Preview

Central Asian Economic Review

Расширенный поиск

Корпоративная социальная ответственность – основа укрепления стратегического развития крупных предприятий машиностроения

https://doi.org/10.52821/2789-4401-2022-2-28-44

Аннотация

   Целью исследования является изучение современных тенденций развития корпоративной социальной ответственности (КСО), определение ее значения и роли в формировании и повышении конкурентоспособности предприятий машиностроения в условиях постоянно возрастающей глобальной конкуренции.
   Методология. Для изучения проблемы социальной ответственности крупных предприятий машиностроения была проведена работа по обзору научной и публицистической литературы, анализу статистических данных, что обусловило применение таких классических методов исследования, как метод сбора информации, эмпирический и статистический методы.
   Оригинальность / ценность исследования. Применение устойчивых мер в стратегической перспективе по развитию социальной ответственности в практике управления крупными предприятиями машиностроения крайне необходимо для обеспечения их конкурентных преимуществ. В связи с этим адаптация новых подходов к управлению КСО с учетом современных факторов укрепления конкурентных преимуществ предприятий и анализа взаимодействия условий производственного потенциала и механизмов КСО является необходимым механизмом обеспечения конкурентоспособности предприятий машиностроения, что определило ценность данного исследования.
   Результаты исследования. В статье исследованы вопросы КСО как составляющей системы управления стратегическим развитием промышленных предприятий, показана роль КСО в формировании конкурентных преимуществ крупных предприятий  машиностроения в условиях усиленной конкуренции. Выявлены основные проблемы развития социальной сферы в условиях усиления конкуренции и повышения социальной ответственности отечественных крупных предприятий машиностроения. Обосновано, что развитие КСО является одним из важнейших условий успешного формирования модели социально-ориентированного рынка Казахстана и в полной мере соответствует программе реализации антикризисных мер, принятых в рамках кампании борьбы с пандемией SARS-COVID-2019. В результате проведенного исследования обосновано общие принципы и основные направления развития КСО и ее влияние на формирование конкурентных преимуществ крупных предприятий машиностроения.

Об авторах

Н. Н. Нурмухаметов
Евразийский национальный университет имени Л. Н. Гумилева
Казахстан

Нурбахыт Нурбопаевич Нурмухаметов, кандидат экономических наук, и. о. профессора

Нур-Султан



К. Н. Бекетова
Кызылординский университет имени Коркыт Ата
Казахстан

Камар Назарбековна Бекетова, кандидат экономических наук, и. о. доцента

Кызылорда



Список литературы

1. Bowen H. R. Social Responsibilities of the Businessman. – New York: Harper & Row, 1953. – 276 p.

2. Carroll A. B., Buchholtz A. K. Business and Society: Ethics and Stakeholder Management. – Australia: Thomson South-Western, 2003. – 768 p.

3. Moon J., Vogel D. Corporate social responsibility, government and civil society // Oxford Handbook of Corporate Social Responsibility. – Oxford: Oxford University Press, 2008. – P. 303-323.

4. International Standard ISO 26000:2010, Guidance on social responsibility [Электронный ресурс] // ISO [web-сайт]. – 2010. – URL: https://www.iso.org/files/live/sites/isoorg/files/store/en/PUB100258.pdf (Дата обращения: 20. 11. 2021).

5. Ажиева А. С. Определение и содержание понятия «Корпоративная социальная ответственность» / А. С. Ажиева // Вестник науки и образования. – 2015. – № 3 (5). – С. 81-83.

6. Беломестнов В. Г. Корпоративная социальная ответственность / В. Г. Беломестнов, Э. Ш. Зандакова // Евразийский научный журнал. – 2017. – № 10. – С. 130-131.

7. Красножен А. О. Элементы корпоративной социальной ответственности / А. О. Красножен // Academy. – 2018. – № 5 (32). – С. 44-45.

8. Пестряева С. Ю. Корпоративная социальная ответственность / С. Ю. Пестряева // Труды Международного симпозиума «Надежность и качество». – 2017. – № 2. – С. 412-417.

9. Гурьева О. Ю. Корпоративная социальная ответственность как социально-экономическая категория / О. Ю. Гурьева // Многоуровневое общественное воспроизводство: вопросы теории и практики. – 2015. – № 8. – С. 136-142.

10. Горнак Я. А. Трансформация понятия корпоративной социальной ответственности в период пандемии 2020-2021 гг. в России и за рубежом / Я. А. Горнак // Телескоп. – 2021. – № 2. – С. 24-28.

11. Орехов С. А. Концепции и эволюция корпоративной социальной ответственности / С. А. Орехов, С. П. Иванова // Вестник РЭА им. Г. В. Плеханова. – 2018. – № 5 (101). – С. 131-138.

