Preview

Нейромаркетинг в образовании: влияние эмоционального контента на эффективность восприятия университетских видеороликов

https://doi.org/10.52821/2789-4401-2025-3-106-121

Аннотация

Цель исследования. В настоящем исследовании анализируются эмоциональные реакции респондентов на промо-видео Алматы Менеджмент Университета и изучается, как эти реакции влияют на восприятие привлекательности видео и запоминание их содержания. Понимание этих эффектов может способствовать разработке более эффективных стратегий образовательного маркетинга, демонстрируя, как эмоциональная вовлечённость повышает заинтересованность будущих студентов.
Методология. В исследовании фиксировались мимические реакции участников при демонстрации двух промо-видео, разработанных маркетинговым отделом Университета. В нём приняли участие двадцать потенциальных абитуриентов в возрасте 16–20 лет. Во время просмотра видео с помощью программы FaceReader регистрировались выражения лица, после чего каждый участник заполнял опросники для оценки запоминания видеоконтента и его привлекательности. Это позволило изучить взаимосвязь между зафиксированными эмоциональными данными и опросными результатами. Кроме того, на основе выходов FaceReader для прогнозирования показателей запоминания и восприятия привлекательности использовались модели машинного обучения Random Forest и Gradient Boosting.
Оригинальность/ценность исследования. В отличие от традиционных маркетинговых исследований, основанных на самодекларируемых данных, это исследование предлагает объективную оценку эмоционального вовлечения и его влияния на когнитивные процессы. 
Результаты исследования. Данные показали, что радость и сентиментальность значительно улучшают запоминание и восприятие привлекательности видео, тогда как гнев и страх оказали слабое влияние.
Эти выводы подтверждают, что эмоционально насыщенный видеоконтент может стать эффективным инструментом образовательного маркетинга, улучшая восприятие бренда и влияя на выбор студентов. Исследование предлагает практические рекомендации университетам по созданию запоминающихся и эффективных промо-материалов.

Об авторах

Г. Бекенова
Алматы Менеджмент Университет
Казахстан

Алматы 



Э. Б. Оразгалиева
Алматы Менеджмент Университет
Казахстан

Алматы 



Список литературы

1. Tyng C. M., Amin H. U., Saad M. N. M., Malik A. S. The influences of emotion on learning and memory // Frontiers in Psychology. — 2017. — Vol. 8. — Art. No 1454. — DOI: 10.3389/fpsyg.2017.01454.

2. Lackmann S., Léger P.-M., Charland P., Aubé C., Talbot J. The influence of video format on engagement and performance in online learning // Brain Sciences. — 2021. — Vol. 11, № 2. — P. 128. — DOI: 10.3390/brainsci11020128.

3. Weinberg P., Gottwald W. Impulsive consumer buying as a result of emotions // Journal of Business Research. — 1982. — Vol. 10, № 1. — P. 43–57. — DOI: 10.1016/0148-2963(82)90016-9.

4. Breiter H. C., Block M., Blood A. J. et al. Redefining neuromarketing as an integrated science of influence // Frontiers in Human Neuroscience. — 2015. — Vol. 8. — Art. No 1073. — DOI: 10.3389/fnhum.2014.01073.

5. Assielou K. A., Haba C. T., Kadjo T. L. et al. Emotional impact for predicting student performance in intelligent tutoring systems (ITS) // International Journal of Advanced Computer Science and Applications. — 2020. — Vol. 11, № 7. — P. 219–225. — DOI: 10.14569/IJACSA.2020.0110728.

6. Royo-Vela M., Varga Á. Unveiling neuromarketing and its research methodology // Encyclopedia. — 2022. — Vol. 2, № 2. — P. 729–751. — DOI: 10.3390/encyclopedia2020051.

7. Смыкова М. Р., Оразгалиева Э. Б., Казыбаева А. М., Абужалитова А. А. Исследование отношения потребителей к рекламе университетов: нейромаркетинговый подход // Вестник Карагандинского университета. — 2021. — Т. 4(104). — С. 148–158. — DOI: 10.31489/2021Ec4/148-158.

8. Rodas J. A., Montoya-Restrepo L. A. Measurement and analysis of television commercials based on the computer tools EyeTracking and FaceReader // Informacion Tecnologica. — 2019. — Vol. 30, № 2. — P. 3–10.

