Управление знаниями как основа для современных инноваций
https://doi.org/10.52821/2789-4401-2023-2-56-71
Аннотация
Современные глобальные вызовы диктуют необходимость разработки новых подходов к управлению. В настоящее время компании конкурируют не просто товарами и услугами, а знаниями и умением их эффективного применения.
Цель статьи заключалась в изучении понятийно-категориального аппарата knowledge management и в формировании собственного понимания управления знаниями.
Методология исследования. Проведен литературный обзор научных статей по knowledge management в рецензируемых журналах электронных баз данных с 1987 года в том числе с применением програм -мы «Harzing's Publish or Perish». Были изучены труды ученых в сфере философии, социологии, экономики, информационных систем и т. д. На основании результатов проделанной работы структурированы понятия «данные», «информация», «знания» и «управление знаниями».
Оригинальность /ценность исследования. Knowledge management - управление знаниями, как один из относительно новых видов менеджмента, вызывает как интерес со стороны представителей научного и делового сообщества, так и скептическое отношение к вопросу своей уникальности, необходимости и в принципе смысловой составляющей. Особенно это заметно в работах ученых, занимающихся вопросами управления информацией. Однако исследователи в области инноваций связывают управление знаниями в компаниях с возможностью получения конкурентного преимущества.
Результаты исследования. Существуют разные точки зрения в контексте - являются ли эти термины синонимами или нет. Проведенное исследование показало, что рассмотрение данных понятий в качестве синонимов является заблуждением. Это ведет к неверному толкованию об объекте управления - о знаниях, и, следовательно, формирует поверхностное представление о самой функции и деятельности менеджеров по управлению знаниями. Изучение взаимосвязи людей, бизнес-процессов, IT-технологий, корпоративной культуры и иных факторов в рамках системы управления знаниями в компании представляется следующим шагом для продолжения данного исследования.
Об авторах
А. В. ПанкратоваКазахстан
Панкратова Александра Викторовна - докторант PhD.
Алматы
Н. В. Никифорова
Казахстан
Никифорова Нина Владимировна - доктор экономических наук, профессор.
Алматы
И. Г. Хан
Казахстан
Хан Ирина Гурьевна - кандидат философских наук, профессор.
Алматы
Список литературы
1. Wilkesmann M., Wilkesmann U. Industry 4.0 - organizing routines or innovations? // VINE Journal of Information and Knowledge Management Systems. 2018. - № 48(2). - P. 238-254. - DOI: 10.1108/VJIKMS-04-2017-0019.
2. Abubakar A. M. et al. Knowledge management, decision-making style and organizational performance // Journal of Innovation & Knowledge. - 2019. - № 4(2). - P. 104-114. - DOI: 10.1016/j.jik.2017.07.003.
3. Heisig P., Kannan S. Knowledge management: does gender matter? A systematic review of literature // Journal of Knowledge Management. - 2020. - № 24(6). - P. 1315-1342. - DOI: 10.1108/JKM-08-2018-0472.
4. Audretsch D. B. et al. Knowledge management and entrepreneurship // International Entrepreneurship and Management Journal. - 2020. - № 16(2). - P. 373-385. - DOI: 10.1007/s11365-020-00648-z.
5. Solomon G. T., Alabduljader N., Ramani R. S. Knowledge management and social entrepreneurship education: lessons learned from an exploratory two-country study // Journal of Knowledge Management. -2019. - № 23(10). - P. 1984-2006. - DOI: 10.1108/JKM-12-2018-0738.
6. Abbas J., Sagsan M. Impact of knowledge management practices on green innovation and corporate sustainable development: A structural analysis // Journal of Cleaner Production. - 2019. - № 229. - P. 611620. - DOI: 10.1016/j.jclepro.2019.05.024.
7. Inkinen H. Review of empirical research on knowledge management practices and firm performance // Journal of Knowledge Management. - 2016. - № 20(2). - P. 230-257. - DOI: 10.1108/JKM-09-2015-0336.
8. Santoro G. et al. The Internet of Things: Building a knowledge management system for open innovation and knowledge management capacity // Technological Forecasting and Social Change. - 2018. - № 136. - P. 347-354. - DOI: 10.1016/j.techfore.2017.02.034.
9. Zins C. Conceptual approaches for defining data, information, and knowledge // Journal of the American Society for Information Science and Technology. - 2007. - № 58(4). - P. 479-493. - DOI: 10.1002/asi.20508.
10. Jakubik M., Muursepp P. From knowledge to wisdom: will wisdom management replace knowledge management? // European Journal of Management and Business Economics. - 2022. - № 31(3). - P. 367-389. - DOI: 10.1108/EJMBE-07-2021-0219.
11. Davenport T. H., Prusak L. Working Knowledge: How Organizations Manage What They Know // Working Knowledge. - 1998. - DOI: 10.1145/348772.348775.
12. Zohuri B., Mossavar-Rahmani F., Behgounia F. Knowledge is power in four dimensions: models to forecast future paradigm: with artificial intelligence integration in energy and other use cases. - Amsterdam: Academic Press, 2022. - p.
