Корпоративная социальная ответственность – основа укрепления стратегического развития крупных предприятий машиностроения
https://doi.org/10.52821/2789-4401-2022-2-28-44
Аннотация
Целью исследования является изучение современных тенденций развития корпоративной социальной ответственности (КСО), определение ее значения и роли в формировании и повышении конкурентоспособности предприятий машиностроения в условиях постоянно возрастающей глобальной конкуренции.
Методология. Для изучения проблемы социальной ответственности крупных предприятий машиностроения была проведена работа по обзору научной и публицистической литературы, анализу статистических данных, что обусловило применение таких классических методов исследования, как метод сбора информации, эмпирический и статистический методы.
Оригинальность / ценность исследования. Применение устойчивых мер в стратегической перспективе по развитию социальной ответственности в практике управления крупными предприятиями машиностроения крайне необходимо для обеспечения их конкурентных преимуществ. В связи с этим адаптация новых подходов к управлению КСО с учетом современных факторов укрепления конкурентных преимуществ предприятий и анализа взаимодействия условий производственного потенциала и механизмов КСО является необходимым механизмом обеспечения конкурентоспособности предприятий машиностроения, что определило ценность данного исследования.
Результаты исследования. В статье исследованы вопросы КСО как составляющей системы управления стратегическим развитием промышленных предприятий, показана роль КСО в формировании конкурентных преимуществ крупных предприятий машиностроения в условиях усиленной конкуренции. Выявлены основные проблемы развития социальной сферы в условиях усиления конкуренции и повышения социальной ответственности отечественных крупных предприятий машиностроения. Обосновано, что развитие КСО является одним из важнейших условий успешного формирования модели социально-ориентированного рынка Казахстана и в полной мере соответствует программе реализации антикризисных мер, принятых в рамках кампании борьбы с пандемией SARS-COVID-2019. В результате проведенного исследования обосновано общие принципы и основные направления развития КСО и ее влияние на формирование конкурентных преимуществ крупных предприятий машиностроения.
Об авторах
Н. Н. НурмухаметовКазахстан
Нурбахыт Нурбопаевич Нурмухаметов, кандидат экономических наук, и. о. профессора
Нур-Султан
К. Н. Бекетова
Казахстан
Камар Назарбековна Бекетова, кандидат экономических наук, и. о. доцента
Кызылорда
Список литературы
1. Bowen H. R. Social Responsibilities of the Businessman. – New York: Harper & Row, 1953. – 276 p.
2. Carroll A. B., Buchholtz A. K. Business and Society: Ethics and Stakeholder Management. – Australia: Thomson South-Western, 2003. – 768 p.
3. Moon J., Vogel D. Corporate social responsibility, government and civil society // Oxford Handbook of Corporate Social Responsibility. – Oxford: Oxford University Press, 2008. – P. 303-323.
4. International Standard ISO 26000:2010, Guidance on social responsibility [Электронный ресурс] // ISO [web-сайт]. – 2010. – URL: https://www.iso.org/files/live/sites/isoorg/files/store/en/PUB100258.pdf (Дата обращения: 20. 11. 2021).
5. Ажиева А. С. Определение и содержание понятия «Корпоративная социальная ответственность» / А. С. Ажиева // Вестник науки и образования. – 2015. – № 3 (5). – С. 81-83.
6. Беломестнов В. Г. Корпоративная социальная ответственность / В. Г. Беломестнов, Э. Ш. Зандакова // Евразийский научный журнал. – 2017. – № 10. – С. 130-131.
7. Красножен А. О. Элементы корпоративной социальной ответственности / А. О. Красножен // Academy. – 2018. – № 5 (32). – С. 44-45.
8. Пестряева С. Ю. Корпоративная социальная ответственность / С. Ю. Пестряева // Труды Международного симпозиума «Надежность и качество». – 2017. – № 2. – С. 412-417.
9. Гурьева О. Ю. Корпоративная социальная ответственность как социально-экономическая категория / О. Ю. Гурьева // Многоуровневое общественное воспроизводство: вопросы теории и практики. – 2015. – № 8. – С. 136-142.
10. Горнак Я. А. Трансформация понятия корпоративной социальной ответственности в период пандемии 2020-2021 гг. в России и за рубежом / Я. А. Горнак // Телескоп. – 2021. – № 2. – С. 24-28.
11. Орехов С. А. Концепции и эволюция корпоративной социальной ответственности / С. А. Орехов, С. П. Иванова // Вестник РЭА им. Г. В. Плеханова. – 2018. – № 5 (101). – С. 131-138.
