НЕОЛИБЕРАЛИЗМ В ВЫСШЕМ ОБРАЗОВАНИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ ПОСТКОВИДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
https://doi.org/10.52821/2789-4401-2021-5-33-43
Аннотация
В настоящей статье речь идет о новом витке мирового кризиса в высшем образовании, порожденном пандемией COVID-19.
Цель исследования – проведение системного анализа современной зарубежной литературы по вопросам неолиберализма в образовательной сфере и выявление факторов влияния неолиберальных концепций на сферу высшего образования в период пандемии.
Методология исследования: системный анализ зарубежной научно-исследовательской литературы, посвященной вопросам неолиберализма, аксиологических проблем высшего образовании и глобализации. Были изучены 20 источников, в том числе работы ведущих зарубежных ученых-философов М. Эппла, А. Жиру, С. Мак-Клоски и других. Отобранные для исследования работы охватывают временной промежуток от 2000 годов по сегодняшний день.
Оригинальность / ценность исследования. В ходе анализа литературы рассматриваются факторы, повлиявшие на качество и эффективность высшего образования, представляются перспективы пост- ковидного образования в будущем. Отдельно рассматривается такое направление, как неолиберализм, являющийся идеологией глобализации, глобальной повесткой дня. Обосновывается мнение, что пандемия не породила проблемы в сфере высшего образования, а лишь усугубила те, что уже имелись. Приводится обзор мнений зарубежных ученых, представляются их стратегии по выходу мирового высшего образования из кризиса, связанного как с пандемией, так и с неолиберальными (рыночным) подходом к образованию.
Результаты исследования. Неолиберальная модель образования, основанная на жесткой конкуренции, индивидуализме и свободной торговле – в эпоху пандемии дала сбой. Думается, что будущая перспектива развития высшего образования в мире будет пересмотрена в сторону снижения влияния неолиберализма и рынка, усиления государственного контроля и финансирования в этой сфере, гуманизации, гуманитаризации, фундаментализации и экологизации сферы высшего образования.
Ключевые слова
Об авторах
М. С. АшиловаКазахстан
ассоциированный профессор кафедры Международных коммуникаций
Алматы
А. С. Бегалинов
Казахстан
Алматы
К. К. Бегалинова
Казахстан
Алматы
Список литературы
1. Концептуальная записка: Образование в эпоху COVID-19 и в последующий период [Электронды ресурс] // Организация Объединенных Наций [web-сайт]. – 2020. – URL: https://www.un.org/sites/un2.un.org/files/policy_brief_-_education_during_covid-19_and_beyond_russian.pdf (Қарау уақыты: 05.09.2021).
2. Hiler T. How COVID-19 made higher education value a top priority [Электронды ресурс] // Third way [web-сайт]. – 2020. – URL: https://www.thirdway.org/memo/how-covid-19-made-higher-education-value-atop-priority (Қарау уақыты: 05.09.2021).
3. Zhou N. Young Australians delaying life goals due to pandemic and feel pessimistic about future [Электронды ресурс] // The Guardian [web-сайт]. – 2020. – URL: https://www.theguardian.com/business/2020/nov/05/young-australians-delaying-life-goals-due-to-pandemic-and-feel-pessimistic-about-future (Қарау уақыты: 05.09.2021).
4. Coronavirus and higher education students [Электронды ресурс] // Offi ce for national statistics [web-сайт]. – 2021. – URL: https://www.ons.gov.uk/peoplepopulationandcommunity/healthandsocialcare/healthandwellbeing/bulletins/coronavirusandhighereducationstudents/england4to12may2021 (Қарау уақыты: 05.09.2021).
5. Послание Главы государства Касым-Жомарта Токаева народу Казахстана от 01 сентября 2021 г. [Электронды ресурс] // Официальный сайт Президента Республики Казахстан [web-сайт]. – 2021. – URL: https://www.akorda.kz/ru/poslanie-glavy-gosudarstva-kasym-zhomarta-tokaeva-narodu-kazahstana-183048 (Қарау уақыты: 10.09.2021).
6. Антипов Д., Бакиров Э. Неолиберализм в образовании: анализ глобальной экономики образования // Философия хозяйства. – 2017. – № 1(109). – С. 74-90.
7. Patrick F. Neoliberalism, the Knowledge Economy, and the Learner: Challenging the Inevitability of the Commodifi ed Self as an Outcome of Education // International Scho larly Research Notices. – 2013. – № 2013. – Article 108705. – DOI: https://doi.org/10.1155/2013/108705.
8. Went R. Globalization: Neoliberal Challenge, Radical Responses (IIRE (International Institute for Resear). – London: Pluto Press, 2000. – 176 p.
9. Marginson S. After globalization: Emerging politics of education // Journal of Educational Policy. – 1999. – № 14(1). – P. 19-31.
10. Verdun A. European responses to globalization and fi nancial market integration: perceptions of economic and monetary union in Britain, France, and Germany. – New York: St. Martin's Press, 2000. – 260 p.
11. Brancaleone D., O’Brien S. Educational commodifi cation and the (economic) sign value of learning outcomes // British Journal of Sociology of Education. – 2011. – № 32(4). – P. 501-519. – DOI: https://doi.org/10.1080/01425692.2011.578435.
