ИНСТРУМЕНТЫ КОНТРОЛЯ И ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ АВТОНОМИИ КАЗАХСТАНСКИХ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ
Аннотация
Цель исследования заключается в проведении анализа реализации и восприятия академическим сообществом основных инструментов контроля и обеспечения качества высшего образования как профилактический контроль и аккредитация.
Методология. Применялся метод анализа вторичных данных, полученных из открытых источников Комитета по обеспечению качества в сфере образования и науки, Центра Болонского процесса и академической мобильности, Информационно-аналитического центра при Министерстве науки и высшего образования Республики Казахстан. Также был проведен контент-анализ законодательства, стратегических и программных документов, национальных докладов, выступлений. Кроме того, использовался смешанный метод исследования как экспертный опрос (758 респондентов) и экспертное интервью (14 человек).
Оригинальность / ценность исследования заключается в проведении исследования на основе мнений сотрудников и преподавателей казахстанских вузов для определения уровня восприятия ими профилактического контроля и аккредитации.
Результаты исследования. В результате анализа оценки профилактического контроля и аккредитации и восприятия вузами выявлено больше положительной оценки к аккредитации, чем к профилактическому контролю. Результаты опроса доказали, что несмотря на отказ от государственной аттестации, элементы и подход в профилактическом контроле остается по-прежнему «бюрократизированным» и «ограничивающим автономию вузов».
С учетом позитивного восприятия академическим сообществом независимой аккредитации, на сегодняшний день назревает вопрос насколько уже актуально использование параллельно этих двух инструментов с дублирующими целями (достижение качества, улучшение качества) в обеспечении качества.
Ключевые слова
Об авторах
Ш. К. СулейменоваКазахстан
Сулейменова Шынар Кайратовна – докторант
Астана
С. М. Омирбаев
Казахстан
Омирбаев Серик Мауленович – доктор экономических наук, первый проректор, профессор; Академик Академии экономических наук Казахстана
Астана
Список литературы
1. Указ Президента Республики Казахстан от 15 февраля 2018 года № 636 «Об утверждении Национального плана развития Республики Казахстан до 2025 года и признании утратившими силу некоторых указов Президента Республики Казахстан» [Электронный ресурс] // Әділет [web-сайт]. – 2018. – URL: https://adilet.zan.kz/rus/docs/U1800000636#z1448 (Дата обращения: 28.11.2022).
2. Magna Charta Universitatum. The Bologna Declaration of 19 June 1999 [Электронды ресурс] // The Magna Charta Observatory [web-сайт]. – 1988. URL: https://www.magna-charta.org/magna-chartauniversitatum/mcu-1988 (Дата обращения: 28.11.2022).
3. Закон Республики Казахстан от 4 июля 2018 года № 171-VІ «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам расширения академической и управленческой самостоятельности высших учебных заведений» [Электронный ресурс] // Әділет [web-сайт]. – 2018. – URL: https://adilet.zan.kz/rus/docs/Z1800000171#z81 (Дата обращения: 28.11.2022).
4. Национальный доклад о состоянии и развитии системы образования Республики Казахстан (по итогам 2018 года) [Электронный ресурс] // Информационно-аналитический центр [web-сайт]. – 2019. – URL: https://iac.kz/wp-content/uploads/2022/01/naczionalnyj-doklad-po-itogam-2018-goda.pdf (Дата обращения: 28.11.2022).
5. Van Vught F. A., Westerheijden D. F. Towards a general model of quality assessment in higher education // Higher Education. – 1994. – № 28(3). – Р. 355–371. – DOI: https://doi.org/10.1007/BF01383722doi:10.1007/bf01383722.
6. А Selection Of Papers From The 2nd European Quality Assurance Forum «Implementing And Using Quality Assurance: Strategy And Practice». – European University Association, 2008. – 91 p.
7. Haakstad J. Accreditation: The new quality assurance formula? Some reflections as Norway is about to reform its quality assurance system // Quality in Higher Education. – 2001. – № 7(1). – Р. 77-82. – DOI: https://doi.org/10.1080/13538320120045102.
8. Talvinen K. Enhancing Quality: Audits in Finnish higher education institutions 2005–2012. – Helsinki, Publications of The Finnish Higher Education Evaluation Council, 2012. – 95 р.
9. Aijing Chu, Don F. Westerheijden. Between quality and control: what can we learn from higher education quality assurance policy in the Netherlands // Quality in Higher Education. – 2019. – № 24(3). – P. 260-270. – DOI: https://doi.org/10.1080/13538322.2018.1559513.
10. Cardoso S., João Rosa M., Santos C.S. Different academics' characteristics, different perceptions on quality assessment? // Quality Assurance in Education. – 2013. –Vol. 21. – № 1. – Р. 96-117. – DOI: https://doi.org/10.1108/09684881311293089.
11. Пак Ю. Н., Нугужинов Ж. С., Пак Д. Ю., Рахимов М.А. Опыт высшей школы Казахстана по обеспечению качества образования // Аккредитация в образовании. – 2018. – № 102. – URL: https://akvobr.ru/kazahstan_obespechenie_kachestva_obrazovaniya.html (Дата обращения: 30.11.2022).