12. Волков Л. В. Биоэтика бизнеса как новая управленческая концепция / Л. В. Волков // Финансовые рынки и банки. – 2021. – № 5. – С. 4-9.
13. Амерханова А. Б. Современные концепции сочетания экономических интересов и частного предпринимательства: Теория и практика / А. Б. Амерханова // Вестник ОмГУ. Серия: Экономика. – 2015. – № 1. – С. 4-12.
14. McWilliams A., Siegel D. Corporate social responsibility: A theory of the firm perspective // Academy of Management Review. – 2001. – № 26. – P. 117-127.
15. Crane A., Matten D. Business Ethics: a European Perspective. – Oxford University Press, 2004. – 512 p.
16. Кузнецова Н. В. Модели корпоративной социальной ответственности / Н. В. Кузнецова, Е. В. Маслова // Вестник Томского государственного университета. – 2013. – № 4 (24). – С. 22-36.
17. Нехода Е. В. Национальные модели корпоративной социальной ответственности / Е. В. Нехода // Стратегии бизнеса. – 2018. – № 3 (47). – C. 18-21.
18. Омарова А. А. Значение корпоративной социальной ответственности для устойчивого развития общества / А. А. Омарова // Экономика и управление: анализ тенденций и перспектив развития. – 2015. – № 18. – С. 206-210.
19. Сансызбаева Г. Н. К вопросу о концепции корпоративной социальной ответственности бизнеса в Казахстане / Г. Н. Сансызбаева [и др.] // Вестник МИЭП. – 2015. – № 1 (18). – С. 47-63.
20. Ажиева А. С. Перспективы корпоративной социальной ответственности в казахстанских компаниях / А. С. Ажиева // Вестник науки и образования. – 2016. – № 4 (16). – С. 33-34.
21. Кекчебаев Е. Экономика Казахстана 2020. Итоги, статистика, анализ [Электронный ресурс] / Е. Кекчебаев, Г. Жакупова, Р. Сулейменов // Elim Маркетинговые исследования в Казахстане [web-сайт]. – 2021. – URL: https://marketingcenter.kz/20/economy-kazakhstan.html (Дата обращения: 20. 11. 2021).
22. Аналитический отчет о текущем состоянии машиностроительной отрасли Казахстана за январь-декабрь 2020 года [Электронный ресурс] // Союз машиностроителей Казахстана [web-сайт]. – 2021. – URL: https://smkz.kz/naliticheskij-otchet-o-sostoyanii-mashinostroitelnoj-otrasli-kazaxstana-za-yanvar-dekabr-2020-goda (Дата обращения: 20. 11. 2021).
23. Статистические данные [Электронный ресурс] // Бюро национальной статистики Агентства по стратегическому планированию и реформам Республики Казахстан [web-сайт]. – URL: https://stat.gov.kz/official/ (Дата обращения: 20. 11. 2021).
24. Население Казахстана [Электронный ресурс] // CountryMeters [web-сайт]. – 2022. – URL: https://countrymeters.info/ru/Kazakhstan (Дата обращения: 22. 02. 2022).
25. Киселева А. М. Корпоративная социальная ответственность в эпоху коронавируса (COVID-19) / А. М. Киселева // E-Scio. – 2020. – № 6 (45). – С. 37-43.
26. Щурина С. В. Устойчивое развитие российского бизнеса в контексте современных глобальных процессов / С. В. Щурина // Экономика. Налоги. Право. – 2020. – № 4. – С. 99-109.
27. Курилов С. Н. Корпоративность и социальная ответственность: роль в организационной культуре современной компании / С. Н. Курилов, П. Е. Жохова, И. В. Текутьев // Инновации и инвестиции. – 2020. – № 12. – С. 89-93.
28. Баймухамедова Г. С. Развитие социальной политики казахстанских предприятий на современном этапе / Г. С. Баймухамедова // Аграрное образование и наука. – 2018. – № 2. – Номер статьи 2.
Дополнительные файлы
Рецензия
Для цитирования:
Нурмухаметов Н.Н., Бекетова К.Н. Корпоративная социальная ответственность – основа укрепления стратегического развития крупных предприятий машиностроения. Central Asian Economic Review. 2022;(2):28-44. https://doi.org/10.52821/2789-4401-2022-2-28-44
For citation:
Nurmuhametov N.N., Beketova K.N. Corporate social responsibility - framework for strengthening strategic development large engineering enterprises. Central Asian Economic Review. 2022;(2):28-44. (In Russ.) https://doi.org/10.52821/2789-4401-2022-2-28-44