12. Giroux H., Proasi L. La pandemia de Covid-19 está exponiendo la plaga del Neoliberalismo // Praxis Educativa. – 2020. – № 24(2). – P. 1-13. – DOI: 10.19137/praxiseducativa-2020-240202.
13. Sharma A. The pandemic, race and the crisis of the neoliberal university: study notes from lockdown London // Inter-Asia Cultural Studies. – 2020. – № 21(4). – P. 645-655. – DOI: https://doi.org/10.1080/14649373.2020.1832303.
14. How COVID-19 and other events are shaping young people’s perceptions of the future. Equitable Futures National Youth Poll 2020-2021 [Электронды ресурс] // Equitable Futures [web-сайт]. – 2021. – URL: https://www.equitablefutures.org/covid19/ (Қарау уақыты: 10.09.2021).
15. У молодых людей появились пандемические страхи [Электронды ресурс] // УрФУ имени первого Президента России Б. Н. Ельцина [web-сайт]. – 2020. – URL: https://urfu.ru/ru/news/35209/ (Қарау уақыты: 15.07.2021).
16. Суховейко О. Deloitte исследовала настроения миллениалов во время пандемии [Электронды ресурс] // Frank RG [web-сайт]. – 2020. – URL: https://frankrg.com/20855 (Қарау уақыты: 15.07.2021).
17. The impact of COVID-19 on the mental health of adolescents and youth [Электронды ресурс] // UNICEF [web-сайт]. – 2020. – URL: https://www.unicef.org/lac/en/impact-covid-19-mental-healthadolescents-and-youth (Қарау уақыты: 15.07.2021).
18. Молодежь и COVID-19: Влияние на рабочие места, образование, права и психическое благополучие. Из-за пандемии COVID-19 более 70 процентов молодых людей не могут нормально учиться [Электронды ресурс] // Доклад Международной организации труда. – 2020. – URL: https://www.ilo.org/moscow/news/WCMS_753125/lang--ru/index.htm (Қарау уақыты: 15.07.2021).
19. Schwartz K. D., Exner-Cortens D. et al. COVID-19 and Student Well-Being: Stress and Mental Health during Return-to-School // Canadian Journal of School Psychology. – 2021. – № 36(2). – P. 166-185. – DOI:https://doi.org/10.1177/08295735211001653.
20. Monbiot G. Neoliberalism – the ideology at the root of all our problems [Электронды ресурс] // The Guardian [web-сайт]. – 2016. – URL: https://www.theguardian.com/books/2016/apr/15/neoliberalismideology-problem-george-monbiot (Қарау уақыты: 15.09.2021).
21. Metcalf S. Neoliberalism: the idea that swallowed the world [Электронды ресурс] // The Guardian [web-сайт]. – 2017. – URL: https://www.theguardian.com/news/2017/aug/18/neoliberalism-the-idea-thatchanged-the-world (Қарау уақыты: 10.09.2021).
22. McCloskey S. COVID-19 Reveals Neoliberal “Development”: How Can Development Education Respond? // Policy and practice. Review of Developmental Education. – 2020. – № 30. – P. 174-185.
23. Gupta A. Value education in higher education [Электронды ресурс] // ResearchGate [web-сайт]. – DOI: 10.13140/RG.2.2.16787.84005. – 2020. – URL: https://www.researchgate.net/publication/340755942_Value_education_in_higher_education (Қарау уақыты: 10.09.2021).
24. Apple M. Between neoliberalism and neoconservatism: education and conservatism in a global context // In: Torres, N.B., Ed., Globalization and Education: A Critical Perspective. – Chapter 3. – New York: Routledge, 2000. – P. 57-78.
25. Хмелинин А. А. Проблема социальной справедливости в неолиберальной политической доктрине и практике: теоретический анализ // Научный ежегодник ИФиП УрО РАН. – 2014. – Т. 14. – № 3. – С. 151-164.
26. Налетова И. Диверсификация высшего образования: вызов университетам // Высшее образование в России. – 2005. – № 5. – С. 39-45.
27. Roy A. Pandemic is a portal [Электронды ресурс] // The Financial Times [web-сайт]. – 2020. – URL: https://www.ft.com/content/10d8f5e8-74eb-11ea-95fe-fcd274e920ca (Қарау уақыты: 30.08.2021).
28. Peters M., Gibbs P., Gorur R., Burbules N., etc. Reimagining the new pedagogical possibilities for universities post-Covid-19 // Educational Philosophy and Theory. – 2020. – P. 1-45. – DOI: 10.1080/00131857.2020.1777655.
Рецензия
Для цитирования:
Ашилова М.С., Бегалинов А.С., Бегалинова К.К. НЕОЛИБЕРАЛИЗМ В ВЫСШЕМ ОБРАЗОВАНИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ ПОСТКОВИДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ. Central Asian Economic Review. 2021;(5):33-43. https://doi.org/10.52821/2789-4401-2021-5-33-43
For citation:
Ashilova M.S., Begalinov A.S., Begalinova K.K. NEOLIBERALISM IN HIGHER EDUCATION AND THE PROSPECTS FOR POST-COVID EDUCATION. Central Asian Economic Review. 2021;(5):33-43. (In Kazakh) https://doi.org/10.52821/2789-4401-2021-5-33-43