Preview

Central Asian Economic Review

Расширенный поиск

Управление знаниями как фактор раскрытия потенциала искусственного интеллекта в достижении устойчивой эффективности

https://doi.org/10.52821/2789-4401-2025-5-200-211

Аннотация

Цель исследования –изучение влияния использования генеративного искусственного интеллекта на устойчивую эффективность учебных заведений (колледжей) в Костанайской области, а также анализ посреднической роли способности к управлению знаниями в этой взаимосвязи.

Методология – для проведения исследования был использован количественный метод (анкетирование). Данные собирались с помощью анонимного и добровольного онлайн-опроса преподавателей из 25 государственных и частных колледжей Костанайской области. Для анализа ответов и проверки четырех гипотез применялось моделирование структурными уравнениями методом частичных наименьших квадратов (PLS-SEM) с использованием программного обеспечения SMART-PLS 4.

Оригинальность / ценность исследования – ценность работы заключается в том, что она предлагает и тестирует новую интегрированную модель, которая объединяет сложные конструкты, обеспечивая более целостное понимание факторов устойчивости.

Исследование эмпирически доказывает, что влияние использования генеративного искусственного интеллекта на устойчивую эффективность носит не прямой, а полностью посреднический характер, что подчеркивает критическую важность конструктов управления знаниями как механизма реализации потенциала технологий. Кроме того, исследование предоставляет данные из контекста Казахстана, расширяя географию исследований по данной теме. Практическая ценность состоит в рекомендации для руководителей рассматривать внедрение искусственного интеллекта как комплексную стратегическую инициативу, неразрывно связанную с развитием организационных способностей к управлению знаниями.

Результаты исследования – результаты анализа подтвердили, что применение искусственного интеллекта положительно влияет на управление знаниями, а управление знаниями, в свою очередь, положительно влияет на устойчивую эффективность. В то же время гипотеза о прямом влиянии не нашла статистического подтверждения.

Об авторах

Б. Б. Сарсенбаев
Жетысуский университет имени И. Жансугурова
Казахстан

Сарсенбаев Берик Бектурсынович - Магистр педагогических наук, преподаватель-лектор 

г.Талдыкорган, ул. И.Жансугурова 187 а 



Г. И. Баймахамбетова
Казахская национальная консерватория имени Курмангазы
Казахстан

Баймахамбетова Гульнара Ибрагимовна - Доктор экономических наук, профессор 

г.Алматы, ул. Панфилова, 127 



Р. К. Амантаева
Костанайский региональный университет имени Ахмет Байтұрсынұлы
Казахстан

Амантаева Раушан Кадырбековна - магистр экономических наук, преподаватель 

Байтурсынова 47, Костанай 



Список литературы

1. Javed A. et al. Knowledge management towards sustainable competitive advantage in higher education: an analysis of productive and counter-productive behaviors //Journal of Organizational Effectiveness: People and Performance. – 2024.

2. Al-Emran, M. Role of perceived threats and knowledge management in shaping generative AI use in education and its impact on social sustainability // The International Journal of Management Education. – 2025. – №. 23. – Р. 101105. – DOI: 10.1016/j.ijme.2024.101105.

3. Khan, A. N. Green knowledge management: A key driver of green technology innovation and sustainable performance in the construction organizations // Journal of Innovation & Knowledge. – 2024. – Р.9. – Art. 100455. – DOI: 10.1016/j.jik.2023.100455.

4. Al-Qaysi N. et al. Generative AI and educational sustainability: Examining the role of knowledge management factors and AI attributes using a deep learning-based hybrid SEM-ANN approach //Computer Standards & Interfaces. – 2025. – №. 93. – Р. 103964. https://doi.org/10.1016/j.csi.2024.103964

5. Dwivedi, Y. K. "So what if ChatGPT wrote it?" Multidisciplinary perspectives on opportunities, challenges and implications of generative conversational Al for research, practice and policy // International Journal of Information Management. – 2023. – №. 71. – Р. 102642.

6. Sobaih, A. E. E. Unveiling the role of knowledge management effectiveness in university's performance through administrative departments' innovation // Journal of Open Innovation: Technology, Market, and Complexity. – 2025. – № 11. – Р. 100473. – DOI: 10.1016/j.joitmc.2025.100473.

7. Dey, M. Ethical leadership for better sustainable performance: Role of employee values, behavior and ethical climate // Journal of Cleaner Production. – 2022. – №. 337. – Р. 130527. – DOI: 10.1016/J.JCLEPRO.2022.130527.

