Образовательная мобильность и миграционный дисбаланс
https://doi.org/10.52821/2789-4401-2025-5-77-92
Аннотация
Цель исследования. Цель статьи заключается в выявлении региональных дисбалансов в миграционных потоках Казахстана и их связи с уровнем доходов и расходов населения. Задача состоит в том, чтобы дать объективную оценку ситуации по регионам, а также проследить, как образовательная мобильность трансформирует структуру человеческого капитала. Особое внимание уделяется изменениям в Концепции миграционных устремлений и возможностей (aspirations–capabilities framework) [1] и процессам интеллектуализации миграции [2], что позволяет рассматривать миграцию не только как количественный отток, но и как качественное перераспределение знаний и компетенций.
Методология. Эмпирическую основу исследования составили данные Бюро национальной статистики Республики Казахстан (2000–2024), официальные статистические ресурсы (taldau.stat.gov.kz), а также международные базы Организации экономического сотрудничества и развития (OECD) [3], [4], Международная организация по миграции [5], Международного центра развития миграционной политики (ICMPD) [6] и Open Doors [7]. Для комплексной оценки были использованы четыре группы индикаторов: (1) доходы и расходы домохозяйств, уровень бедности; (2) демографические показатели (рождаемость, структура домохозяйств, урбанизация); (3) миграционные данные (сальдо внешней и внутренней миграции, потоки по странам и регионам, образовательная мобильность); (4) социальная инфраструктура (наличие вузов, численность студентов).
Применены методы сравнительного и структурного анализа для оценки взаимосвязи доходов, расходов, рождаемости и миграционных потоков, а также индексный подход для оценки региональной миграционной привлекательности. Также была проведена кластеризация регионов, что позволило выделить группы «регионов-доноров» и «регионов-реципиентов» человеческого капитала.
Оригинальность / ценность исследования. В исследовании впервые образовательная мобильность анализируется в контексте региональных миграционных дисбалансов и показателей социально-экономического развития. Исследование анализирует неочевидные взаимосвязи между миграционными потоками, доходами, расходами и демографической структурой регионов. Новизна исследования заключается в том, что миграция интерпретируется не только как количественный отток населения, но и как процесс интеллектуализации и перераспределения человеческого капитала.
Соответственно, подход позволяет выявить скрытые факторы устойчивости и уязвимости: от способности регионов с высокой рождаемостью частично компенсировать потери населения до рисков экономически благополучных территорий, где образовательная мобильность превращается в канал долговременного оттока человеческого капитала, усиливающий региональные диспропорции и влияющий на траектории устойчивого развития страны.
Результаты исследования. Казахстан, несмотря на изменения объёмов миграции в последние пять лет, сохраняет статус устойчивого канала «утечки умов» [8]. Роль Казахстана в качестве источника человеческого капитала, усиливается накопленными региональными различиями в мотивации и несет дополнительные риски для долгосрочного устойчивого развития. Одновременно высокий уровень бедности ограничивает мобильность, формируя феномен «невынужденной иммобильности».
Региональная специфика проявляется в устойчивой асимметрии: северные и восточные области функционируют как доноры квалифицированного человеческого капитала, в то время как южные и западные территории компенсируют миграционные потери за счёт повышенной рождаемости и внутренних миграционных потоков. Образовательная миграция закрепилась в качестве ключевого канала «утечки мозгов», охватывающего преимущественно высококвалифицированные профессиональные группы (педагоги, экономисты, юристы, технические специалисты), что усиливает риски для инновационного развития и устойчивости экономики.
Таким образом, результаты исследования фиксируют институционализацию образовательной мобильности как структурного фактора пространственного перераспределения человеческого капитала и подчеркивают необходимость разработки регионально-ориентированных мер миграционной политики, направленных на минимизацию демографических и социально-экономических дисбалансов. В целом, результаты подчёркивают необходимость интеграции регионально-специфических мер в миграционную политику, направленных на минимизацию рисков демографических особенностей регионов и стимулирование репатриации квалифицированных кадров для укрепления национального человеческого потенциала.
Ключевые слова
Об авторе
Ж. Ж. АргынбаеваКазахстан
Аргынбаева Жанар Жумагаликызы, PhD, ассоциированный профессор
г. Алматы
Список литературы
1. De Haas H. A theory of migration: the aspirations-capabilities framework // Comparative Migration Studies. – 2021. – Vol. 9, № 1.
2. Li W., Lo L., Lu Y. Introduction: the intellectual migration analytics // Journal of Ethnic and Migration Studies. – 2023. – Vol. 49, № 18. – P. 4577–4597.
3. OECD. Society at a Glance 2024: OECD Social Indicators. – Paris : OECD, 2024.
4. OECD. International Migration Outlook 2022. – Paris : OECD, 2022.
5. International Organization for Migration (IOM). Migration Data Gap Analysis: Kazakhstan. – Berlin ; Astana : International Organization for Migration, Global Data Institute, 2024.
6. International Organization for Migration (IOM). Kazakhstan Migration Situation Report: January – March 2025. – Berlin ; Astana ; Almaty : International Organization for Migration, Global Data Institute, 2025.
7. Institute of International Education. Open Doors 2023: Kazakhstan Fact Sheet. – New York : Institute of International Education, 2023.
8. Tilekova Z., Aldabergenov D. Methodological aspects of studying the impact of migration on the territorial organization of the population in the Republic of Kazakhstan // Journal of Geography and Environmental Management. – 2024. – Vol. 75, № 4.
