Preview

Central Asian Economic Review

Расширенный поиск

НЕОЛИБЕРАЛИЗМ В ВЫСШЕМ ОБРАЗОВАНИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ ПОСТКОВИДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

https://doi.org/10.52821/2789-4401-2021-5-33-43

Аннотация

В настоящей статье речь идет о новом витке мирового кризиса в высшем образовании, порожденном пандемией COVID-19.

Цель исследования – проведение системного анализа современной зарубежной литературы по вопросам неолиберализма в образовательной сфере и выявление факторов влияния неолиберальных концепций на сферу высшего образования в период пандемии.

Методология исследования: системный анализ зарубежной научно-исследовательской литературы, посвященной вопросам неолиберализма, аксиологических проблем высшего образовании и глобализации. Были изучены 20 источников, в том числе работы ведущих зарубежных ученых-философов М. Эппла, А. Жиру, С. Мак-Клоски и других. Отобранные для исследования работы охватывают временной промежуток от 2000 годов по сегодняшний день.

Оригинальность / ценность исследования. В ходе анализа литературы рассматриваются факторы, повлиявшие на качество и эффективность высшего образования, представляются перспективы пост- ковидного образования в будущем. Отдельно рассматривается такое направление, как неолиберализм, являющийся идеологией глобализации, глобальной повесткой дня. Обосновывается мнение, что пандемия не породила проблемы в сфере высшего образования, а лишь усугубила те, что уже имелись. Приводится обзор мнений зарубежных ученых, представляются их стратегии по выходу мирового высшего образования из кризиса, связанного как с пандемией, так и с неолиберальными (рыночным) подходом к образованию.

Результаты исследования. Неолиберальная модель образования, основанная на жесткой конкуренции, индивидуализме и свободной торговле – в эпоху пандемии дала сбой. Думается, что будущая перспектива развития высшего образования в мире будет пересмотрена в сторону снижения влияния неолиберализма и рынка, усиления государственного контроля и финансирования в этой сфере, гуманизации, гуманитаризации, фундаментализации и экологизации сферы высшего образования.

Об авторах

М. С. Ашилова
Казахский университет международных отношений и мировых языков имени Абылай хана
Казахстан

ассоциированный профессор кафедры Международных коммуникаций

Алматы



А. С. Бегалинов
Международный университет информационных технологий
Казахстан

Алматы



К. К. Бегалинова
Казахский Национальный Университет имени аль-Фараби
Казахстан

Алматы



Список литературы

1. Концептуальная записка: Образование в эпоху COVID-19 и в последующий период [Электронды ресурс] // Организация Объединенных Наций [web-сайт]. – 2020. – URL: https://www.un.org/sites/un2.un.org/files/policy_brief_-_education_during_covid-19_and_beyond_russian.pdf (Қарау уақыты: 05.09.2021).

2. Hiler T. How COVID-19 made higher education value a top priority [Электронды ресурс] // Third way [web-сайт]. – 2020. – URL: https://www.thirdway.org/memo/how-covid-19-made-higher-education-value-atop-priority (Қарау уақыты: 05.09.2021).

3. Zhou N. Young Australians delaying life goals due to pandemic and feel pessimistic about future [Электронды ресурс] // The Guardian [web-сайт]. – 2020. – URL: https://www.theguardian.com/business/2020/nov/05/young-australians-delaying-life-goals-due-to-pandemic-and-feel-pessimistic-about-future (Қарау уақыты: 05.09.2021).

4. Coronavirus and higher education students [Электронды ресурс] // Offi ce for national statistics [web-сайт]. – 2021. – URL: https://www.ons.gov.uk/peoplepopulationandcommunity/healthandsocialcare/healthandwellbeing/bulletins/coronavirusandhighereducationstudents/england4to12may2021 (Қарау уақыты: 05.09.2021).

5. Послание Главы государства Касым-Жомарта Токаева народу Казахстана от 01 сентября 2021 г. [Электронды ресурс] // Официальный сайт Президента Республики Казахстан [web-сайт]. – 2021. – URL: https://www.akorda.kz/ru/poslanie-glavy-gosudarstva-kasym-zhomarta-tokaeva-narodu-kazahstana-183048 (Қарау уақыты: 10.09.2021).

6. Антипов Д., Бакиров Э. Неолиберализм в образовании: анализ глобальной экономики образования // Философия хозяйства. – 2017. – № 1(109). – С. 74-90.

7. Patrick F. Neoliberalism, the Knowledge Economy, and the Learner: Challenging the Inevitability of the Commodifi ed Self as an Outcome of Education // International Scho larly Research Notices. – 2013. – № 2013. – Article 108705. – DOI: https://doi.org/10.1155/2013/108705.

8. Went R. Globalization: Neoliberal Challenge, Radical Responses (IIRE (International Institute for Resear). – London: Pluto Press, 2000. – 176 p.

9. Marginson S. After globalization: Emerging politics of education // Journal of Educational Policy. – 1999. – № 14(1). – P. 19-31.

10. Verdun A. European responses to globalization and fi nancial market integration: perceptions of economic and monetary union in Britain, France, and Germany. – New York: St. Martin's Press, 2000. – 260 p.

11. Brancaleone D., O’Brien S. Educational commodifi cation and the (economic) sign value of learning outcomes // British Journal of Sociology of Education. – 2011. – № 32(4). – P. 501-519. – DOI: https://doi.org/10.1080/01425692.2011.578435.