13. Vince G. Cities: How crowded life is changing us [Electronic resource] // BBC News [website]. - 2013. -URL: https://www.bbc.com/future/article/20130516-how-city-life-is-changing-us (Accessed: 05.02.2023).
14. Ahmed R., Shaheen S., Philbin S.P. The role of big data analytics and decision-making in achieving project success // Journal of Engineering and Technology Management. - 2022. - № 65. - Article 101697. - DOI: 10.1016/j.jengtecman.2022.101697
15. Ferraris A. et al. Big data analytics capabilities and knowledge management: impact on firm performance // Management Decision. - 2019. - № 57(8). - P. 1923-1936. - DOI: 10.1108/MD-07-2018-0825.
16. Jayawardene V. et al. The role of data and information quality during disaster response decision-making // Progress in Disaster Science. - 2021. - № 12. - Article 100202. - DOI: 10.1016/j.pdisas.2021.100202.
17. Микешина Л. А. Философия науки. - М.: Прогресс-Традиция, 2005. - 463 с.
18. Пилипенко Е. В., Баталов Ю. В. Основные понятия теории "Экономика знаний" // Вестник Удмуртского Университете. - 2014. - № 3. - С. 86-95.
19. Baskerville R., Dulipovici A. The theoretical foundations of knowledge management // Knowledge Management Research & Practice. - 2006. - № 4(2). - P. 83-105. - DOI: 10.1057/palgrave.kmrp.8500090.
20. Grant R., Phene A. The knowledge based view and global strategy: Past impact and future potential // Global Strategy Journal. - 2022. - № 12(1). - P. 3-30. - DOI: 10.1002/gsj.1399.
21. Serenko A. The Great Resignation: the great knowledge exodus or the onset of the Great Knowledge Revolution? // Journal of Knowledge Management. - 2022. - DOI: 10.1108/JKM-12-2021-0920.
22. Jakubik M. Exploring the knowledge landscape: four emerging views of knowledge // Journal of Knowledge Management. - 2007. - № 11(4). - P. 6-19. - DOI: 10.1108/13673270710762675.
23. Wilson T. The nonsense of “knowledge management” [Electronic resource] // Informationr.net [website]. - 2003. - URL: http://informationr.net/ir/8-1/paper144.html (Accessed: 09.02.2023).
24. Alavi M., Leidner D. E. Review: Knowledge Management and Knowledge Management Systems: Conceptual Foundations and Research Issues // MIS Quarterly. - Management Information Systems Research Center, University of Minnesota, 2001. - № 25(1). - P. 107-136. - DOI: 10.2307/3250961.
25. Мескон М. Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента, 3-е изд.: Пер. с англ. - М.: ООО "И.Д. Вильямс", 2016. - 672 с.
26. Heisig P. Harmonisation of knowledge management - comparing 160 KM frameworks around the globe // Journal of Knowledge Management. - 2009. - № 13(4). - P. 4-31. - DOI: 10.1108/13673270910971798.
27. Nonaka I., Takeuchi H. The knowledge-creating company: how Japanese companies create the dynamics of innovation. - New York: Oxford University Press, 1995. - 284 p.
28. Koenig M. What is KM? Knowledge Management Explained [Electronic resource] // Knowledge Management World [website]. - 2018. - URL: https://www.kmworld.com/About/What_is_Knowledge_Management (Accessed: 05.02.2023).
29. Bandera C. et al. Knowledge management and the entrepreneur: Insights from Ikujiro Nonaka's Dynamic Knowledge Creation model (SECI) // International Journal of Innovation Studies. - 2017. - № 1(3). - P. 163-174. - DOI: 10.1016/j.ijis.2017.10.005.
30. Grant R. Knowledge Management Theories // The Palgrave Encyclopedia of Strategic Management / ed. Augier M., Teece D.J. - London: Palgrave Macmillan UK, 2016. - P. 1-5. - DOI: 10.1057/978-1-349-94848-2_492-1
31. Kozhakhmet S. et al. When investment in employee development promotes knowledge sharing behavior in an uncertain post-Soviet context // Personnel Review. - 2019. - № 49(2). - P. 370-388. - DOI: 10.1108/PR-12-2018-0523.
32. Serenko A., Choo C.W. Knowledge sabotage as an extreme form of counterproductive knowledge behavior: the role of narcissism, Machiavellianism, psychopathy, and competitiveness // Journal of Knowledge Management. - 2020. - № 24(9). - P. 2299-2325. - DOI: 10.1108/JKM-06-2020-0416.
Рецензия
Для цитирования:
Панкратова А.В., Никифорова Н.В., Хан И.Г. Управление знаниями как основа для современных инноваций. Central Asian Economic Review. 2023;(2):56-71. https://doi.org/10.52821/2789-4401-2023-2-56-71
For citation:
Pankratova A.V., Nikiforova N.V., Khan I.G. Knowledge management as a basis for modern innovations. Central Asian Economic Review. 2023;(2):56-71. (In Russ.) https://doi.org/10.52821/2789-4401-2023-2-56-71