ГИБКИЕ КОМПЕТЕНЦИИ: ВОЗМОЖНОСТИ ТРУДОУСТРОЙСТВА ВЫПУСКНИКОВ
https://doi.org/10.52821/2789-4401-2022-6-21-28
Аннотация
Цель исследования – анализ и выявление сквозных компетенции или навыков межличностного общения выпускников университетов, востребованных международными работодателями.
Mетодология исследования. В данной статье использованы кабинетные методы исследования, общие научные методы, такие как систематизация, обобщение, конкретизация, синтез, анализ, а также количественный метод (анкетный опрос).
Оригинальность / ценность исследования. Анализ был сосредоточен на характеристиках работодателей и организаций, методах и инструментах оценки трансверсальных компетенций, востребованных на международном уровне. Одним из основных вкладов является создание классификации, состоящей из множества сквозных компетенций, сгруппированных по пяти параметрам. Результаты показывают, что работодатели придают большее значение компетенциям, связанным с базовыми навыками, связанными с работой (job-related skills (JRS)), навыками социальных отношений (social-relationship skills (SR)) и навыками самоуправления (self-management skills (SM)). Высшие учебные заведения должны включать «педагогику трудоустройства», которая укрепит связь между академической средой и социально-профессиональной реальностью и обеспечит адекватный переход выпускников на рынок труда.
Результаты исследования. На основе проведенных исследований выявлено, что наиболее широко используемым методом оценки трудоспособности является косвенная оценка. Для оценки междисциплинарных компетенций работодатели используют предположительную информацию (с акцентом на важность, показатели трудоспособности или ожидания в отношении компетенций, необходимых для работы). В отличие от этого, только несколько исследований непосредственно оценивали навыки, необходимые для работы (сосредоточившись на критериях найма через интервью с работодателями). При такой прямой оценке большое количество исследований было посвящено анализу содержания объявлений о работе. Научная новизна заключается в поиске адекватных механизмов трудоустройства выпускников и как следствие использование лучших практик управления этим процессом на международном уровне.
Ключевые слова
Об авторах
З. С. ГельмановаКазахстан
Гельманова Зоя Салиховна – кандидат экономических наук, профессор
Темиртау
С. К. Мажитова
Казахстан
Мажитова Сауле Калиевна – кандидат экономических наук, доцент
Караганды
Список литературы
1. Bennett D. Graduate employability and higher education: Past, present and future // HERDSA Rev. High. Educ. – 2018. – № 5. – P. 31-61.
2. Suleman F. The employability skills of higher education graduates: Insights into conceptual frameworks and methodological options // High. Educ. – 2018. – № 76. – P. 263-278.
3. Борбасова З. Н., Безлер О. Д. Исследование проблем трудоустройства выпускников вузов Республики Казахстан на современном рынке труда // Актуальные проблемы современности. – 2017. – № 1. – С. 88-95.
4. Yemelina N., Omarova A., Mazhitova S. Formation of wages in Kazakhstan and the return on education // Journal of Advanced Research in Law and Economics. – 2017. – № 8(1). – P. 267-271.
5. Гельманова З. С., Бутрин А. Г., Гарт Н. А. Предпринимательский университет, в контексте взаимодействия «тройной спирали» // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2016. – № 7-3. – С. 444-449.
6. Гельманова З. С., Осик Ю. И. Деятельность вуза в контексте качества подготовки специалистов // Международный журнал экспериментального образования. – 2016. – № 1. – С. 31-36.
7. Трудоустройство выпускников вузов: почему сложно найти работу по специальности и что делать [Электронный ресурс] // KazInform [web-сайт]. –2022. – URL: https://www.inform.kz/ru/trudoustroystvovypusknikov-vuzov-pochemu-slozhno-nayti-rabotu-po-special-nosti-i-chto-delat_a3897070 (Дата обращения: 26.01.2023).
8. 67 % казахстанских выпускников вузов устроились на работу [Электронный ресурс] // KazInform [web-сайт]. – 2023. – URL: https://www.inform.kz/ru/67-kazahstanskih-vypusknikov-vuzov-ustroilis-narabotu_a4027653 (Дата обращения: 26.01.2023).
9. Andrews J., Higson H. Graduate Employability, “Soft Skills” Versus “Hard” Business Knowledge: A European Study // High. Educ. Eur. – 2008. – № 33. – P. 411-422.
10. Brown P., Hesketh A. The Mismanagement of Talent. Employability and Jobs in the Knowledge Economy. – Oxford University Press: Oxford, UK, 2004. – 288 p.
11. Wagenaar R. REFORM! TUNING the Modernisation Process of Higher Education in Europe. A Blueprint for Student-Centred Learning. PhD Thesis. – University of Groningen, Groningen, The Netherlands, 18 March 2019. – 506 p.
12. González J., Wagenaar R. Tuning Educational Structures in Europe. – Informe Final Fase Uno; Universidad de Deusto: Bilbao, Spain, 2003. – 339 p.
13. Bridgstock R., Jackson D. Strategic institutional approaches to graduate employability: Navigating meanings, measurements and what really matters // J. High. Educ. Policy Manag. – 2019. – № 41. – P. 468-484.
14. McArdle S., Waters L., Briscoe J. P., Hall D. T. T. Employability during unemployment: Adaptability, career identity and human and social capital // J. Vocat. Behav. – 2007. – № 71. – P. 247-264.
15. Hall D. T. The protean career: A quarter-century journey // J. Vocat. Behav. – 2004. – № 65. – P. 1-13.
16. Johnson D. W., Johnson R. T. Making cooperative learning work // Theory Into Pract. – 1999. – № 38. – P. 67-73.
17. Laguna-Sánchez P., Abad P., Fuente-Cabrero C., Calero R. A University Training Programme for Acquiring Entrepreneurial and Transversal Employability Skills, a Students’ Assessment // Sustainability. – 2020. – № 12. – Article 796.
18. Cabedo L., Royo M., Moliner L., Guraya T. University Social Responsibility towards Engineering Undergraduates: The Effect of Methodology on a Service-Learning Experience // Sustainability. – 2018. – № 10. – Article 1823.
Рецензия
Для цитирования:
Гельманова З.С., Мажитова С.К. ГИБКИЕ КОМПЕТЕНЦИИ: ВОЗМОЖНОСТИ ТРУДОУСТРОЙСТВА ВЫПУСКНИКОВ. Central Asian Economic Review. 2022;(6):21-28. https://doi.org/10.52821/2789-4401-2022-6-21-28
For citation:
Gelmanova Z.S., Mazhitova S.K. SOFT SKILLS: EMPLOYMENT OPPORTUNITIES FOR GRADUATES. Central Asian Economic Review. 2022;(6):21-28. (In Russ.) https://doi.org/10.52821/2789-4401-2022-6-21-28