9. Cordeiro R., Reis A., Ferreira B. M., Mendes Bacalhau L. Neuromarketing: decoding the role of emotions and senses and consumer behavior / In IGI Global (Ed.). — Hershey, PA: IGI Global, 2024. — DOI: 10.4018/979-8-3693-1858-4.ch005.

10. Osugi A., Ohira H. Emotional arousal at memory encoding enhanced P300 in the concealed information test // Frontiers in Psychology. — 2018. — Vol. 8. — Art. No 2334. — DOI: 10.3389/fpsyg.2017.02334.

11. System1 Group. Emotion’s key role in digital ad effectiveness [Электронный ресурс]. — URL: https://system1group.com/blog/emotions-key-role-in-digital-ad-effectiveness (дата обращения: 10.02.2025).

12. RAM. Emotions & the impact on advertising effectiveness. Research & Analysis of Media [Электронный ресурс]. — 2016. — URL: https://www.rampanel.com/ (дата обращения: 10.02.2025).

13. Vences N. A., Díaz-Campo J., Rosales D. F. G. Neuromarketing as an emotional connection tool between organizations and audiences in social networks: a theoretical review // Frontiers in Psychology. — 2020. — Vol. 11. — Art. No 1787. — DOI: 10.3389/fpsyg.2020.01787.

14. Murti A., Ghosh R. The impact of emotional appeals in neuromarketing: analyzing the brain responses of consumers to emotional advertising campaigns // International Journal of Enhanced Research in Management & Computer Applications. — 2023. — Vol. 12, № 9. — P. 23–32. — DOI: 10.55948/IJERMCA.2023.0905.

15. Otamendi F. J., Sutil Martín D. L. The emotional effectiveness of advertisement // Frontiers in Psychology. — 2020. — Vol. 11. — Art. No 2088. — DOI: 10.3389/fpsyg.2020.02088.

16. Azad M. S., Khan S. S., Hossain R. et al. Predictive modeling of consumer purchase behavior on social media: integrating theory of planned behavior and machine learning for actionable insights // PLoS ONE. — 2023. — Vol. 18, № 12. — Art. No e0296336. — DOI: 10.1371/journal.pone.0296336.

17. Deniz E., Bülbül S. Ç. Predicting customer purchase behavior using machine learning models // Information Technology in Economics and Business. — 2024. — Vol. 1, № 1. — P. 1–6. — DOI: 10.69882/adba.iteb.2024071.

18. Whitehill J., Serpell Z., Lin Y.-C. et al. The faces of engagement: automatic recognition of student engagement from facial expressions // IEEE Transactions on Affective Computing. — 2014. — Vol. 5, № 1. — P. 86–98. — DOI: 10.1109/TAFFC.2014.2316163.

19. Soloviev V. Machine learning approach for student engagement automatic recognition from facial expressions // Scientific Publications of the State University of Novi Pazar, Series A: Applied Mathematics, Informatics & Mechanics. — 2018. — Vol. 10, № 2. — P. 79–86. — DOI: 10.5937/SPSUNP1802079S.

20. Šola H. M., Qureshi F. H., Khawaja S. Exploring the untapped potential of neuromarketing in online learning: implications and challenges for the higher education sector in Europe // Behavioral Sciences. — 2024. — Vol. 14, № 2. — Art. No 80. — DOI: 10.3390/bs14020080.

21. Rejer I., Jankowski J., Dreger J., Lorenz K. Viewer engagement in response to mixed and uniform emotional content in marketing videos—an electroencephalographic study // Sensors. — 2024. — Vol. 24, № 2. — Art. No 517. — DOI: 10.3390/s24020517.

22. Graham A. The importance of emotional connection in higher-ed marketing [Электронный ресурс] // Big Sea. — 07.06.2021. — URL: https://bigsea.co/ideas/the-importance-of-emotional-connection-in-highered-marketing (дата обращения: 27.05.2025).

23. ESOMAR. Guideline for researchers and clients involved in primary data collection [Электронный ресурс]. — URL: https://esomar.org/code-and-guidelines/guideline-for-researchers-and-clients-involved-inprimary-data-collection (дата обращения: 27.05.2025).

24. Казыбаева А. М. Нейромаркетинг: учебное пособие. — Балауса: ИП «Балауса», 2022. — 136 с.

