Preview

Central Asian Economic Review

Расширенный поиск

СТРАТЕГИЧЕСКИЕ МЕРЫ РЕАГИРОВАНИЯ УНИВЕРСИТЕТОВ НА ВЫЗОВЫ ПАНДЕМИИ: СИСТЕМАТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ И КЕЙС КАЗАХСТАНА

https://doi.org/10.52821/2789-4401-2022-5-127-141

Аннотация

Цель исследования. Целью статьи является ответить на три основных вопроса исследования: (1) Какую оценку дают ученые мерам реагирования вузов на вызовы пандемии? (2) Какие меры, повлиявшие на сферу высшего образования, были приняты уполномоченными органами в Казахстане в период пандемии? (3) Какие меры были приняты университетами Казахстана в период пандемии для минимизации рисков распространения заболевания и обеспечения качества предоставляемых услуг?
Методология исследования. В статье используется метод систематического обзора литературы и контент-анализ нормативных актов государственных органов и академических политик университетов.
Оригинальность / ценность исследования. Исследование вносит вклад в понимание мер, принятых университетами в кризисных ситуациях, таких как пандемия на основе систематического обзора литературы. Также в статье приводится детальный и хронологический анализ мер государственных органов и вузов Казахстана для обеспечения качества обучения во время пандемии.
Результаты исследования. Согласно обзору научной литературы, лидерские качества и выстраивание эффективной коммуникации со стороны руководства вузов сыграли ключевую роль в успешном преодолении кризиса в начале пандемии. Также особую важность приобрели продвижение культуры доверия и сострадания. В Казахстане основную роль кризис менеджера сыграло Министерство образования и науки, которое своевременно инициировало изменения в документах, регулирующих процесс высшего образования. Некоторые университеты также приняли дополнительные меры для минимизации рисков от пандемии и обеспечения качества образования.

Об авторах

К. Б. Молдашев
Университет имени Сулеймана Демиреля; Университет Нархоз
Казахстан

Молдашев Кайрат Булатович – PhD, проректор по научным исследованиям; руководитель научного проекта

Каскелен

Алматы



Г. Ж. Кучумова
Университет КАЗГЮУ имени М. Нарикбаева
Казахстан

Кучумова Гульфия Жасулановна – PhD, ассистент-профессор

Астана



Н. С. Малгельдинов
Университет Нархоз
Казахстан

Малгельдинов Нуржан Серикович – докторант

Алматы



Список литературы

1. Chen X., Zou D., Xie H. Fifty years of British Journal of Educational Technology: A topic modeling based bibliometric perspective // British Journal of Educational Technology. – 2020. – № 51(3). – P. 692–708.

2. King E., Boyatt R. Exploring factors that infl uence adoption of e-learning within higher education // British Journal of Educational Technology. – 2015. – № 46(6). – P. 1272–1280.

3. Watty K., McKay J., Ngo L. Innovators or inhibitors? Accounting faculty resistance to new educational technologies in higher education // Journal of Accounting Education. – 2016. – № 36. – P. 1–15.

4. Agasisti T., Soncin M. Higher education in troubled times: on the impact of COVID-19 in Italy // Studies in Higher Education. – Routledge, 2021. – № 46(1). – P. 86–95.

5. Aagaard E. M., Earnest M. Educational leadership in the time of a pandemic: Lessons from two institutions // FASEB BioAdvances. – 2021. – № 3(3). – P. 182–188.

6. McNamara A. Crisis Management in Higher Education in the Time of COVID-19: The Case of Actor Training: 3 // Education Sciences. – Multidisciplinary Digital Publishing Institute, 2021. – № 11(3). – Article 132.

7. Таланов С. Л., Кушнарев Ф. Ю., Березин Д. Т., Румянцева Е. С. Влияние COVID-19 на систему высшего образования // Alma Mater (Вестник Высшей Школы). – 2020. – № 10. – С. 12–22.

8. Babbar M., Gupta T. Response of educational institutions to COVID-19 pandemic: An inter-country comparison // Policy Futures in Education. – SAGE Publications, 2022. – № 20(4). – P. 469–491.

9. Freeman S. et al. COVID-19 Response Strategies at Large Institutes of Higher Education in the United States: A Landscape Analysis, Fall 2020 // Journal of Adolescent Health. – 2021. – № 68(4). – P. 683–685.

10. Львович А. А., Васильевна Р. Л. Дистанционные образовательные технологии и трансформация высшего образования в условиях пандемии COVID-19: Возможности, вызовы, перспективы: 2 // Известия Высших Учебных Заведений. Социология Экономика Политика. – Россия, Тюмень: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Тюменский индустриальный университет», 2020. – № 2. – P. 43–52.

11. DeMartino L., Weiser S. G. Administrative Leadership in Times of a Global Health Crisis: Voices and Images from the Field // Frontiers in Education. – 2021. – № 6. – Article 617857. – DOI: https://doi.org/10.3389/feduc.2021.617857.

