Preview

Исследование существующих концепций, подходов и принципов системы управления знаниями

Полный текст:

Аннотация

Цель исследования – Проанализировать развитие существующих концепций, подходов и принципов системы управления знаниями.
Методология – Поскольку историческая основа темы носит теоретический характер, концептуальный анализ и подход к принятию решений были использованы для разработки концептуальных систем для изучения развития системы управления знаниями, ее основных концепций и принципов на основе изучения литературы. Исследования литературы включали обзор предыдущих исследований, проведенных зарубежными и местными исследователями по управлению знаниями.
Оригинальность/ценность – Управление знаниями не является новым явлением, но его развитие в отечественной научной среде и бизнесе является относительно новым. В результате систематического обзора развития системы управления знаниями, были выявлены три основных этапов данного развития, их значение, механизмы и соответствующие концепции. А также, представлены различия между японскими, американскими и европейскими моделями управления знаниями и типологией возможностей знаний. Автор раскрыл понятие многих концепций, связанных с управлением знаниями.
Выводы – Тенденция развития системы управления знаниями в организации определяется стратегической важностью знаний и факторов, связанных со знаниями. В результате данного исследования были выявлены подходы, концепции и принципы системы управления знаниями, основанные на исторических этапах её развития. Как выяснилось, система управления знаниями был основан на внедрении управления знаниями в организациях через создание базы данных или хранилища знаний. Затем, начала фокусируется на создании знаний как ресурс. Третий этап рассматривает знания как компетенцию, которая способна развивать новые знания и инновации в будущем.

Об авторе

Г. Ж. Таяуова
Алматы Менеджмент Университет
Казахстан

доктор PhD, и.о. профессора

г. Алматы



Список литературы

1. Dаvenроrt, T., Рrusаk, L. Wоrking knоwledge: hоw оrgаnizаtiоns mаnаge whаt thеy knоw. – Bоstоn: Hаrvаrd Business Schооl Рress, 1998.

2. Аlаvi, M., Leidner D. Knоwledge mаnаgement аnd knоwledge mаnаgement systems: cоnceрtuаl fоundаtiоns аnd reseаrch issues // Mаnаgement Infоrmаtiоn Systems Quаrterly. – 2001. – № 25 (1). – p. 107-136.

3. Ефимов, В. В. Управление знаниями: учебное пособие. – Ульяновск: УлГТУ, 2005.

4. Тузовский А. Ф., Чириков С. В., Ямпольский В. З. Системы управления знаниями (методы и технологии). – Томск: Изд-во НТЛ, 2005.

5. Drucker Р. Роst – cарitаlist sоciety. – Оxfоrd: Оxfоrd University Рress, 1993.

6. Крымская A. Хронологическая шкала основных событий в развитии концепции «управления знаниями» за рубежом и в России [Электрон. ресурс]. – URL: httр://www.kmtec.ru/рublicаtiоns/librаry/select/chrоn_km.shtml (дата обращения: 16.04.2017)

7. Drucker Р. The age оf sоciаl trаnsfоrmаtiоn // The Аtlаntic Mоnthly. – 1994.

8. Гэлбрайт, Дж. Новое индустриальное общество. – М.: Прогресс – 1969.

9. Sveiby, K. E. The knowledge company: strategy formulation in knowledge-intensive industries // International Review of Strategic Management. – 1992. – № 3. – pp. 167-186.

10. Wiig, K. M. Knоwledge mаnаgement fоundаtiоns: thinking abоut hоw peорle аnd orgаnizаtiоns creаte, reрresent, аnd use knоwledge. – Аrlingtоn, TX: Schemа Рress, 1993.

11. Пастухов, А. Л. Управление знаниями в образовании: международный опыт // Вестник Челябинского государственного университета. – 2012. – № 12 (266). – с. 56-59.

12. Nonaka, I. A dynamic theory of organisational knowledge creation // Organization Science. – 1994. – № 5 (1). – p. 14-37.

13. Nonaka, I., Toyama, R., Konno, N. SECI, ba and leadership: a unified model of dynamic knowledge creation // Long Range Planning. – 2000. – № 33 (1). – p. 5-34.

14. Harlow, H. The effect of tacit knowledge on firm performance // Journal of Knowledge Management. – 2008. – № 12 (1). – p. 148-163.

15. Таяуова, Г. Ж., Амирбекова, Д. К. Теоретические основы управления знаниями на предприятии // Вестник КазНУ: серия экономическая. – 2013. – № 6 (100). – c. 73-79.

16. Senge, Р. The fifth disciрline: the аrt аnd рrаctice оf the leаrning оrgаnizаtiоn. – New Yоrk: Dоubledаy, 1990.

17. Vоn Krоgh, G., Rооs, J. Оrgаnizаtiоnаl eрistemоlоgy. – New Yоrk: St. Mаrtin's Рress, 1995.

18. Gold, A. H., Malhotra, A., Segars, A. H. Knowledge Management: an organizational capabilities perspective // Journal of Management Information Systems. – 2001. – № 18 (1). – p. 185-214.

19. Clemons, E. K., Row, M. C. Sustaining IT advantage: the role of structural differences // MIS Quarterly. – 1991. – № 15 (3). – p. 275-292.

20. Powell, T. C., Dent-Micallef, A. Information technology as competitive advantage: the role of human, business and technology resources // Strategic Management Journal. – 1997. – № 18 (5). – p. 853-877.

21. Millis, M. A., Smith, A. T. Knowledge management and organizational performance: a decomposed view // Journal of Knowledge Management. – 2011. – № 15 (1). – p. 156-171.

22. Lave, J. E. Situated learning: legitimate peripheral participation. – New York: Cambridge University press, 1991.


Для цитирования:


Таяуова Г.Ж. Исследование существующих концепций, подходов и принципов системы управления знаниями. Central Asian Economic Review. 2018;(2):29-36.

For citation:


Tayauova G. A study of current concepts, approaches and principles of knowledge management system. Central Asian Economic Review. 2018;(2):29-36. (In Russ.)

Просмотров: 15


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2224-5561 (Print)