Сравнительный анализ развития мобильного банкинга в развитых и развивающихся странах
https://doi.org/10.52821/2789-4401-2025-2-138-151
Аннотация
Цель исследования. Провести сравнительный анализ развития мобильного банкинга в развитых и развивающихся странах, а также выявить факторы, влияющие на успешность его внедрения и принятия.
Методология. Данное исследование основано на анализе высоко цитируемых научных статей и данных о мобильном банкинге, опубликованных в базе данных Scopus. Данный метод включает в себя системный обзор литературы, а также сравнительный анализ факторов, мер и барьеров внедрения.
Оригинальность / ценность исследования. Данное исследование вносит вклад в литературу по развитию мобильного банкинга и проводит сравнительный анализ факторов, мер и барьеров внедрения мобильного банкинга в различных экономических контекстах. Кроме того, рассматриваются экономические, технологические, культурные и другие факторы и меры, которые способствуют или ограничивают его успех, а также предлагаются практические рекомендации для всех рынков по внедрению услуг мобильного банкинга.
Результаты исследования. Результаты исследования показали, что при внедрении услуг мобильного банкинга на разных рынках могут возникать различные проблемы; в развивающихся экономиках это могут быть транзакционные издержки и ограниченный доступ к услугам и интернету, которые препятствуют развитию финансовой доступности. В развивающихся странах клиенты предпочитают более удобные и практические приложения. Различия в экономических условиях, доступе к технологиям и регуляторных подходах определяют успех мобильного банкинга и требуют адаптированных стратегий для эффективного внедрения.
Об авторах
М. Х. АбдиноваКазахстан
Алматы
С. С. Арыстанбаева
Казахстан
Алматы
А. Н. Ламбекова
Казахстан
Караганда
Список литературы
1. Countries classification by UNCTADstat Data Center, available at: https://unctadstat.unctad.org/EN/ Classifications.html (accessed date: November 15, 2024).
2. Choudrie J., Junior C.O., McKenna B., & Richter S. Understanding and conceptualising the adoption, use and diffusion of mobile banking in older adults: A research agenda and conceptual framework // Journal of Business Research Journal of Business Research – 2018. – № 88. – P. 449–465. – DOI: 10.1016/j.jbusres.2017.11.029
3. Oh Y.K., Kim J.M. What Improves Customer Satisfaction in Mobile Banking Apps? An Application of Text Mining Analysis // Asia Marketing Journal. – 2021. – Vol. 23. – № 4. – P. 28–37. – DOI: 10.53728/2765-6500.1581
4. Riquelme H.E., Rios R.E. The moderating effect of gender in the adoption of mobile banking // International Journal of Bank Marketing. – 2010. – № 5(28). – P. 328–341. – DOI: 10.1108/02652321011064872
5. Wessels L., Drennan J. An investigation of consumer acceptance of M-banking // International Journal of Bank Marketing. – 2010. – № 7(28). – P. 547–568. – DOI: 10.1108/02652321011085194
6. Koenig-Lewis N., Palmer A., Moll A. Predicting young consumers’ take up of mobile banking services // International Journal of Bank Marketing. – 2010. – № 5(28). – P. 410–432. – DOI: 10.1108/02652321011064917
7. Susanto A., Chang Y., Ha Y. Determinants of continuance intention to use the smartphone banking services: An extension to the expectation-confirmation model // Industrial Management and Data Systems. – 2016. – № 3(116). – P. 508–525. – DOI: 10.1108/IMDS-05-2015-0195
8. Lee K.C., Chung N. Understanding factors affecting trust in and satisfaction with mobile banking in Korea: A modified DeLone and McLean’s model perspective // Interacting with Computers. – 2009. – № 5–6(21). – P. 385–392. – DOI: 10.1016/j.intcom.2009.06.004
9. Tam C., Oliveira T. Understanding the impact of m-banking on individual performance: DeLone & McLean and TTF perspective // Computer Human Behavior. – 2016. – № 61. – P. 233–244. – DOI: 10.1016/j.chb.2016.03.016
10. Laukkanen T. Consumer adoption versus rejection decisions in seemingly similar service innovations: The case of the Internet and mobile banking // Journal of Business Research. – 2016. – № 7(69). – P. 2432– 2439. – DOI: 10.1016/j.jbusres.2016.01.013
11. Baabdullah A.M. et al. Consumer use of mobile banking (M-Banking) in Saudi Arabia: Towards an integrated model // International Journal of Information Management. – 2019. – № 44. – P. 38–52. – DOI: 10.1016/j.ijinfomgt.2018.09.002
12. Hornuf L., Safari K., Voshaar J. Mobile fintech adoption in Sub-Saharan Africa: A systematic literature review and meta-analysis // Research in International Business and Finance. – 2025. – №73. – DOI: 10.1016/j.ribaf.2024.102529
13. Sharma S.K., Sharma M. Examining the role of trust and quality dimensions in the actual usage of mobile banking services: An empirical investigation // International Journal of Information Management. – 2019. – № 44. – P. 65–75. – DOI: 10.1016/j.ijinfomgt.2018.09.013
14. Geebren A., Jabbar A., Luo M. Examining the role of consumer satisfaction within mobile eco-systems: Evidence from mobile banking services // Computer Human Behavior. – 2021. – № 114. – DOI: 10.1016/j.chb.2020.106584
15. Poon W.C. Users’ adoption of e-banking services: The Malaysian perspective // Journal of Business and Industrial Marketing. – 2008. – № 1(23). – P. 59–69. – DOI: 10.1108/08858620810841498
16. Al-Jabri I.M., Sohail M.S. MOBILE BANKING ADOPTION: APPLICATION OF DIFFUSION OF INNOVATION THEORY // Journal of Electronic Commerce Research. – 2012. – № 4(13). – P. 379-391 – URL: SSRN: https://ssrn.com/abstract=2523623
17. Farah M.F., Hasni M.J.S., Abbas A.K. Mobile-banking adoption: empirical evidence from the banking sector in Pakistan // International Journal of Bank Marketing. – 2018. – № 7(36). – P. 1386–1413. – DOI: 10.1108/IJBM-10-2017-0215
18. Sushil M., Panthi P. CUSTOMER SATISFACTION TOWARDS MOBILE BANKING SERVICE QUALITY // Global Scientific Journal. – 2023. – № 3(11). – P. 767-778.
