Образование как фактор развития креативной экономики: научный синтез оценки исследований
https://doi.org/10.52821/2789-4401-2023-2-72-93
Аннотация
Цель исследования. Настоящее исследование посвящено анализу и проведению систематического обзора литературы на тему связи образования и креативной экономики на основе цитирования научных работ в международной наукометрической базе данных. Целью исследования является анализ литературы в рассматриваемой области путем выявления наиболее актуальных направлений и пробелов.
Методология исследования была реализована путем литературного обзора научных статей, по следующим ключевым словам: «education», «creative economy» «creative industries». Методология исследования включает анализ наиболее влиятельных авторов, работ и изданий по вопросу связи образования и креативных индустрий. При выявлении ключевых слов в анализируемую базу вошли 303 научных статей базы данных Scopus за 2001-2021 годы, которые оценены как наиболее релевантные.
Оригинальность исследования подтверждается и обосновывается малым количеством научных исследований и статей, раскрывающих взаимосвязь образования и креативной экономики.
Результаты исследования. Результаты показывают, что International Journal of Cultural Policy является ведущим журналом по количеству публикаций и общему количеству цитирований. D. Rae является наиболее цитируемым автором (317 цитирований). Наиболее цитируемой статьей в исследуемой области является «Looking for work in creative industries policy» под авторством Banks и Hesmondhalgh. Результаты систематического обзора могут быть использованы другими авторами для проведения исследований в выявленных актуальных направлениях.
Об авторах
А. С. ЖупароваКазахстан
Жупарова Азиза Сериковна - PhD, Ассоциированный профессор.
Алматы
А. С. Асилова
Казахстан
Асилова Айжан Сарсеновна - кандидат экономических наук, и.о. доцента.
Алматы
Г. Б. Исатаева
Казахстан
Исатаева Гульжан Богенбаевна - кандидат экономических наук, старший преподаватель.
Шымкент
Список литературы
1. Howland J., Wright T., Boughan R., Roberts B. How Scholarly Is Google Scholar? A Comparison to Library Databases // College & Research Libraries. - 2009. - № 70. - P. 227-234. - DOI: https://doi.org/10.5860/crl.70.3.227.
2. Flew T., Cunningham S. Creative Industries After the First Decade of Debate // The Information Society. - 2010. - № 26. - DOI: https://doi.org/10.1080/01972240903562753.
3. Oliveira J. M. de Araujo B. C., Silva L. V. Panorama Da Economia Criativa No Brasil // Texto Para Discussao. - 2013. - № 1. - Р. 54.
4. Nesta. Creativity Vs. Robots - 2015 [Электронный ресурс] // NESTA [web-сайт]. - 2015. - URL: https://media.nesta.org.uk/documents/creativity_vs._robots_wv.pdf (Дата обращения: 01.09.2022).
5. Davies D., Jindal-Snape D., Collier C., Digby R., Hay P., Howe A. Creative learning environments in education—A systematic literature review // Thinking skills and creativity. - 2013. - № 8. - Р. 80-91.
6. Aguilera D., Ortiz-Revilla J. STEM vs. STEAM education and student creativity: A systematic literature review. Education Sciences. - 2021. - № 11(7). - Р. 331.
7. Sharif R. The relations between acculturation and creativity and innovation in higher education: A systematic literature review // Educational Research Review. - 2019. - № 28. - 100287.
8. Ahmad N., Menegaki A. N., Al-Muharrami, S. Systematic literature review of tourism growth nexus: an overview of the literature and a content analysis of 100 most influential papers // Journal of Economic Surveys. - 2020. - № 34(5). - Р. 1068-1110. - DOI: https://doi.org/https://doi.org/10.1111/joes.12386.
9. Falagas M., Pitsouni E., Malietzis G., Pappas G. Comparison of PubMed, Scopus, Web of Science, and Google Scholar: Strengths and weaknesses // FASEB Journal : Official Publication of the Federation of American Societies for Experimental Biology. - 2008. - № 22. - Р. 338-342. - DOI: https://doi.org/10.1096/fj.07-9492LSF.
