022 года № 963 Об утверждении пилотного национального проекта в области образования «Комфортная школа» [Электронный ресурс] // Əділет [web-сайт]. – 2022. – URL: https://adilet.zan.kz/rus/docs/P2200000963 (Дата обращения: 02.06.2023).


Рецензия

Для цитирования:


Беймишева А.С., Арғынбаева Ж.Ж. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕГИОНОВ КАЗАХСТАНА: ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ НЕРАВЕНСТВО В ГОРОДАХ И СЕЛАХ. Central Asian Economic Review. 2023;(3):69-83. https://doi.org/10.52821/2789-4401-2023-3-69-83

For citation:


Beimisheva A.S., Argynbaeva Zh.Zh. SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT OF THE REGIONS OF KAZAKHSTAN: EDUCATIONAL INEQUALITY IN CITIES AND VILLAGES. Central Asian Economic Review. 2023;(3):69-83. (In Russ.) https://doi.org/10.52821/2789-4401-2023-3-69-83

Просмотров: 652


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2789-4398 (Print)
ISSN 2789-4401 (Online)