АЛЬЯНС ВУЗОВ С ОРГАНИЗАЦИЯМИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ И ЕГО ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В КАЗАХСТАНЕ
https://doi.org/10.52821/2789-4401-2022-1-125-136
Аннотация
Цель исследования – рассмотрение возможностей образования альянса высшего образования (ВО) и технического и профессионального образования (ТиПО) в Казахстане, а также проблем, связанных с данным процессом.
Методология. В качестве методов исследования использованы обобщение мировой и казахстанской литературы относительно вопросов интеграции различных форм образования и непосредственно ВО и ТиПО, сравнительный анализ, наблюдение и критический анализ проблем.
Оригинальность / ценность исследования. В последние десятилетия вопрос образования альянсов высшего образования и профессионального образования приобретает особую актуальность. Основными аспектами вопроса становятся проблемы согласованности учебных программ, плавного перехода от одного уровня к другому в рамках единой концепции образования, формирование единых профессиональных компетенций у выпускников с целью повышения их востребованности на рынке труда.
Результаты исследования. В данной статье рассмотрены необходимость и возможности формирования альянса ВО и ТиПО в Казахстане, а также проблемы, с которыми могут столкнуться учреждения образования при создании таких альянсов. Также представлены преимущества и возможные модели формирования альянсов между уровнями образования.
Об авторах
С. А. СвятовКазахстан
Святов Серік Аманжолович – доктор экономических наук, Председатель Совета директоров
Алматы
А. М. Нургалиева
Казахстан
Нургалиева Алия Мияжденовна – кандидат экономических наук, PhD, ассистент профессора НОД «Учет и аудит»
Алматы
Г. К. Муханова
Казахстан
Муханова Гайни Казибаевна – кандидат экономических наук, доцент, проректор по науке и международным связям
Алматы
Список литературы
1. Xu G., Shi W. Discussion on Curriculums for Coherence between Secondary and Higher Vocational Educations // Educational Research. – 2012. – № 5. – P. 69-73.
2. Liu C., Zhang C. Discussion on Theoretical Basis for Coherence between Secondary and Higher Vocational Educations // Vocational and Technical Education. – 2000. – № 19. – P. 4-8.
3. Xing H. Discussion on the Coherence between Secondary and Higher Vocational Education—analysis of Reform of Enrollment Exam System of Higher Vocational Education // Educational Science Research. – 2000. – № 1. – P. 27-33.
4. Arjuman N. Collaboration for transition between TVET and university: a proposal // International Journal of Sustainability in Higher Education. – 2019. – № 20(8). – P. 1428-1443.
5. Souto-Otero M., Ure O. B. The coherence of vocational education and training in Norway and Spain: national traditions and the reshaping of VET governance in hybrid VET systems // A Journal of Comparative and International Education. – 2012. – № 42(1). – P. 91-111.
6. Bathmaker A. M. Post-secondary education and training, new vocational and hybrid pathways and questions of equity, inequality and social mobility: introduction to the special issue // Journal of Vocational Education and Training. – 2017. – № 69(1). – P. 1-9.
7. Петров А. М. Стратегический альянс высших учебных заведений: опыт современной Германии // Образование и наука. – 2021. – № 23(4). – С. 79-107.
8. Whealler J. S., Noftsinger J. B. Getting a grip on strategic alliances // Trusteeship Journal. – 2004. – № 12(4). – P. 15-19.
9. Gunn A., Mintrom M. Global university alliances and the creation of collaborative advantage // Journal of Higher Education Policy and Management. – 2013. – № 35(2). – P. 179-192.
10. Eckel P., Hartley M. Developing academic strategic alliances: Reconciling multiple institutional cultures, policies, and practices // Journal of Higher Education. – 2008. – № 79(6). – P. 613-637.
11. OECD. Post-Secondary Vocational Education and Training: Pathways and Partnerships. – Higher Education in Regional and City Development, Paris: OECD Publishing, 2012. – DOI: http://dx.doi.org/10.1787/9789264097551-en
12. UNESCO-UIS. International Standard Classification of Education ISCED 2011 [Электронный ресурс] // UNESCO Institute for Statistics [web-сайт]. – Canada, 2012. – URL: http://uis.unesco.org/en/topic/international-standard-classification-education-isced (Дата обращения: 06.02.2022).