10. Andersen J. P., Nielsen M. W. Google Scholar and Web of Science: Examining gender differences in citation coverage across five scientific disciplines. // Journal of Informetrics. - 2018. - № 12(3). - Р. 950-959. - DOI: https://doi.org/10.1016/j.joi.2018.07.010.
11. Kulkarni A. V, Aziz B., Shams I., Busse J. W. Comparisons of citations in Web of Science, Scopus, and Google Scholar for articles published in general medical journals // JAMA. - 2009. - № 302(10). - Р. 10921096. - DOI: https://doi.org/10.1001/jama.2009.1307.
12. Sainaghi R. The current state of academic research into peer-to-peer accommodation platforms // International Journal of Hospitality Management. - 2020. - № 89. - Article 102555. - DOI: https://doi.org/10.1016/j.ijhm.2020.102555.
13. Martin-Martin A., Orduna-Malea E., Harzing A. W., Lopez-Cozar E. D. Can we use Google Scholar to identify highly-cited documents? // Journal of informetrics. - 2017. - № 11(1). - Р. 152-163.
14. Corbet S., Lucey B., Urquhart A., Yarovaya L. Cryptocurrencies as a Financial Asset: A systematic analysis // International Review of Financial Analysis. - 2018. - № 62. - P. 182-199. - DOI: https://doi.org/10.1016/j.irfa.2018.09.003.
15. Aria M., Cuccurullo C. bibliometrix: An R-tool for comprehensive science mapping analysis. // Journal of Informetrics. - 2017. - № 11(4). - Р. 959-975. - DOI: https://doi.org/10.1016/j.joi.2017.08.007.
16. Higgs P., Cunningham S. Creative industries mapping: Where have we come from and where are we going? // Creative industries journal. - 2008. - № 1(1). - Р. 7-30.
17. De Beukelaer C. Creative industries in «developing» countries: Questioning country classifications in the UNCTAD creative economy reports // Cultural Trends. - 2014. - № 23(4). - Р. 232-251.
18. Dalle Nogare C., Murzyn-Kupisz M. Do museums foster innovation through engagement with the cultural and creative industries? // Journal of Cultural Economics. - 2021. - № 45(4). - Р. 671-704.
19. Banks M., Hesmondhalgh D. Looking for work in creative industries policy. International journal of cultural policy. - 2009. - № 15(4). - Р. 415-430.
20. Betzler D., Loots E., Prokupek M., Marques L., Grafenauer P. COVID-19 and the arts and cultural sectors: Investigating countries' contextual factors and early policy measures // International journal of cultural policy. - 2021. - № 27(6). - Р. 796-814.
21. Alvarado R. U. Growth of Literature on Bradford's Law. // Investigacion Bibliotecologica. - 2016. -№ 30(68). - Р. 51-72. - DOI: https://doi.org/10.1016/j.ibbai.2016.06.003.
22. Cobo M. J., Lopez-Herrera A. G., Herrera-Viedma E., Herrera F. Science mapping software tools: Review, analysis, and cooperative study among tools // Journal of the American Society for information Science and Technology. - 2011. - № 62(7). - Р. 1382-1402.
Рецензия
Для цитирования:
Жупарова А.С., Асилова А.С., Исатаева Г.Б. Образование как фактор развития креативной экономики: научный синтез оценки исследований. Central Asian Economic Review. 2023;(2):72-93. https://doi.org/10.52821/2789-4401-2023-2-72-93
For citation:
Zhuparova A., Asilova A., Isataeva G. Education as a factor in the development of a creative economy: a scientific synthesis of research evaluation. Central Asian Economic Review. 2023;(2):72-93. (In Russ.) https://doi.org/10.52821/2789-4401-2023-2-72-93