Preview

Central Asian Economic Review

Расширенный поиск

ОТНОШЕНИЕ УЧИТЕЛЕЙ К ИНКЛЮЗИВНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ В КАЗАХСТАНЕ: КЕЙС ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ ГОРОДА АЛМАТЫ

https://doi.org/10.52821/2789-4401-2021-5-76-89

Аннотация

Цель исследования – выявление факторов, влияющих на отношение учителей общеобразовательных школ города Алматы к процессу инклюзивного образования. В работе анализируется восприятие и опыт учителей, способствующие формированию у них положительного или отрицательного отношения к инклюзии.

Методология. В данной работе представлены результаты качественного метода исследования. В интервью приняли участие 25 учителей из 15 общеобразовательных школ города Алматы. Данные были систематизированы программным обеспечением Atlas.ti по нескольким темам (кодировкам), связанные с отношением учителей, которые затем были распределены по факторам.

Оригинальность / ценность исследования. Понимание отношения учителей и их восприятия к инклюзивному образованию будет способствовать выявлению острых проблем, с которыми сталкивается процесс инклюзии при внедрении в школах. Это будет способствовать предотвращению негативных последствий со стороны учителей. Более того, использование полуструктурированных интервью в контексте Казахстана глубже проанализирует сущность отношения учителей к инклюзивному образованию.

Результаты исследования. Были определены шесть факторов, как концептуальные, социальные, технические, методологические и дидактические, профессиональные и медиа факторы, которые способствуют формированию определенного отношения у учителей к инклюзии. Результаты показали более нейтральное и даже отрицательное отношение учителей к инклюзии. Их больше волновали методологические / дидактические и социальные факторы при выражении своего опыта в процессе инклюзивного образования.

Об авторах

Д. Ш. Юсупова
Университет Нархоз
Казахстан

Докторантура, 2 курс, ГиМУ

Алматы



М. М. Исабаев
Университет Нархоз
Казахстан

Алматы



Список литературы

1. The Salamanca statement and framework for action on special needs education. Salamanca [Electronic resource] / UNESCO, Ministry of education and Science // UNESDOC Digital Library [website]. – 1994. – URL: http://unesdoc.unesco.org/images/0009/000984/098427eo.pdf (Accessed: 10.09.2021).

2. OECD. Students with Disabilities, Learning Diffi culties and Disadvantages Policies, Statistics and Indicators. – Paris: OECD, 2007. – 234 p.

3. Saloviita T. Attitudes of Teachers towards Inclusive Education in Finland // Scandinavian Journal of Educational Research. – 2018. – № 64(6) – P. 1-13 – DOI: 10.1080/00313831.2018.1541819.

4. Messiou K. Research in the fi eld of inclusive education: time for a rethink? // International Journal of Inclusive Education. – 2017. – № 21(2). – P. 146-159. – DOI: 10.1080/13603116.2016.1223184.

5. Nilholm C., Goransson K. What is meant by inclusion? An analysis of European and North American journal articles with high impact // European Journal of Special Needs Education. – 2017. – № 32(3). – P. 1-15. – DOI: 10.1080/08856257.2017.1295638.

6. Mitchell D., Desai I. Diverse socio-cultural contexts for inclusive education in Asia / In Mitchel, D. (Eds.) // In Book: Contextualizing inclusive education. Evaluating old and new international perspectives. – New York, NY: Routledge, 2005. – Chapter 8. – P. 167-201.

7. Мовкебаева З. А. Инклюзивное образованиев Республике Казахстан: проблемы и перспективы: монография. – Алматы: ТП «Сагатдинова», 2014. – 190 с.

8. Florian L., Rouse M. The inclusive practice project in Scotland: Teacher education for inclusive education // Teaching and Teacher Education. – 2009. – № 25(4). – P. 594-601. – DOI: https://doi.org/10.1016/j.tate.2009.02.003.

9. Moriña A. Inclusive education in higher education: challenges and opportunities // European Journal of Special Needs Education. – 2017. – № 32(1). – P. 3-17. – DOI: 10.1080/08856257.2016.1254964.

10. Омaровa Т. К., Aллaн Ж. Инклюзивное образование: отношение учителей общего образования и их беспокойства // Вестник КазНУ. Серия педагогическая. – 2017. – № 1(50). – C. 94-101.

11. Moberg S., Muta E., Korenaga K., Kuorelahti M., Savolainen H. Struggling for inclusive education in Japan and Finland: teachers’ attitudes towards inclusive education // European Journal of Special Needs Education. – 2019. – № 35(1). – P. 100-114. – DOI: 10.1080/08856257.2019.1615800.

12. Martins M. H., Borges M. L., Gonçalves T. Attitudes towards inclusion in higher education in a Portuguese university // International Journal of Inclusive Education. – 2018. – № 22(5). – P. 527-542. – DOI: 10.1080/13603116.2017.1377299.

13. Sapon-Shevin M. Inclusion: a matter of social justice // Educational leadership: Journal of the Department of Supervision and Curriculum Development. – 2003. – № 61(2). – P. 25-28.

14. Makoelle T. M. Pedagogy of inclusion: a quest for inclusive teaching and learning // Mediterranean Journal of Social Sciences. – 2014. – № 2(20). – DOI: 10.5901/mjss.2014.v5n20p1259.

15. Avramidis E., Norwich B. Teachers’ Attitudes towards Integration/Inclusion: A Review of the Literature // European Journal of Special Needs Education. – 2002. – № 17. – P. 129–147. – DOI: 10.1080/08856250210129056.

16. Engelbrecht P., Oswald M., Swart E., Eloff I. Including learners with intellectual disabilities: Stressful for teachers? // International Journal of Disability, Development and Education. – 2003. – № 50. – P. 293–308.