12. Sagintayeva A., Kurakbayev К. Understanding the Transition of Public Universities to Institutional Autonomy in Kazakhstan // European Journal of Higher Education. – 2015. – № 5(2). – Р. 197-210. – DOI: https://doi.org/10.1080/21568235.2014.967794.
13. Kerimkulova S., Kuzhabekova А. Quality Assurance in Higher Education of Kazakhstan: A Review of the System and Issues // The Rise of Quality Assurance in Asian Higher Education. – 2017. – Р. 87-108. – DOI: https://doi.org/10.1016/B978-0-08-100553-8.00006-9.
14. Omirbayev S., Mukhatayev A., Biloshchytskyi A., Kassenov Kh. National model of the quality assurance of education in Kazakhstan: Format, Tools, And Regulatory Mechanisms // Scientific Journal of Astana IT University. – 2021. – № 8. – Р. 63-74. – DOI: https://doi.org/10.37943/AITU.2021.24.30.007.
15. Статистический сборник «Образование в Республике Казахстан. 2016-2020». – URL: https://www.stat.gov.kz/official/industry/62/publication (Дата обращения: 30.11.2022).
16. Закон Республики Казахстан от 27 июля 2007 года № 319-III «Об образовании» [Электронный ресурс] // Әділет [web-сайт]. – 2007. – URL: http://adilet.zan.kz/rus/docs/Z070000319_ (Дата обращения: 30.11.2022).
17. Совместный приказ и.о. Министра образования и науки Республики Казахстан от 31 декабря 2015 года № 719 и и.о. Министра национальной экономики Республики Казахстан от 31 декабря 2015 года № 843 «Об утверждении критериев оценки степени риска и проверочных листов по проверкам за системой образования». [Электронный ресурс] // Әділет [web-сайт]. – 2015. – URL: http://adilet.zan.kz/rus/docs/V1500012777 (Дата обращения: 30.11.2022).
18. Выступление Главы государства К. Токаева на церемонии закрытия Года молодежи и старта Года волонтера. 10 декабря 2019 года [Электронный ресурс] // Официальный сайт Президента Республики Казахстан [web-сайт]. – 2019. – URL:/ https://www.akorda.kz/ru/speeches/internal_political_affairs/in_speeches_and_addresses/vystuplenie-glavy-gosudarstva-k-tokaeva-na-ceremonii-zakrytiya-godamolodezhi-i-starta-goda-volontera (Дата обращения: 30.11.2022).
19. Каланова Ш. М. Будущее независимой аккредитации в Казахстане // Аккредитация в образовании. – 2013. – №63. – Р. 42-43. – URL: https://akvobr.ru/nezavisimaja_akkreditacia_v_kazahstane.html (Дата обращения: 30.11.2022).
20. Шаханова Н. Ж. Национальная модель аккредитации: опыт Казахстана // Аккредитация в образовании. – 2009. – №1. – Р. 42-45. – URL: https://akvobr.ru/nacionalnaja_model_akkreditacii_opyt_kazahstana.html (Дата обращения: 30.11.2022).
21. Информационная статистика [Электронный ресурс] // Сайт Центра Болонского процесса и академической мобильности. [web-сайт]. – URL: https://enic-kazakhstan.edu.kz/ru/accreditation/informacionnaya-statistika (Дата обращения: 01.12.2022).
22. Приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 1 ноября 2016 года № 629 «Об утверждении требований, предъявляемые к аккредитационному органу и правил признания аккредитационных органов, в том числе зарубежных» [Электронный ресурс] // Әділет [web-сайт]. – 2016. – URL: https://adilet.zan.kz/rus/docs/V1600014438 (Дата обращения: 01.12.2022).
23. Приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 23 июня 2022 года № 292 «Об утверждении Руководства по обеспечению качества по уровням образования». [Электронный ресурс] // Сайт Министерства просвещения Республики Казахстан [web-сайт]. – 2022. –URL: https://www.gov.kz/memleket/entities/edu/documents/details/319826?lang=ru (Дата обращения: 01.12.2022).
24. Ryan T. Quality assurance in higher education: A review of literature. // Higher Learning Research Communications. – 2015. – № 5(4). – DOI: https://doi.org/10.18870/hlrc.v5i4.257
25. OECD & World Bank. Reviews of national policies for education: Higher education in Kazakhstan. – 2007. – Paris, France: OECD. – 288 p.
Рецензия
Для цитирования:
Сулейменова Ш.К., Омирбаев С.М. ИНСТРУМЕНТЫ КОНТРОЛЯ И ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ АВТОНОМИИ КАЗАХСТАНСКИХ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ. Central Asian Economic Review. 2022;(6):114-128. https://doi.org/10.52821/2789-4401-2022-6-114-128
For citation:
Suleimenova S.K., Omirbayev S.M. TOOLS FOR MONITORING AND QUALITY ASSURANCE OF EDUCATION IN THE CONDITIONS OF AUTONOMY OF KAZAKHSTAN’S UNIVERSITIES. Central Asian Economic Review. 2022;(6):114-128. (In Russ.) https://doi.org/10.52821/2789-4401-2022-6-114-128