13. UNESCO. Recommendation concerning technical and vocational education and training (TVET) [Электронный ресурс] // UNESDOC Цифровая библиотека [web-сайт]. – 2016. – URL: http://unesdoc.unesco.org/images/0024/002451/245178e.pdf (Дата обращения: 06.02.2022).
14. A new skills agenda for Europe: working together to strengthen human capital, employability and competitiveness [Электронный ресурс] // European Commission [web-сайт]. – 2016. – URL: https://ec.europa.eu/transparency/regdoc/rep/1/2016/EN/1-2016-381-EN-F1-1.PDF (Дата обращения: 06.02.2022).
15. Матвеева Л. И., Видергольд Р. И. Прикладной бакалавриат – новая форма подготовки квалифицированных кадров для экономики Казахстана // Научно-методическая работа в образовательной организации. – 2018. – 3. – P. 93-96.
16. Brenitz S. M., Feldman M. P. The engaged university // The Journal of Technology Transfer. – 2012. – № 3(2). – P. 139-157.
17. Cherwitz R. A., Hartelius E. J. Making a great ‘engaged university requires rhetoric // Fixing the Fragmented Public University: Decentralization with Direction. – 2007. – P. 265-288.
18. Powell J. J., Solga H. Analyzing the nexus of higher education and vocational training in Europe: a comparative-institutional framework // Studies in Higher Education. – 2010. – № 35(6). – P. 705-721.
19. Ross D. Why universities must work together to achieve sustainable development goals [Электронный ресурс] // Times Higher Education University Impact Rankings [web-сайт]. – 2019. – URL: www.timeshighereducation.com/world-university-rankings/why-universities-mustwork-together-achievesustainable-development-goals (Дата обращения: 06.02.2022).
20. European Commission, Directorate-General for Education, Youth, Sport and Culture. Education and training monitor 2016: country analysis. – Publications Office, 2016. – 297 p. – DOI: https://data.europa.eu/doi/10.2766/680110
21. OECD reviews of vocational education and training. Key messages and country summaries [Электронный ресурс] // OECD [web-сайт]. – 2015. – URL: www.oecd.org/education/skills-beyondschool/OECD_VET_Key_ Messages_and_Country_Summaries_2015.pdf (Дата обращения: 06.02.2022).
22. Musset P., Kuczera M., Field S. A Skills beyond School Review of Israel, OECD Reviews of Vocational Education and Training. – OECD, 2014. – 96 p. – DOI: https://doi.org/10.1787/9789264210769-en
23. Haileselassie T. Misconceptions on technical and vocational education and training in Ethiopia // IER Flambeau. – 2002. – № 10(1). – P. 1-15.
24. Vlaardingerbroek B., El-Masri Y. H. Student transition to upper secondary vocational and technical education [VTE] in Lebanon: from stigma to success // Journal of Vocational Education and Training. – 2008. – № 60(1). – P. 19-33.
25. Ling M. Bad students go to vocational schools!: education, social reproduction and migrant youth in urban China // The China Journal. – 2015. – № 73. – P. 108-131.
26. Souto-Otero M., Ure O. B. The coherence of vocational education and training in Norway and Spain: national traditions and the reshaping of VET governance in hybrid VET systems // A Journal of Comparative and International Education. – 2012. – № 42(1). – P. 91-111.
Рецензия
Для цитирования:
Святов С.А., Нургалиева А.М., Муханова Г.К. АЛЬЯНС ВУЗОВ С ОРГАНИЗАЦИЯМИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ И ЕГО ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В КАЗАХСТАНЕ. Central Asian Economic Review. 2022;(1):125-136. https://doi.org/10.52821/2789-4401-2022-1-125-136
For citation:
Svyatov S.A., Nurgaliyeva A.M., Mukhanova G.M. ALLIANCE OF UNIVERSITIES WITH VOCATIONAL EDUCATION ORGANIZATIONS: INTERNATIONAL EXPERIENCE AND ITS USE IN KAZAKHSTAN. Central Asian Economic Review. 2022;(1):125-136. (In Russ.) https://doi.org/10.52821/2789-4401-2022-1-125-136