25. Vozzi A., Ronca V., Aricò P. et al. The sample size matters: to what extent the participant reduction affects the outcomes of a neuroscientific research. A case-study in neuromarketing field // Sensors. — 2021. — Vol. 21, № 18. — Art. No 6088. — DOI: 10.3390/s21186088.

26. iMotions. Facial expression analysis – emotion detection software [Электронный ресурс]. — URL: https://imotions.com/products/imotions-lab/modules/fea-facial-expression-analysis/ (дата обращения: 27.05.2025).

27. Oakes R. A., Peschel L., Barraclough N. E. Inter-subject correlation of audience facial expressions predicts audience engagement during theatrical performances // iScience. — 2024. — Vol. 27, № 6. — Art. No 109843. — DOI: 10.1016/j.isci.2024.109843.

28. Hendriks A. How FaceReader is validated in research [Электронный ресурс] // Noldus Information Technology, 26.06.2024. — URL: https://noldus.com/blog/how-facereader-is-validated-in-research (дата обращения: 27.05.2025).

29. International Chamber of Commerce. ICC/ESOMAR international code on market and social research [Электронный ресурс]. — URL: https://iccwbo.org/news-publications/policies-reports/iccesomar-international-code-on-market-and-social-research/ (дата обращения: 27.05.2025).

30. Neuromarketing Science & Business Association. NMSBA code of ethics [Электронный ресурс]. — URL: https://www.nmsba.com/neuromarketing-companies/code-of-ethics (дата обращения: 27.05.2025).

31. U.S. Department of Health & Human Services. Code of Federal Regulations, Title 45, Section 46.102— Definitions for purposes of this policy [Электронный ресурс] // Cornell Law School Legal Information Institute, 2023. — URL: https://www.law.cornell.edu/cfr/text/45/46.102 (дата обращения: 27.05.2025).

32. American Psychological Association. Ethical principles of psychologists and code of conduct [Электронный ресурс]. — 2017. — URL: https://www.apa.org/ethics/code/ethics-code-2017.pdf (дата обращения: 27.05.2025).

33. Morgan Lewis & Bockius LLP. Data protection in Kazakhstan: overview [PDF] [Электронный ресурс]. — 2023. — URL: https://www.morganlewis.com/-/media/files/publication/outside-publication/article/2023/data-protection-in-kazakhstan-overview.pdf (дата обращения: 27.05.2025).

34. Tellis G. J., MacInnis D. J., Tirunillai S., Zhang Y. What drives virality (sharing) of online digital content? // Journal of Marketing. — 2019. — Vol. 83, № 4. — P. 1–20. — DOI: 10.1177/0022242919841034.

35. Szucs D., Ioannidis J. P. A. Sample size evolution in neuroimaging research: an evaluation of highlycited studies (1990–2012) and of latest practices (2017–2018) in high-impact journals // NeuroImage. — 2020. — Vol. 221. — Art. No 117164. — DOI: 10.1016/j.neuroimage.2020.117164.

36. Neuromarketing Science & Business Association. Sample size in neuromarketing [Электронный ресурс]. — 2025. — URL: https://nmsba.com/news/656-sample-size-in-neuromarketing (дата обращения: 27.05.2025).

37. Nightshade L. Harnessing Gen Z’s attention span for successful social media marketing [Электронный ресурс] // Colormatics, 06.2023. — URL: https://www.colormatics.com/article/harnessing-gen-z-attentionspan-for-successful-social/ (дата обращения: 27.05.2025).

38. Venkatraman V., Dimoka A., Pavlou P. A. et al. Predicting advertising success beyond traditional measures: new insights from neurophysiological methods and market response modeling // Journal of Marketing Research. — 2015. — Vol. 52, № 4. — P. 436–452. — DOI: 10.1509/jmr.13.0593.


Рецензия

Для цитирования:


Бекенова Г., Оразгалиева Э.Б. Нейромаркетинг в образовании: влияние эмоционального контента на эффективность восприятия университетских видеороликов. Central Asian Economic Review. 2025;(3):106-121. https://doi.org/10.52821/2789-4401-2025-3-106-121

For citation:


Bekenova G., Orazgaliyeva E.B. Neuromarketing in education: how emotional content affects the perceived effectiveness of university videos. Central Asian Economic Review. 2025;(3):106-121. https://doi.org/10.52821/2789-4401-2025-3-106-121

Просмотров: 4


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2789-4398 (Print)
ISSN 2789-4401 (Online)