9. World Bank. World Development Report 2020: Trading for Development in the Age of Global Value Chains. – Washington, DC : World Bank, 2020.
10. Бюро национальной статистики Агентства по стратегическому планированию и реформам Республики Казахстан. Численность населения Республики Казахстан по полу и типу местности (на 1 июля 2025 г.). – 2025.
11. Gaysina S. N., Chulanova Z. K., Dzhumashev N. M. Socio-Economic Risks of Internal Migration Processes and Their Impact on the Socio-Territorial Mobility of the Population of Kazakhstan // Economy: Strategy and Practice. – 2023. – Vol. 18, № 3. – P. 174–188.
12. Nyusupova G. N. и др. Migration trends in Kazakhstan related to geopolitical situations // Journal of Geography and Environmental Management. – 2025. – Vol. 77, № 2.
13. UNESCO Institute for Statistics. Net Flow of Internationally Mobile Students (Inbound–Outbound), Both Sexes, Kazakhstan. – 2025.
14. Zhalnina K. International Educational Migration: Case of Kazakhstan // Eurasian Journal of Economic and Business Studies. – 2021. – Vol. 3, № 61.
15. Migration Theory: Talking Across Disciplines / ред. Hollifield J. F., Brettell C. B. – London ; New York : Routledge, 2000.
16. Schewel K. Understanding Immobility: Moving Beyond the Mobility Bias in Migration Studies // International Migration Review. – 2020. – Vol. 54, № 2. – P. 328–355.
17. Hollings S., Green B. J. “Locked Out” of China: International Higher Education Students’ Experiences with Involuntary Immobility during Covid-19 // Beijing International Review of Education. – 2024. – Vol. 6, № 3–4. – P. 225–248.
18. Shpektorenko I. и др. Causes and consequences of intellectual migration of human capital in the context of national security: public administrative aspect // Edelweiss Applied Science and Technology. – 2024. – Vol. 8, № 6. – P. 1322–1333.
19. Gariba M. I. и др. The impact of migration on intellectual capital: exploring the mediating role of digitalization, and institutional quality // Cogent Social Sciences. – 2025. – Vol. 11, № 1.
20. OECD. The Road to Integration: Education, Migration and Social Cohesion. – Paris : OECD, 2019.
21. OECD. The Resilience of Students with an Immigrant Background: Factors that Shape Well-being. – Paris : OECD, 2018.
22. Skikne C. Global Enrolment Benchmark Survey: Jan–Mar 2025 Intake. Global Summary Report. – Eindhoven : Studyportals ; NAFSA ; Oxford Test of English, 2025.
23. Kabiyev D. Kazakhstan & Central Asia: Brain Drain or Brain Gain? – 2025.
24. UNESCO. Higher Education Policy Observatory: Kazakhstan – Higher Education Snapshot and International Student Mobility. – 2024.
25. International Centre for Migration Policy Development. Migration Outlook: Eastern Europe and Central Asia 2024. – Vienna : ICMPD, 2024.
26. Serikzhanova S. S., Zhanuzakova A. A. Motives of internal migration in Kazakhstan: a comparative analysis on the example of three large cities // Journal of Psychology and Sociology. – 2022. – Vol. 81, № 2.
27. Tsaurkubule Z. и др. Assessment of competitiveness of regions of the Republic of Kazakhstan // Insights into Regional Development. – 2020. – Vol. 2, № 1. – P. 469–479.
28. Бюро национальной статистики Республики Казахстан. Среднее число детей в домашнем хозяйстве. – Астана : Агентство по стратегическому планированию и реформам Республики Казахстан, 2024.
29. Бюро национальной статистики Республики Казахстан. Внешняя миграция населения в возрасте старше 15 лет по специальностям — сальдо миграции. – Астана : Агентство по стратегическому планированию и реформам Республики Казахстан, 2024.
30. Бюро национальной статистики Республики Казахстан. Денежные доходы населения в среднем на душу населения. – Астана : Агентство по стратегическому планированию и реформам Республики Казахстан, 2024.
31. Бюро национальной статистики Республики Казахстан. Внешняя миграция населения Республики Казахстан по странам. – Астана : Агентство по стратегическому планированию и реформам Республики Казахстан, 2024.
32. Бюро национальной статистики Республики Казахстан. Внешняя миграция населения Республики Казахстан. – Астана : Агентство по стратегическому планированию и реформам Республики Казахстан, 2024.
33. OECD. Education at a Glance 2020: OECD Indicators. – Paris : OECD, 2020.
34. Бюро национальной статистики Агентства по стратегическому планированию и реформам Республики Казахстан. Миграция населения Республики Казахстан (2024 г.): Statistical Report. – Астана : Бюро национальной статистики РК, 2025.
35. Shutaleva A. и др. Migration Potential of Students and Development of Human Capital // Education Sciences. – 2022. – Vol. 12, № 5. – P. 324.
36. Правительство Республики Казахстан. Об утверждении Концепции государственной молодежной политики Республики Казахстан на 2023–2029 годы. – 2023.
Рецензия
Для цитирования:
Аргынбаева Ж.Ж. Образовательная мобильность и миграционный дисбаланс. Central Asian Economic Review. 2025;(5):77-92. https://doi.org/10.52821/2789-4401-2025-5-77-92
For citation:
Argynbayeva Zh. Educational mobility and migration imbalance. Central Asian Economic Review. 2025;(5):77-92. (In Russ.) https://doi.org/10.52821/2789-4401-2025-5-77-92














