Проектный менеджмент в развитии дуального обучения в системе образования Казахстана
https://doi.org/10.52821/2789-4401-2022-2-45-57
Аннотация
Цель исследования. Данная обзорная статья направлена на изучение мирового опыта по применению проектного менеджмента и его подходов в сфере образования и, в частности, в системе дуального обучения в Республике Казахстан. В связи с быстро развивающимися технологиями рынка труда ужесточаются требования к молодым специалистам, поэтому авторы статьи предлагают рассмотреть новые управленческие подходы, которые помогут организациям образования подготовить высококвалифицированные кадры, так необходимые рынку труда. Предлагаемые подходы (предиктивный, адаптивный и гибридный), включают в себя набор техник и методологий проектного управления, обладающих потенциалом решения всех необходимых организационных вопросов.
Методология исследования была реализована путем литературного обзора научных статей по следующим ключевым словам: «project management in education», «waterfall approach in education», «Agile in education» и «hybrid approach in education».
Оригинальность / ценность исследования. Актуальность темы исследования заключается в гипотетической возможности решения социальной проблемы, связанной с молодежной безработицей в Республике Казахстан среди поколения NEET (Not in Education, Employment, or Training). Оригинальность исследования подтверждается и обосновывается малым количеством научных исследований и статей, раскрывающих применение проектного менеджмента в целях организации образовательного процесса, особенно в процессе организации системы дуального обучения в Республике Казахстан.
Результаты исследования. Результатами статьи являются рекомендации авторов по применению необходимых и соответствующих подходов проектного менеджмента на определенных отрезках реализации дуального обучения для его эффективного развития на территории страны.
Об авторах
Н. А. ИбадильдинКазахстан
Нурхат Амангельдинович Ибадильдин, кандидат технических наук, профессор
Нур-Султан
А. Е. Артыкбаева
Казахстан
Айжан Ержанкызы Артыкбаева, докторант образовательной программы «Управление проектами»
Алматы
Ш. М. Борашова
Казахстан
Шолпан Маликовна Борашова, магистр управления проектами
Нур-Султан
Список литературы
1. Seymour T., Hussein S. The history of Project management // International Journal of Management & Information Systems. – 2014. – № 18 (4). – P. 233-240. – DOI: https://doi.org/10.19030/ijmis.v18i4.8820.
2. A guide to the Project Management Body of Knowledge. – Project management Institute, 2013. – 615 p.
3. Hodgson D. Disciplining the professional: the case of project management // Journal of Management Studies. – 2002. – № 39 (6). – P. 803-820. – DOI: 10.1111/1467-6486.00312.
4. Jones C., Lichtenstein B. B. Temporary inter-organizational projects: How temporal and social embeddedness enhance coordination and manage uncertainty // The Oxford Handbook Online. – 2008. – Chapter 9. – P. 231-255. – DOI: 10.1093/oxfordhb/9780199282944.003.0009.
5. Andersen E. S. Perspectives on projects // PMI Research Conferences. – 2006. – P. 3-28.
6. Bennet N., Lemoine G. J. What a diff erence a word makes: Understanding threats to performance in a VUCA world // Business Horizons. – 2014. – № 57 (3). – P. 311-317. – DOI: 10.2139/ssrn.2406676
7. Bohmer A., Beckmann A., Lindemann U. Open Innovation Ecosystem – Makerspaces within an Agile Innovation Process // Conference: ISPIM Innovation Summit. – 2015. – P. 1-11.
8. Gotz O., Wai Yin, Klein S., Gras M., Warner M., Robmehl M., Basten D. The (Go) SMART way to agility: managing a Scrum subproject in a waterfall environment // Journal of Information Technology Teaching Cases. – 2018. – № 8. – P. 149-160. – DOI: 10.1057/s41266-018-0035-9.
9. Kiseilnicki J., Misiak A. M. Effectiveness of Agile compared to Waterfall implementation methods in IT projects: Analysis based on business intelligence projects // Foundation of Management. – 2017. – № 9. – P. 273-285. – URL: https://www.researchgate.net/publication/320846560_Effectiveness_of_Agile_Compared_to_Waterfall_Implementation_Methods_in_it_Projects_Analysis_Based_on_Business_Intelligence_Projects.
10. D’Souza M. J., Rodrigues P. Extreme Pedagogy: An Agile Teaching-Learning Methodology for Engineering Education // Indian Journal of Science and Technology. – 2015. – № 8 (9). – P. 828-833. – DOI: 10.17485/ijst/2015/v8i9/53274.
11. Scholz A., Sieckmann F., Kohl H. Implementation with agile project management approaches: Case Study of an Industries 4.0 Learning Factory in China // Procedia Manufacturing. – 2020. – № 45. – P. 234-239. – DOI: https://doi.org/10.1016/j.promfg.2020.04.100.
12. PMI 6th edition. A Guide to the Project Management Body of Knowledge (PMBOK Guide). – 2017. – 756 p.
13. Pant I., Barroudi B. Project management education: The human skills imperative // International Journal of Project Management. – 2008. – № 26 (2). – P. 124-128. – DOI: https://doi.org/10.1016/j.ijproman.2007.05.010.