8. Alavi, M., Leidner, D. E. and Mousavi, R. (2024), "A Knowledge Management Perspective of Generative Artificial Intelligence", Journal of the Association for Information Systems, 25(1), pp. 1–12. – https://doi.org/10.17705/1jais.00859

9. Jarrahi, M. H., Askay, D., Eshraghi, A. and Smith, P. (2023), "Artificial intelligence and knowledge management: A partnership between human and AI", Business Horizons, 66(1), pp. 87–99. – https://doi.org/10.1016/j.bushor.2022.03.002

10. Storey, K. (2025), "Digitalization in mining and the rise of the urban miner", The Extractive Industries and Society, 24, p. 101718. ––https://doi.org/10.1016/j.exis.2025.101718

11. Kaczorowska-Spychalska, D., Kotula, N., Mazurek, G. and Sułkowski, Ł. (2024), "Generative AI as source of change of knowledge management paradigm", Human Technology, 20(1), pp. 131–154. – https://doi.org/10.14254/1795-6889.2024.20-1.7

12. Grant, R. M. (1996), "Toward a knowledge-based theory of the firm", Strategic Management Journal, 17(S2), pp. 109–122. –https://doi.org/10.1002/smj.4250171110

13. Sapta, I. K. S., Sudja, I. N., Landra, I. N. and Rustiarini, N. W. – 2021, "Sustainability performance of organization: Mediating role of knowledge management", Economies, 9(3), p. 97. – https://doi.org/10.3390/economies9030097

14. Shahzad, M. U., Davis, K. and Ahmad, M. S. (2021), "Knowledge oriented leadership and open innovation: the mediating role of knowledge process and infrastructure capability", International Journal of Innovation Management (IJIM), Vol. 25, No. 3, 2150028. – https://doi.org/10.1142/s1363919621500286

15. Jourabchi Amirkhizi, P., Pedrammehr, S. and Pakzad, S. – 2025, "A system-based approach to value prioritization in industry 5.0 for sustainable value creation", Discover Sustainability, 6(1), p. 364. – https://doi.org/10.1007/s43621-025-01134-8

16. Ooi, K. B., Tan, G. W. H., Al-Emran, M., Al-Sharafi, M. A., Capatina, A., Chakraborty, A., Dwivedi, Y. K., Huang, T. L., Kar, A. K., Lee, V. H., Loh, X. M., Micu, A., Mikalef, P., Mogaji, E., Pandey, N., Raman, R., Rana, N. P., Sarker, P., Sharma, A., Teng, C. I., Wamba, S. F. and Wong, L. W. (2025), "The potential of generative artificial intelligence across disciplines: Perspectives and future directions", Journal of Computer Information Systems, 65(1), pp. 76–107. –https://doi.org/10.1080/08874417.2023.2261010

17. Adiguzel, T., Kaya, M. H. and Cansu, F. K. (2023), "Revolutionizing education with AI: Exploring the transformative potential of ChatGPT", Contemporary Educational Technology, 15(3), p. 429. – https://doi.org/10.30935/cedtech/13152

18. Aboelmaged, M. G. Linking operations performance to knowledge management capability: the mediating role of innovation performance // Production Planning & Control. – 2014. – Vol. 25, № 1. – P. 44–58. – DOI: 10.1080/09537287.2012.655802.

19. Masa'deh, R. The impact of knowledge management on job performance in higher education: The case of the University of Jordan // Journal of Enterprise Information Management. – 2017. – Vol. 30, № 2. – P. 244–262. – DOI: 10.1108/JEIM-09-2015-0087.

20. Hair, J. F. A primer on partial least squares structural equation modeling (PLS-SEM) / J. F. Hair, G. T. M. Hult, C. M. Ringle, M. Sarstedt. – 2nd ed. – Sage Publications Inc., 2014.

21. Hulin, C. Can a reliability coefficient be too high? / C. Hulin [et al.] // Journal of Consumer Psychology. – 2001. – Vol. 10, № 1/2. – P. 55–58. – DOI: 10.1207/s15327663jcp1001&2_05.

22. Ringle, C. M. Partial least squares structural equation modeling in HRM research // The International Journal of Human Resource Management. – 2020. – Vol. 31, № 12. – P. 1617–1643. – DOI: 10.1080/09585192.2017.1416655.

23. Hair, J. F. When to use and how to report the results of PLS-SEM // European Business Review. – 2019. – Vol. 31, № 1. – P. 2–24. – DOI: 10.1108/EBR-11-2018-0203.

24. Sarstedt, M. How to specify, estimate, and validate higher-order constructs in PLS-SEM // Australasian Marketing Journal (AMJ). – 2019. – Vol. 27, № 3. – P. 197–211. – DOI: 10.1016/j.ausmj.2019.05.003.

25. Rehman, U. U. Nexus of knowledge-oriented leadership, knowledge management, innovation and organizational performance in higher education // Business Process Management Journal. – 2020. – Vol. 26, № 6. – P. 1731–1758. – DOI: 10.1108/BPMJ-03-2020-0125.


Рецензия

Для цитирования:


Сарсенбаев Б.Б., Баймахамбетова Г.И., Амантаева Р.К. Управление знаниями как фактор раскрытия потенциала искусственного интеллекта в достижении устойчивой эффективности. Central Asian Economic Review. 2025;(5):200-211. https://doi.org/10.52821/2789-4401-2025-5-200-211

For citation:


Sarsenbayev B.B., Baimakhambetova G.I., Amantayeva R.K. Knowledge management as a factor in unleashing the potential of artificial intelligence for achieving sustainable performance. Central Asian Economic Review. 2025;(5):200-211. (In Russ.) https://doi.org/10.52821/2789-4401-2025-5-200-211

Просмотров: 11


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2789-4398 (Print)
ISSN 2789-4401 (Online)