17. Fuller M., Bradley A., Healey M. Incorporating Disabled Students within an Inclusive Higher Education Environment // Disability & Society. – 2004. – № 19(5). – P. 455-468. – DOI: 10.1080/0968759042000235307.

18. Sharma U., Forlin C., Loreman T. Impact of training on pre-service teachers’ attitudes and concerns about inclusive education and sentiments about persons with disabilities // Disability & Society. – 2008. – № 23. – P. 773–785.

19. Nienke M. R., Veen I. V., Peetsma T. H. Inclusive education and students without special educational needs // Educational Research. – 2010. – № 52(4). – P. 351-390. – DOI: 10.1080/00131881.2010.524749.

20. Agavelyan R. O., Aubakirova S. D., Zhomartova A. D., Burdina E. I. Teachers’ Attitudes towards Inclusive Education in Kazakhstan // Integratsiya obrazovaniya = Integration of Education. – 2020. – № 2 4(1). – P. 8-19. – DOI: https://doi.org/10.15507/1991-9468.098.024.202001.008-019.

21. Nikulina L. I. Personal communication [Interview]. – Almaty. – 2021, October 18.

22. Ногайбаева Г. Рамка мониторинга инклюзивного образования в Республике Казахстан / Г. Ногайбаева, С. Жумажанова, Е. Коротких. – Астана: АО ИАЦ, 2017. – 185 с.

23. Rollan K., Somerton M. Inclusive education reform in Kazakhstan: civil society activism from the bottom-up // International Journal of Inclusive Education. – 2019. – № 25(10). – P. 1109-1124. – DOI: 10.1080/13603116.2019.1599451.

24. Šukys S., Dumčienė A., Lapėnienė D. Parental involvement in inclusive education of children with special educational needs // Social Behavior and Personality. – 2015. – № 43. – P. 327-338. – DOI: https://doi.org/10.2224/sbp.2015.43.2.327.

25. Morgado B., Cortes-Vega M. D., Lopez-Gavira R., Alvarez E., Morina A. Inclusive education in higher education? // Journal of Research in Special Educational Needs. – 2016. – № 16(1). – P. 639–642. – DOI: 10.1111/1471-3802.12323.

26. Barnes C. Disability, higher education and the inclusive society // British Journal of Sociology of Education. – 2007. – № 28(1). – P. 135-145. – DOI: 10.1080/01425690600996832.

27. Arnesen A., Lundahl L. Still social and democratic? Inclusive education policies in Nordic welfare states // Scandinavian Journal of Educational Research. – 2006. – № 50(3). – P. 285-300. – DOI: 10.1080/00313830600743316.

28. Wilczenski F. L. Measuring Attitudes toward Inclusive Education // Psychology in the Schools. – 1992. – № 29. – P. 306-312.

29. Antonak R. F., Livneh H. Measurement of Attitudes towards Persons with Disabilities // Disability and Rehabilitation. – 2000. – № 22. – P. 211–224. – DOI: 10.1080/096382800296782.

30. De Boer A., Pijl S. J., Minnaert A. Regular primary schoolteachers’ attitudes towards inclusive education: A review of the literature // International journal of inclusive education. – 2011. – № 15(3). – P. 331-353.

31. Yeo L. S., Chong W. H., Neihart M. F., Huan V. S. Teachers' experience with inclusive education in Singapore // Asia Pacifi c Journal of Education. – 2014. – № 36(1) – P. 1-15. – DOI: 10.1080/02188791.2014.934781.

32. Avramidis E., Bayliss Ph., Burden R. A Survey into Mainstream Teachers’ Attitudes Towards the Inclusion of Children with Special Educational Needs in the Ordinary School in one Local Education Authority // International Journal of Experimental Educational Psychology. – 2000. – № 20(2). – P. 191–211. – DOI:10.1080/713663717.

33. Florian L., Linklater H. Preparing teachers for inclusive education: using inclusive pedagogy to enhance teaching and learning for all // Cambridge Journal of Education. – 2010. – № 40(4). – P. 369–386. – DOI:10.1080/0305764X.2010.526588.

34. Беляков Н. И., Русанов В. П. Инклюзивное образование в Республике Казахстан // Научный альманах Ассоциации France-Kazakhstan. – 2018. – № 1. – С. 59-67.

35. Damianidou E., Phtiaka H. Implementing inclusion in disabling settings: The role of teachers’ attitudes and practices // International Journal of Inclusive Education. – 2018. – № 22(10). – P. 1078-1092.

36. Óskarsdóttir E., Donnelly V., Turner-Cmuchal M., Florian L. Inclusive school leaders–their role in raising the achievement of all learners // Journal of Educational Administration. – 2020. – № 58(5). – P. 521537. – DOI: https://doi.org/10.1108/JEA-10-2019-0190.

37. Patton M. Q. Qualitative Research & Evaluation Methods. 3rd edition. – Sage Publications, Inc., 2002. – 688 p.


Рецензия

Для цитирования:


Юсупова Д.Ш., Исабаев М.М. ОТНОШЕНИЕ УЧИТЕЛЕЙ К ИНКЛЮЗИВНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ В КАЗАХСТАНЕ: КЕЙС ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ ГОРОДА АЛМАТЫ. Central Asian Economic Review. 2021;(5):76-89. https://doi.org/10.52821/2789-4401-2021-5-76-89

For citation:


Yussupova D.Sh., Issabayev M.M. ATTITUDES OF TEACHERS TOWARD INCLUSIVE EDUCATION IN KAZAKHSTAN: THE CASE OF MAINSTREAM SCHOOLS IN ALMATY. Central Asian Economic Review. 2021;(5):76-89. https://doi.org/10.52821/2789-4401-2021-5-76-89

Просмотров: 363


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2789-4398 (Print)
ISSN 2789-4401 (Online)