Обзор взаимодействия заинтересованных сторон в системе дуального обучения в Республике Казахстан
https://doi.org/10.52821/2789-4401-2025-1-156-168
Аннотация
Цель исследования – Проблема слабой вовлеченности предприятий в систему дуального образования актуальна во многих странах мира. В связи с этим авторы поставили перед собой цель оценить степень вовлеченности всех заинтересованных сторон, уровень их заинтересованности и их влияние на систему дуального образования в Республике Казахстан.
Методология – Авторы использовали теоретические методы исследования для определения уровня вовлеченности основных заинтересованных сторон в развитие системы дуального образования в Республике Казахстан. Исследователи использовали данные, полученные из вторичных источников, предоставленных Национальной палатой предпринимателей Казахстана «Атамекен», а также официальные статистические данные Национального статистического бюро Республики Казахстан.
Оригинальность / ценность исследования – В статье анализируется уровень вовлеченности заинтересованных сторон в систему дуального обучения и его влияние на уровень безработицы среди молодежи в Казахстане.
Результаты исследования – В системе дуального обучения, предприятия играют роль представителей рынка труда, а также являются одними из ключевых заинтересованных сторон. Они не только устанавливают свои квалификационные требования к будущим сотрудникам, но и обучают молодых специалистов и становятся переходной точкой к трудовой жизни.
Об авторах
А. Е. АртықбаеваКазахстан
Артықбаева Айжан Ержанқызы – докторант Института управления проектами,
Алматы.
Н. А. Ибадильдин
Казахстан
Ибадильдин Нурхат Амангельдинович – кандидат технических наук, профессор,
Астана.
Л. Н. Салыкова
Казахстан
Салыкова Лейла Нуртлеуовна – PhD, доцент,
Астана.
Список литературы
1. Wieland C. Germany’s dual vocational training system: Possibilities for and limitations to transferability // Local Economy. – 2005. – Т. 30, № 5. – С. 577–583. – DOI: 10.1177/026909421558931.
2. Hummelshein S., Baur M. The German dual system of initial vocational education and training and its potential for transfer to Asia // Prospects. – 2014. – Т. 44, № 2. – С. 279–296. – DOI: 10.1007/s11125-0149311-4.
3. Deissinger T. The German dual vocational education and training system as ‘good practice’? // Local Economy. – 2015. – Т. 30, № 5. – С. 557–567. – DOI: 10.1177/0269094215589311.
4. Tryus Y.V., Herasymenko I.V. Approaches, models, methods and means of training future IT-specialists with the use of elements of dual education // Journal of Physics: Conference Series. – 2020. – Т. 1840, № 1. – DOI: 10.1088/1742-6596/1840/1/012034.
5. Hoidn S., Stastny V. Labor Market Success of Initial Vocational Education and Training Graduates: A Comparative Study of Three Education Systems in Central Europe // Journal of Vocational Education & Training. – 2021. – Ahead of print. – С. 1–25. – DOI: 10.1080/13636820.2021.1931946.
6. Dobbins M., Busemeyer M.R. Socio-economic institutions, organized interests and partisan politics: the development of vocational education in Denmark and Sweden // Socio-Economic Review. – 2015. – Т. 13, № 2. – С. 259–284. – DOI: 10.1093/ser/mwu002.
7. Rusten G., Hermelin B. Cross-sector collaboration in upper secondary school vocational education: experiences from two industrial towns in Sweden and Norway // Journal of Education and Work. – 2017. – Т. 30, № 8. – С. 813–826. – DOI: 10.1080/13639080.2017.1366647.
8. Wettstein E., Schmid E., Gonon P. Swiss vocational and professional education and training (VPET): forms, systems, stakeholders. – Bern: hep, 2017. – URL: http://www.hep-verlag.ch/vpet.
9. Aakernes N. From school to work: Coherence between learning in school and learning in workplaces forapprentices in the Media graphics program in Norway // Nordic Journal of Vocational Education and Training. 2018. – Т. 8, № 1. – С. 76–97. – DOI: 10.3384/njvet.2242-458X.188176.