19. Jack W., Suri T. Risk Sharing and Transactions Costs: Evidence from Kenya’s Mobile Money Revolution // American Economic Review. – 2014. – №1(104) – P. 183–223 – DOI: http://dx.doi.org/10.1257/aer.104.1.183
20. Central Bank of Kenya (2021) 2021 FinAccess Household Survey. Kenya Bureau of National Statistics & FSD Kenya. – URL: https://www.centralbank.go.ke/wp-content/uploads/2022/08/2021-Finaccesss-SurveyReport.pdf.
21. Shareef M.A. et al. Consumer adoption of mobile banking services: An empirical examination of factors according to adoption stages // Journal of Retailing and Consumer Services. – 2018. – № 43. – P. 54–67. – DOI: 10.1016/j.jretconser.2018.03.003
22. Picoto W.N., Pinto I. Cultural impact on mobile banking use – A multi-method approach // Journal of Business Research. – 2021. – № 124. – P. 620–628. – DOI: 10.1016/j.jbusres.2020.10.024
23. Song K., Wu P., Zou S. The adoption and use of mobile payment: Determinants and relationship with bank access // China Economic Review. – 2023. –№ 77. – DOI: 10.1016/j.chieco.2022.101907
24. Cruz P. et al. Mobile banking rollout in emerging markets: Evidence from Brazil // International Journal of Bank Marketing. – 2010. – № 5(28). – P. 342–371. – DOI: 10.1108/02652321011064881
25. Suominen L. (2024) Building digital public infrastructure: Lessons learned from Kazakhstan. Report of Center for strategic & international studies. https://csis-website-prod.s3.amazonaws.com/s3fs-public/2024-11/241127_Suominen_Building_DPI.pdf?VersionId=UtjEFDeV8asX6vSDwC_CSywwcIiGgRpB
26. Rybina L. Factors affecting usage of mobile payments by youth in Kazakhstan // Innovative Marketing. – 2021. – №17(4). – P. 103-110. – DOI:10.21511/im.17(4).2021.09
27. Mamadiyarov Z. Comparative Analysis of Digital Banking Adoption in Central Asia: Opportunities and Barriers // EXCELLENCIA: INTERNATIONAL MULTI-DISCIPLINARY JOURNAL OF EDUCATION. – 2024. - №2(8). – P. 452-458. – DOI: https://doi.org/10.5281/
28. Telecompaper. (2017, October 26). Kazakhstan bank launches mobile payments over QR-codes. https://www.telecompaper.com/news/kazakhstan-banklaunches-mobile-payments-over-qrcodes—1217800
29. Moldabekova S. (2021) Technology investment decision-making. Case studies of the implementation of contactless and QR payments in commercial banks of Kazakhstan [Doctoral dissertation, The University of Edinburgh]. Edinburgh Research Achieve. – DOI: http://dx.doi.org/10.7488/era/2777
30. Akturan U., Tezcan N. Mobile banking adoption of the youth market: Perceptions and intentions // Marketing Intelligence and Planning. – 2012. – № 4(30). – P. 444–459. – DOI: 10.1108/02634501211231928
31. Shankar A., Jebarajakirthy C., Ashaduzzaman M. How do electronic word of mouth practices contribute to mobile banking adoption? // Journal of Retailing and Consumer Services. – 2020. – № 52. – DOI: 10.1016/j.jretconser.2019.101920
32. Kala Kamdjoug J.R. et al. Determining factors and impacts of the intention to adopt mobile banking app in Cameroon: Case of SARA by afriland First Bank // Journal of Retailing and Consumer Services. – 2021. – № 61. – DOI: 10.1016/j.jretconser.2021.102509
Рецензия
Для цитирования:
Абдинова М.Х., Арыстанбаева С.С., Ламбекова А.Н. Сравнительный анализ развития мобильного банкинга в развитых и развивающихся странах. Central Asian Economic Review. 2025;(2):138-151. https://doi.org/10.52821/2789-4401-2025-2-138-151
For citation:
Abdinova M.Kh., Arystanbayeva S.S., Lambekova A.N. Comparative analysis of mobile banking devel opment in developed and developing countries. Central Asian Economic Review. 2025;(2):138-151. https://doi.org/10.52821/2789-4401-2025-2-138-151