Preview

Central Asian Economic Review

Расширенный поиск

Конкуренция на трансграничных рынках социально значимых товаров в Казахстане

https://doi.org/10.52821/2789-4401-2025-2-69-79

Аннотация

В условиях нестабильности глобальных цепочек поставок и усиливающейся импортозависимости Республики Казахстан особую значимость приобретает проблема конкуренции на трансграничных рынках социально значимых товаров (СЗТ), таких как лекарственные средства, продовольствие, напитки и медицинское оборудование. Усиление государственной роли в ценообразовании и сохраняющиеся логистические ограничения требуют переосмысления существующих механизмов регулирования и стимулирования конкуренции. Исследование данной темы позволяет выявить уязвимости экономической модели и определить направления повышения устойчивости внутреннего рынка.

Цель исследования. Целью настоящего исследования является анализ текущего состояния конкуренции на трансграничных рынках Республики Казахстан по СЗТ, а также выявление ключевых барьеров, сдерживающих развитие конкурентной среды, и формулирование рекомендаций по совершенствованию государственной политики в данной сфере.

Методология. Исследование основано на междисциплинарном подходе, включающем анализ нормативно-правовой базы Казахстана и зарубежных стран, количественный и качественный анализ экономических данных, а также результаты социологического опроса и полуструктурированных интервью с хозяйствующими субъектами и потребителями. Особое внимание уделено сравнительному анализу законодательства и механизмов регулирования трансграничной торговли социально значимыми товарами.

Научная новизна. Новизна исследования заключается в комплексной оценке факторов, негативно влияющих на конкуренцию в сегменте СЗТ — таких как ценовое регулирование, импортозависимость, регуляторные и логистические барьеры, — с акцентом на трансграничные аспекты торговли. Впервые представлены результаты эмпирического исследования восприятия конкуренции хозяйствующими субъектами и потребителями.

Практическая значимость. Результаты исследования могут быть использованы для разработки более эффективных инструментов антимонопольной политики, оптимизации регулирования цен на СЗТ, а также формирования мер по поддержке отечественных производителей в условиях внешнеэкономической конкуренции.

Об авторах

Н. Ш. Алдабергенов
Университет «Нархоз»
Казахстан

Алдабергенов Нурлан Шадибекович – кандидат экономических наук, профессор Школы права и государственного управления

улица Жандосова, 55, Алматы



А. Т. Еримпашева
Казахский национальный университет имени аль-Фараби
Казахстан

Еримпашева Аида Тилектесовна – кандидат экономических наук, ассоциированный профессор

пр. Аль-Фараби, 71, Алматы



С. Ж. Айдарбаев
Университет «Нархоз»
Казахстан

Айдарбаев Сагынгалий Жоламанович – доктор юридических наук, профессор Школы права и государственного управления

улица Жандосова, 55, Алматы



Список литературы

1. Kalynets K., Krykavskyy Y., Petecki I. The role of marketing communications in the market for socially quasi-significant goods Formation (on the example of metal-plastic products) // Scientific Journal of BielskoBiala School of Finance and Law. – 2024. – Т. 28, № 1. – С. 38–42.

2. President Kassym-Jomart Tokayev’s state of the nation address // Official website of the president of the Republic of Kazakhstan [Электронный ресурс]. – URL: https://www.akorda.kz/en/president-kassym-jomarttokayevs-state-of-the-nation-address-181857 (дата обращения: 28.03.2025).

3. Об утверждении национального плана развития Республики Казахстан до 2029 года. Указ Президента Республики Казахстан от 30 июля 2024 года № 611 // Әділет [Электронный ресурс]. – URL: https://adilet.zan.kz/rus/docs/U2400000611 (дата обращения: 29.03.2025).

4. Stiglitz J. E. Selected Works of Joseph E. Stiglitz: Volume I: Information and Economic Analysis. – Oxford: OUP Oxford, 2008.