10. Leney T., Green A. Achieving the Lisbon goal: The contribution of vocational education and training //European Journal of Education. – 2005. – Т. 40, № 3. – С. 261–278. – DOI: 10.1111/j.1465-3435.2005.00225.x.
11. Koudahl P.D. Vocational education and training: dual education and economic crisis // Procedia Socialand Behavioral Sciences. – 2010. – № 9. – С. 1900–1905. – DOI: 10.1016/j.sbspro.2010.12.421.
12. Jozsa V. Dual Education Models as elements of corporate embeddedness in Hungary // Engineering for Rural Development. – 2017. – Т. 24, № 16. – С. 982–987. – DOI: 10.22616/ERDev2017.16.N204.
13. Podaril M., Hrmo R. Introduction of a Quality Management System for Vocational Education andTraining in Slovakia // International Journal of Engineering Pedagogy. – 2013. – Т. 3, № 3. – С. 18–23. – DOI: 10.3991/ijep.v3i3.2733.
14. Ашыралиева Б. С. Дуальное обучение в Республике Казахстан: организационно-правовые аспекты // Педагогический журнал Башкортостана. – 2019. – № 3 (82). – С. 89–94.
15. Абаева Г. А., Акпаева А. Б., Сапаргалиева Б. А. Анализ готовности работодателя к дуальномуобучению в Казахстане // Вестник КазНПУ имени Абая. Серия «Педагогические науки». – 2022. – Т. 75, № 3. – С. 79–94.
16. Есиркепова А. М., Исаева Г. К., Айтымбетова А. Н., Жадигерова Г. А., Абдикадирова А. А. Финансовые аспекты дуального обучения как основы модернизации подготовки кадров для текстильной промышленности // Известия вузов. Технология текстильной промышленности. – 2017. – № 6. – С. 372.
17. Кенжегалиева М. Немецкая дуальная система: модель для Казахстана? // Болгарское обществосравнительного образования. – 2018.
18. Айнур Б., Гаданакис Й., Рахман С. Развитие системы дуального обучения в Казахстане: перспективы работодателей сектора агробизнеса // Международный журнал обучения и развития. – 2024.
19. Жаксылыковна П. П. и др. Условия дуального образования для педагогических основ инклюзивной подготовки специалистов // Кипрский журнал образовательных наук. – 2022. – Т. 17, № 3. – С. 765–771.
20. Ибадильдин Н. А., Артықбаева А. Е. Развитие образовательных программ прикладного бакалавриата как подход к решению вопроса занятости молодежи (NEET) // Вестник университета. – 2022.
21. Artykbayeva A., Greiman V. A. A Comparative Study of Stakeholder Engagement in the Dual Education System: A Case of Germany, the United States and Kazakhstan // Journal of Technical Education and Training. 2023. – Т. 15, № 3. – С. 154–168. – DOI: 10.30880/jtet.2023.15.03.014.
22. Doh J.P., Quigley N.R. Responsible leadership and stakeholder management: Influence pathways andorganizational outcomes // Academy of Management Perspectives. – 2014. – Т. 28, № 3. – С. 255–274. – DOI: 10.5465/amp.2014.0013.
23. Greiman V.A. Megaproject Management: Lessons on risk and project management from the Big Dig.– Hoboken, NJ: John Wiley & Sons, 2013. – DOI: 10.1080/24724718.2020.1742624.
24. Rules for the organization of dual training. – Republic of Kazakhstan, 2016. – № 13422. – URL: https://adilet.zan.kz/eng/docs/V1600013422.
25. Law “On Education”. – Republic of Kazakhstan, 2007. – URL: https://adilet.zan.kz/eng/docs/Z070000319_.
Рецензия
Для цитирования:
Артықбаева А.Е., Ибадильдин Н.А., Салыкова Л.Н. Обзор взаимодействия заинтересованных сторон в системе дуального обучения в Республике Казахстан. Central Asian Economic Review. 2025;(1):156-168. https://doi.org/10.52821/2789-4401-2025-1-156-168
For citation:
Artykbayeva A., Ibadildin N., Salykova L. Summary of Stakeholder Engagement in the Dual Education System in the Republic of Kazakhstan. Central Asian Economic Review. 2025;(1):156-168. https://doi.org/10.52821/2789-4401-2025-1-156-168