ОЦЕНКА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ОРГАНИЗАЦИЙ С УЧЕТОМ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА
https://doi.org/10.52821/2789-4401-2022-4-106-118
Аннотация
Цель исследования – создание методики стратегической оценки конкурентоспособности организаций.
Методология. Методология исследования базируется на общенаучных методах: анализе и синтезе; системный, логический и сравнительно-стратегический анализ; выборочные обследования; многофакторное моделирование; графический метод. По исследуемому вопросу использовались справочные, статистические и нормативные материалы. Используются две группы методов конкурентного анализа и оценки: качественные и количественные.
Оригинальность / ценность исследования. Среди существующих методов оценки уровня конкурентоспособности организаций авторы выделяют интегральный метод, предложен алгоритм расчета интегрального показателя конкурентоспособности организаций мультипликативным методом и сформирована необходимая система индивидуальных показателей. Приведены теоретические обоснования, представлен алгоритм расчета интегрального показателя конкурентоспособности на основе стратегических показателей производственно-финансовой деятельности организаций. Прогнозы позволяют реализовать возможности стратегического планирования и разработки показателей эффективности организаций, которые напрямую влияют на повышение уровня конкурентоспособности. В этом случае используется метод многомерного регрессионного анализа.
Результаты исследования. Создание аналитической базы для создания стратегических планов организации и разработки тех показателей, которые непосредственно влияют на повышение уровня конкурентоспособности.
Об авторах
Р. Е. ДжаншанлоКазахстан
Алматы
Г. Е. Жунисова
Казахстан
Алматы
М. С. Агзамов
Казахстан
Усть-Каменогорск
Список литературы
1. Портер М. Конкуренция. – М.: Вильямс, 2006. – 356 с.
2. Царев В. В. Анализ конкурентоспособности предприятий (организаций). Теория и методология. – М: Юнити-Дана, 2015. – 799 с.
3. Иванов Ю. Б. Конкурентні переваги підприғмства: оцінка, формування та розвиток: Монографія. – Х.: ІНЖЕК, 2008. – 352 с.
4. Акимова И. М. Промышленный маркетинг: Монография. 2-е изд. – К.: Знания; КОО, 2001. – 294 с.
5. Воронов Д. С. Оценка конкурентоспособности предприятия [Электронный ресурс] // KPILIB.RU [web-сайт]. – б.д. – URL: http://www.kpilib.ru/article.php?page=207 (Қарау уақыты: 20.08.2022).
6. Фатхутдинов Р. А. Управление конкурентоспособностью организации: учебник. – М.: Эксмо, 2005. – 544 с.
7. Машковская А. А., Лымарева О. А. Влияние методов управления предприятием на его конкурентоспособность // Творчество молодых ученых и студентов в области экономических наук: материалы междунар. конкурса. – Краснодар: ФГБУ «РЭА» Минэнерго России, 2018. – С. 158-163.
8. Корнеева И. В., Хруцкий В. Е. Маркетинг: учебник и практикум для вузов. – М.: Издательство Юрайт, 2020. – 436 с.
9. Ганэ В. А., Гончарук И. А. Управление деятельностью инновационного предприятия на контрактных рынках высокотехнологических проектов // Белорусский экономический журнал. – 2010. – № 4. – С. 78-89.
10. Парфенова М. В. Анализ факторов, влияющих на конкурентоспособность фирмы // Аспирант. – 2018. – № 2. – С. 58-63.
11. Мокроносов А. Г., Маврина И. Н. Конкуренция и конкурентоспособность: учебное пособие. – Екатеринбург: Изд-во Урал ун-та, 2014. – 194 с.
12. Похилько А. Т. Конкурентоспособность предприятия, как один из показателей эффективной деятельности предприятия // Заметки ученого. – 2017. – № 1-2. – С. 105-107.
13. Сенникова А. Е., Шахов И. В. Анализ конкурентоспособности фирмы // Colloquium-journal. – 2019. – № 9-7(33). – С. 58-60.
14. Воронов Д. Оценка и анализ конкурентоспособности предприятий [Электронный ресурс] // Корпоративный менеджмент [web-сайт]. – 2013. – URL: https://www.cfin.ru/management/strategy/competit/analysis2.shtml (Қарау уақыты: 20.08.2022).
15. Пономарева Т. Н., Дубина Н. В. Управление конкурентоспособностью промышленного предприятия: подходы к оценке и выбору показателей //https://caer.narxoz.kz/jour/editor/submissionEngCit/634 Вестник БГТУ им. В.Г. Шухова. – 2016. – № 1. – С. 178-184.
16. «Рахат» АҚ-ның қаржылық есептіліктері, 2012-2021 жж.
17. «Баян сұлу» АҚ-ның қаржылық есептіліктері, 2012-2021 жж.
Рецензия
Для цитирования:
Джаншанло Р.Е., Жунисова Г.Е., Агзамов М.С. ОЦЕНКА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ОРГАНИЗАЦИЙ С УЧЕТОМ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА. Central Asian Economic Review. 2022;(4):106-118. https://doi.org/10.52821/2789-4401-2022-4-106-118
For citation:
Janshanlo R.E., Zhunissova G.E., Agzamov M.S. ASSESSMENT OF THE COMPETITIVENESS OF ORGANIZATIONS TAKING INTO ACCOUNT THE STRATEGIC POTENTIAL. Central Asian Economic Review. 2022;(4):106-118. (In Kazakh) https://doi.org/10.52821/2789-4401-2022-4-106-118