5. Smith A. The Wealth of Nations [1776]. – [S.l.]: n.a., 1937. – Т. 11937.

6. Sen A. The concept of development // Handbook of Development Economics. – 1988. – Т. 1. – С. 9–26.

7. Robbins D. Durkheim through the eyes of Bourdieu // Durkheimian Studies. – 2003. – Т. 9, № 1. – С. 23–39.

8. Arrow K.J. Information and economic behavior / K.J. Arrow, Stockholm: Federation of Swedish Industries, 1973.

9. Keynes J. M. National self-sufficiency // Studies: An Irish Quarterly Review. – 1933. – С. 177–193.

10. Samuelson P. A. International trade and the equalisation of factor prices // The Economic Journal. – 1948. – Т. 58, № 230. – С. 163–184.

11. Hollander S. Smith and Ricardo: Aspects of the nineteenth-century legacy // The American Economic Review. – 1977. – Т. 67, № 1. – С. 37–41.

12. Thomas A. M. Ricardo and Classical Political Economy // The Anthem Companion to David Ricardo. – 2023.

13. Barnett V. John Maynard keynes / V. Barnett, London: Routledge, 2013.

14. Greenwald B., Stiglitz J. New and old Keynesians // Journal of Economic Perspectives. – 1993. – Т. 7, № 1. – С. 23–44.

15. Porter M. E. Competition in Global Industries: A Conceptual // Competition in Global Industries. – 1986.

16. Porter M. E. Michael Porter on Competition // The Antitrust Bulletin. – 1999. – Т. 44, № 4. – С. 841–880.

17. Rosser J. S. J. B. A Nobel Prize for asymmetric information: the economic contributions of George Akerlof, Michael Spence and Joseph Stiglitz // In: Leading Contemporary Economists. – London: Routledge, 2008. – С. 162–181.

18. Aikins S. K. Political economy of government intervention in the free market system // Administrative Theory & Praxis. – 2009. – Т. 31, № 3. – С. 403–408.

19. Stiglitz J. E. Economics for an Imperfect World: Essays in Honor of Joseph E. Stiglitz. – Cambridge: MIT Press, 2003.

20. Yerimpasheva A. T., Myrzakhmetova A. M., Alshimbayeva D. U. Conjugation of the Eurasian Economic Union and the Belt Road Initiative: The role and place of Kazakhstan // R-economy. – 2022. – Т. 8, № 2. – С. 172–181.

21. Bhukiya S., Patel R. The relationship between Logistics Performance Index and International Trade: An empirical analysis // International Journal of Research Publication and Reviews. – 2023. – Т. 4, № 3. – С. 1505–1508. – DOI: https://doi.org/10.55248/gengpi.2023.32488.

22. Sergi B. S., D’Aleo V., Konecka S., Szopik-Depczyńska K., Dembińska I., Ioppolo G. Competitiveness and the Logistics Performance Index: The ANOVA method application for Africa, Asia, and the EU regions // Sustainable Cities and Society. – 2021. – Т. 69. – С. 102845. – DOI: https://doi.org/10.1016/j.scs.2021.102845.

23. Bilgin C. The concept of logistics performance in International Trade Framework // Research Anthology on Macroeconomics and the Achievement of Global Stability. – 2022. – С. 345–369. – DOI: https://doi.org/10.4018/978-1-6684-7460-0.ch020.


Рецензия

Для цитирования:


Алдабергенов Н.Ш., Еримпашева А.Т., Айдарбаев С.Ж. Конкуренция на трансграничных рынках социально значимых товаров в Казахстане. Central Asian Economic Review. 2025;(2):69-79. https://doi.org/10.52821/2789-4401-2025-2-69-79

For citation:


Aldabergenov N.Sh., Yerimpasheva A.T., Aidarbayev S.Zh. Competition in cross-border markets of socially significant goods in Kazakhstan. Central Asian Economic Review. 2025;(2):69-79. (In Russ.) https://doi.org/10.52821/2789-4401-2025-2-69-79

Просмотров: 18


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2789-4398 (Print)
ISSN 2789-4401 (Online)