14. Klaus-Rosinska A., Zablocka-Kluczka A. Project Management in Universities: The Institutional Aspects // International Business & Economics Research Journal. – 2014. – № 13 (6). – P. 1525-1538. – DOI: 10.19030/iber.v13i6.8939.
15. Oliveira J. M., Jurach G. A., Kerchirne L. M., Pinto R. S. (2017). Project Offices and the Federal Universities: A study on project management in the context of higher education institutions // Revista de Gestao e Projetos. – 2017. – № 08 (03). – P. 18-28. – DOI: 10.5585/gep.v8i3.582.
16. Fowler N., Lindahl M., Skold D. The projectifi cation of university research // International Journal of Managing Projects in Business. – 2015. – № 8 (10). – P. 9-32. – DOI: 10.1108/ijmpb-10-2013-0059.
17. Yemeni M., Oplatka I., Sagie N. Implementing Project management in Schools // Project management in Schools. – Chapter 1. – P. 1-21. – DOI: 10.1007/978-3-319-78608-7.
18. Baird A., Riggins F. J. Planning and Sprinting: Use of a Hybrid Project Technology within a CIS Capstone Course // Journal of Information Systems and Education. – 2012. – № 23 (3). – P. 243-257.
19. Moschella M. Agile Project Design: a systematic literature review on Agile Education applied to design // Open Journal per la formazione in rete. – 2020. – № 20 (2). – P. 86-102. – DOI: 10.13128/form-8453.
20. Benton M. C., Radziwill N. M. A Path for Exploring the Agile Organizing Framework in Technology Education // Agile Conference IEEE. – 2011. – P. 131-134. – DOI: 10.1109/AGILE.2011.51.
21. Ciancarini P., Missiroli M., Russo D. Exploiting agile practices to teach Computational Thinking // Conference: Software Engineering Aspects of Continuous Development and New Paradigms of Software Production and Deployment. – 2020. – P. 63-85. – DOI: 10.1007/978-3-030-39306-9_5.
22. Kamat V., Sardessai Sh. Agile Practices in Higher Education: A Case Study // Conference: Agile India. – 2012. – P. 48-55. – DOI: 10.1109/AgileIndia.2012.10.
23. Boehm B. Get ready for Agile methods, with care // Software Development. – 2002. – № 35 (1). – P. 64-69. – DOI: 10.1109/2.976920.
24. Grimheden M. E. Can Agile methods enhance mechatronics design education? // Mechatronics. – 2013. – № 23 (2013). – P. 967-973. – DOI: 10.1016/j.mechatronics.2013.01.003
25. Baham C. Teaching tips. Implementing Scrum Wholesale in the Classroom // Journal of Information Systems Education. – 2019. – № 30 (3). – P. 141-159.
26. Grishnova O. A., Azmuk N. A., Kuklin O. V. Flexible technologies of university management as a tool to increase their competitiveness // The Bulletin. – 2019. – № 6 (382). – P. 169-177. – DOI: 10.32014/2019.2518-1467.159.
27. Приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 21 января 2016 года № 50. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 9 марта 2016 года № 13422 Об утверждении Правил организации дуального обучения [Электронный ресурс] // Əділет [web-сайт]. – 2016. – URL: https://adilet.zan.kz/rus/docs/V1600013422 (Дата обращения: 08. 04. 2022).
28. В Алматы 69 % выпускников девятых классов будут бесплатно получать востребованные специальности в этом году [Электронный ресурс] // Inform Buro [web-сайт]. – 2022. – URL: https://informburo.kz/novosti/69-almatinskih-vypusknikov-9-klassa-ohvatyat-besplatnym-tehnicheskim-i-professionalnym-obrazovaniem-v-etom-godu (Дата обращения: 08. 04. 2022).
29. Chin G. Agile project management: how to succeed in the face of changing project requirements // Cost Engineering. – 2004. – № 47 (10). – P. 1-29.
30. Spundak M. Mixed agile/traditional project management methodology-reality or illusion? // Procedia – Social and behavioral Science. – 2014. – № 119. – P. 939-948. – DOI: 10.1016/j.sbspro.2014.03.105.
31. Fernandes G., Moreira S., Araujo M., Pinto E. B., Machado R. J. Project Management Practices for Collaborative University-Industry R&D: Hybrid Approach // Procedia – Computer Science. – 2018. – № 138. – P. 805-814. – DOI: https://doi.org/10.1016/j.procs.2018.10.105
32. Collyer S., Warren C., Hemsley B., Stevens C. Aim, fire, aim – Project planning styles in dynamic environments // Project management journal. – 2010. – № 41 (4). – P. 108-212.
Рецензия
Для цитирования:
Ибадильдин Н.А., Артыкбаева А.Е., Борашова Ш.М. Проектный менеджмент в развитии дуального обучения в системе образования Казахстана. Central Asian Economic Review. 2022;(2):45-57. https://doi.org/10.52821/2789-4401-2022-2-45-57
For citation:
Ibadildin N.A., Artykbayeva A.Y., Borashova Sh.M. Project management in the development of dual learning in the education system of Kazakhstan. Central Asian Economic Review. 2022;(2):45-57. (In Russ.) https://doi.org/10.52821/2789-4401-2022-2-45-57