12. Rapanta C. et al. Balancing Technology, Pedagogy and the New Normal: Post-pandemic Challenges for Higher Education // Postdigital Science and Education. – 2021. – № 3(3). – P. 715–742.

13. Yokuş G. Developing a guiding model of educational leadership in higher education during the COVID-19 pandemic: A grounded theory study // Participatory Educational Research. – 2022. – № 9(1). – P. 362–387.

14. ПГГСВ № 25 от 16.03.2020 «О мерах по обеспечению безопасности населения Республики Казахстан в соответствии с Указом Президента Республики Казахстан «О введении чрезвычайного положения в РК» от 15 марта 2020» [Электронный ресурс] // Информационная система «ПАРАГРАФ» [web-портал]. – 2020. – URL: https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=33742464 (Дата обращения: 28.09.2022).

15. ПГГСВ № 44 от 3.07.2020 «О введении строгих ограничительных карантинных мер мерах» [Электронный ресурс] // Информационная система «ПАРАГРАФ» [web-портал]. – 2020. – URL: https:// online.zakon.kz/Document/ ?doc_id=34276342 (Дата обращения: 28.09.2022).

16. Итоги двухлетней борьбы с коронавирусом в Казахстане [Электронный ресурс] // Министерство здравоохранения РК [web-сайт]. – 14 марта 2022. –URL: https://www.gov.kz/memleket/entities/dsm/press/news/details/339997?lang=ru (Дата обращения: 28.09.2022).

17. ПГГСВ № 68 от 25.12.2020 «Об ограничительных карантинных мерах и поэтапном их смягчении» [Электронный ресурс] // Информационная система «ПАРАГРАФ» [web-портал]. – 2020. – URL: https:// online.zakon.kz/Document/ ?doc_id=35809683 (Дата обращения: 28.09.2022).

18. ПГГСВ № 7 от 26.02.2021 «О проведении пилота по внедрению мобильного приложения «Ashyq» на объектах предпринимательства в городах Нур-Султан, Алматы и Караганда» [Электронный ресурс] // Информационная система «ПАРАГРАФ» [web-портал]. – 2021. – URL: https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=36196466 (Дата обращения: 28.09.2022).

19. Правительство рассмотрело ход подготовки к началу учебного года [Электронный ресурс] // Официальный информационный ресурс Премьер-Министра РК [web-сайт]. – 2021. – URL: https:// primeminister.kz/ru/news/ pravitelstvo-rassmotrelo-hod-podgotovki-k-nachalu-uchebnogo-goda-1173341 (Дата обращения: 28.09.2022).

20. ПГГСВ № 13 от 14.03.2022 «О снятии ограничительных мероприятий в организациях образования» [Электронный ресурс] // Информационная система «ПАРАГРАФ» [web-портал]. – 2022. – URL: https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=34125607 (Дата обращения: 28.09.2022).

21. Приказ МОН РК № 135 от 8 апреля 2020 года «О дополнительных мерах по обеспечению качества образования при переходе учебного процесса на дистанционные образовательные технологии на период пандемии коронавирусной инфекции COVID-19» [Электронный ресурс] // Информационная система «ПАРАГРАФ» [web-портал]. – 2020 – URL: https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=39442167 (Дата обращения: 28.09.2022).

22. Приказ МОН РК № 179 от 04.05.2020 года «Методические рекомендации по организации промежуточной и итоговой аттестации в организациях высшего и (или) послевузовского образования в период пандемии коронавирусной инфекции COVID-19» [Электронный ресурс] // Информационная система «ПАРАГРАФ» [web-портал]. – 2022. – URL: https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=37333643 (Дата обращения: 28.09.2022).

23. Путевки на отдых и скидки на обучение: что предлагают вузы студентам за вакцинацию [Электронный ресурс] // Sputnik [web-сайт]. – 2022. – URL: https://ru.sputnik.kz/20210701/Putevki-naotdykh-i-skidki-na-obuchenie-chto-predlagayut-vuzy-studentam-za-vaktsinatsiyu-17496664.html (Дата обращения: 28.09.2022).


Рецензия

Для цитирования:


Молдашев К.Б., Кучумова Г.Ж., Малгельдинов Н.С. СТРАТЕГИЧЕСКИЕ МЕРЫ РЕАГИРОВАНИЯ УНИВЕРСИТЕТОВ НА ВЫЗОВЫ ПАНДЕМИИ: СИСТЕМАТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ И КЕЙС КАЗАХСТАНА. Central Asian Economic Review. 2022;(5):127-141. https://doi.org/10.52821/2789-4401-2022-5-127-141

For citation:


Moldashev K.B., Kuchumova G.Zh., Malgeldinov N.S. UNIVERSITY STRATEGIC RESPONSE TO PANDEMIC CHALLENGES: A SYSTEMATIC LITERATURE REVIEW AND THE CASE OF KAZAKHSTAN. Central Asian Economic Review. 2022;(5):127-141. (In Russ.) https://doi.org/10.52821/2789-4401-2022-5-127-141

Просмотров: 580


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2789-4398 (Print)
ISSN 2789-4401 (Online)