12. Волков Л. В. Биоэтика бизнеса как новая управленческая концепция / Л. В. Волков // Финансовые рынки и банки. – 2021. – № 5. – С. 4-9.

13. Амерханова А. Б. Современные концепции сочетания экономических интересов и частного предпринимательства: Теория и практика / А. Б. Амерханова // Вестник ОмГУ. Серия: Экономика. – 2015. – № 1. – С. 4-12.

14. McWilliams A., Siegel D. Corporate social responsibility: A theory of the firm perspective // Academy of Management Review. – 2001. – № 26. – P. 117-127.

15. Crane A., Matten D. Business Ethics: a European Perspective. – Oxford University Press, 2004. – 512 p.

16. Кузнецова Н. В. Модели корпоративной социальной ответственности / Н. В. Кузнецова, Е. В. Маслова // Вестник Томского государственного университета. – 2013. – № 4 (24). – С. 22-36.

17. Нехода Е. В. Национальные модели корпоративной социальной ответственности / Е. В. Нехода // Стратегии бизнеса. – 2018. – № 3 (47). – C. 18-21.

18. Омарова А. А. Значение корпоративной социальной ответственности для устойчивого развития общества / А. А. Омарова // Экономика и управление: анализ тенденций и перспектив развития. – 2015. – № 18. – С. 206-210.

19. Сансызбаева Г. Н. К вопросу о концепции корпоративной социальной ответственности бизнеса в Казахстане / Г. Н. Сансызбаева [и др.] // Вестник МИЭП. – 2015. – № 1 (18). – С. 47-63.

20. Ажиева А. С. Перспективы корпоративной социальной ответственности в казахстанских компаниях / А. С. Ажиева // Вестник науки и образования. – 2016. – № 4 (16). – С. 33-34.

21. Кекчебаев Е. Экономика Казахстана 2020. Итоги, статистика, анализ [Электронный ресурс] / Е. Кекчебаев, Г. Жакупова, Р. Сулейменов // Elim Маркетинговые исследования в Казахстане [web-сайт]. – 2021. – URL: https://marketingcenter.kz/20/economy-kazakhstan.html (Дата обращения: 20. 11. 2021).

22. Аналитический отчет о текущем состоянии машиностроительной отрасли Казахстана за январь-декабрь 2020 года [Электронный ресурс] // Союз машиностроителей Казахстана [web-сайт]. – 2021. – URL: https://smkz.kz/naliticheskij-otchet-o-sostoyanii-mashinostroitelnoj-otrasli-kazaxstana-za-yanvar-dekabr-2020-goda (Дата обращения: 20. 11. 2021).

23. Статистические данные [Электронный ресурс] // Бюро национальной статистики Агентства по стратегическому планированию и реформам Республики Казахстан [web-сайт]. – URL: https://stat.gov.kz/official/ (Дата обращения: 20. 11. 2021).

24. Население Казахстана [Электронный ресурс] // CountryMeters [web-сайт]. – 2022. – URL: https://countrymeters.info/ru/Kazakhstan (Дата обращения: 22. 02. 2022).

25. Киселева А. М. Корпоративная социальная ответственность в эпоху коронавируса (COVID-19) / А. М. Киселева // E-Scio. – 2020. – № 6 (45). – С. 37-43.

26. Щурина С. В. Устойчивое развитие российского бизнеса в контексте современных глобальных процессов / С. В. Щурина // Экономика. Налоги. Право. – 2020. – № 4. – С. 99-109.

27. Курилов С. Н. Корпоративность и социальная ответственность: роль в организационной культуре современной компании / С. Н. Курилов, П. Е. Жохова, И. В. Текутьев // Инновации и инвестиции. – 2020. – № 12. – С. 89-93.

28. Баймухамедова Г. С. Развитие социальной политики казахстанских предприятий на современном этапе / Г. С. Баймухамедова // Аграрное образование и наука. – 2018. – № 2. – Номер статьи 2.


Дополнительные файлы

Рецензия

Для цитирования:


Нурмухаметов Н.Н., Бекетова К.Н. Корпоративная социальная ответственность – основа укрепления стратегического развития крупных предприятий машиностроения. Central Asian Economic Review. 2022;(2):28-44. https://doi.org/10.52821/2789-4401-2022-2-28-44

For citation:


Nurmuhametov N.N., Beketova K.N. Corporate social responsibility - framework for strengthening strategic development large engineering enterprises. Central Asian Economic Review. 2022;(2):28-44. (In Russ.) https://doi.org/10.52821/2789-4401-2022-2-28-44

Просмотров: 594


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2789-4398 (Print)
ISSN 2789-4401 (Online)