12. Giroux H., Proasi L. La pandemia de Covid-19 está exponiendo la plaga del Neoliberalismo // Praxis Educativa. – 2020. – № 24(2). – P. 1-13. – DOI: 10.19137/praxiseducativa-2020-240202.

13. Sharma A. The pandemic, race and the crisis of the neoliberal university: study notes from lockdown London // Inter-Asia Cultural Studies. – 2020. – № 21(4). – P. 645-655. – DOI: https://doi.org/10.1080/14649373.2020.1832303.

14. How COVID-19 and other events are shaping young people’s perceptions of the future. Equitable Futures National Youth Poll 2020-2021 [Электронды ресурс] // Equitable Futures [web-сайт]. – 2021. – URL: https://www.equitablefutures.org/covid19/ (Қарау уақыты: 10.09.2021).

15. У молодых людей появились пандемические страхи [Электронды ресурс] // УрФУ имени первого Президента России Б. Н. Ельцина [web-сайт]. – 2020. – URL: https://urfu.ru/ru/news/35209/ (Қарау уақыты: 15.07.2021).

16. Суховейко О. Deloitte исследовала настроения миллениалов во время пандемии [Электронды ресурс] // Frank RG [web-сайт]. – 2020. – URL: https://frankrg.com/20855 (Қарау уақыты: 15.07.2021).

17. The impact of COVID-19 on the mental health of adolescents and youth [Электронды ресурс] // UNICEF [web-сайт]. – 2020. – URL: https://www.unicef.org/lac/en/impact-covid-19-mental-healthadolescents-and-youth (Қарау уақыты: 15.07.2021).

18. Молодежь и COVID-19: Влияние на рабочие места, образование, права и психическое благополучие. Из-за пандемии COVID-19 более 70 процентов молодых людей не могут нормально учиться [Электронды ресурс] // Доклад Международной организации труда. – 2020. – URL: https://www.ilo.org/moscow/news/WCMS_753125/lang--ru/index.htm (Қарау уақыты: 15.07.2021).

19. Schwartz K. D., Exner-Cortens D. et al. COVID-19 and Student Well-Being: Stress and Mental Health during Return-to-School // Canadian Journal of School Psychology. – 2021. – № 36(2). – P. 166-185. – DOI:https://doi.org/10.1177/08295735211001653.

20. Monbiot G. Neoliberalism – the ideology at the root of all our problems [Электронды ресурс] // The Guardian [web-сайт]. – 2016. – URL: https://www.theguardian.com/books/2016/apr/15/neoliberalismideology-problem-george-monbiot (Қарау уақыты: 15.09.2021).

21. Metcalf S. Neoliberalism: the idea that swallowed the world [Электронды ресурс] // The Guardian [web-сайт]. – 2017. – URL: https://www.theguardian.com/news/2017/aug/18/neoliberalism-the-idea-thatchanged-the-world (Қарау уақыты: 10.09.2021).

22. McCloskey S. COVID-19 Reveals Neoliberal “Development”: How Can Development Education Respond? // Policy and practice. Review of Developmental Education. – 2020. – № 30. – P. 174-185.

23. Gupta A. Value education in higher education [Электронды ресурс] // ResearchGate [web-сайт]. – DOI: 10.13140/RG.2.2.16787.84005. – 2020. – URL: https://www.researchgate.net/publication/340755942_Value_education_in_higher_education (Қарау уақыты: 10.09.2021).

24. Apple M. Between neoliberalism and neoconservatism: education and conservatism in a global context // In: Torres, N.B., Ed., Globalization and Education: A Critical Perspective. – Chapter 3. – New York: Routledge, 2000. – P. 57-78.

25. Хмелинин А. А. Проблема социальной справедливости в неолиберальной политической доктрине и практике: теоретический анализ // Научный ежегодник ИФиП УрО РАН. – 2014. – Т. 14. – № 3. – С. 151-164.

26. Налетова И. Диверсификация высшего образования: вызов университетам // Высшее образование в России. – 2005. – № 5. – С. 39-45.

27. Roy A. Pandemic is a portal [Электронды ресурс] // The Financial Times [web-сайт]. – 2020. – URL: https://www.ft.com/content/10d8f5e8-74eb-11ea-95fe-fcd274e920ca (Қарау уақыты: 30.08.2021).

28. Peters M., Gibbs P., Gorur R., Burbules N., etc. Reimagining the new pedagogical possibilities for universities post-Covid-19 // Educational Philosophy and Theory. – 2020. – P. 1-45. – DOI: 10.1080/00131857.2020.1777655.


Рецензия

Для цитирования:


Ашилова М.С., Бегалинов А.С., Бегалинова К.К. НЕОЛИБЕРАЛИЗМ В ВЫСШЕМ ОБРАЗОВАНИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ ПОСТКОВИДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ. Central Asian Economic Review. 2021;(5):33-43. https://doi.org/10.52821/2789-4401-2021-5-33-43

For citation:


Ashilova M.S., Begalinov A.S., Begalinova K.K. NEOLIBERALISM IN HIGHER EDUCATION AND THE PROSPECTS FOR POST-COVID EDUCATION. Central Asian Economic Review. 2021;(5):33-43. (In Kazakh) https://doi.org/10.52821/2789-4401-2021-5-33-43

Просмотров: 441


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2789-4398 (Print)
ISSN 2789-4401 (Online)