Экономические аспекты интеграции стандартов технического и профессионального образования в подготовке инженерных кадров
https://doi.org/10.52821/2789-4401-2025-1-89-100
Аннотация
Цель исследования является анализ экономических аспектов интеграции стандартов технического и профессионального образования в систему высшего и послевузовского образования, а также выявление перспектив и проблем, связанных с подготовкой инженерных кадров. Исследование направлено на определение влияния таких стандартов на повышение компетенций и профессиональной подготовки выпускников в соответствии с требованиями современного рынка труда.
Методология исследования является экономический, статистический и сравнительный анализ. Для получения данных были использованы количественные и качественные методы, включая анализ документов, статистические методы и сравнительные тематические исследования, позволяющие рассмотреть опыт внедрения образовательных стандартов в разных странах, на основе которого была проведена оценка эффективности образовательных стандартов и их влияния на профессиональную подготовку инженерных кадров. приведено в исполнение.
Оригинальность/исследовательская ценность. В исследовании представлен оригинальный подход к анализу экономических аспектов внедрения стандартов технического и профессионального образования в системы высшего и послевузовского образования. Вклад исследования заключается в выявлении перспективных направлений и возможных рисков, связанных с интеграцией таких стандартов, что особенно важно в контексте цифровизации и технологического развития. Ценность работы заключается в возможности использования ее результатов для разработки рекомендаций по совершенствованию подготовки инженерных кадров в Казахстане и других развивающихся странах.
Результаты исследования. Исследование показало, что интеграция стандартов технического и профессионального образования способствует повышению уровня квалификации инженерных кадров, их готовности решать современные задачи в обрабатывающей и строительной отраслях. Также было установлено, что цифровизация и технологическое оснащение вузов помогают привлечь дополнительное финансирование и улучшить материально-техническую базу для подготовки специалистов.
Ключевые слова
Об авторах
М. У. РахимбердиноваКазахстан
Усть-Каменогорск.
Ж. Т. Конурбаева
Казахстан
Усть-Каменогорск.
А. Х. Машекенова
Казахстан
Усть-Каменогорск.
Список литературы
1. Dixit, P., Ravichandran, R. Impact of Vocational Education on Economic Growth and Development in G20 Countries [Электронный ресурс] // Indian Journal of Vocational Education. – 2023. – Вып. 35. – URL: https://www.researchgate.net/publication/376810889_The_impact_of_Vocational_Education_on_Economic_Growth_and_Development_across_the_G20_Countries
2. Lewis, P. Technicians and Innovation. – London: Gatsby Foundation, 2019. – 44 с.
3. Mason, G. Higher Education, Initial Vocational Education and Training and Continuing Education and Training: Where Should the Balance Lie? // LLAKES Research Paper. – London: LLAKES, 2019. – № 66. – С. 1–23. – DOI: https://doi.org/10.1080/13639080.2020.1755428
4. Lund, H., Karlsen, A. The Importance of Vocational Education Institutions in Manufacturing Regions: Adding Content to a Broad Definition of Regional Innovation Systems // Industry and Innovation. – 2019. – Т. 27. – С. 660–679. – DOI: 10.1080/13662716.2019.1616534
5. Jones, B., Grimshaw, D. The Impact of Skill Formation Policies on Innovation // В кн.: Edler, J., Cunningham, P., Gok, A., Shapira, P. (ред.) Handbook of Innovation Policy Impact. – Cheltenham: Edward Elgar, 2016. – С. 108–128. – URL: https://ideas.repec.org/h/elg/eechap/16121_4.html
6. Porto Gómez, I., Zabala-Iturriagagoitia, J.M., Aguirre Larrakoetxea, U. Old Wine in New Bottles: The Neglected Role of Vocational Training Centres in Innovation // Vocations and Learning. – 2018. – Т. 11. – С. 205–211. – DOI: 10.1007/s12186-017-9187-6
7. Mason, G., Rincon-Aznar, A., Venturini, F. Which Skills Contribute Most to Absorptive Capacity, Innovation and Productivity Performance? Evidence from the US and Western Europe // Economics of Innovation and New Technology. – 2019. – Т. 29. – С. 223–241. – DOI: 10.1080/10438599.2019.1610547
8. Rupietta, C., Backes-Gellner, U. How Firms’ Participation in Apprenticeship Training Fosters Knowledge Diffusion and Innovation // Journal of Business Economics. – 2019. – Т. 89. – С. 569–597. – DOI: 10.1007/s11573-018-0924-6
9. Аналитическая справка по разработке инновационных образовательных программ с учетом региональных потребностей. – Астана: Министерство науки и высшего образования Республики Казахстан, Национальный центр развития высшего образования, 2023. – 17 с.
10. Образование и инновации для цифровой трансформации: стратегия развития Astana IT University на 2020–2025 гг. – Нур-Султан, 2020. – 58 с. – URL: https://astanait.edu.kz/
11. Постановление Правительства Республики Казахстан от 27 декабря 2019 г. № 988 «Об утверждении Государственной программы развития образования и науки Республики Казахстан на 2020– 2025 годы» [Электронный ресурс] // Әділет [веб-сайт]. – 2021. – URL: https://adilet.zan.kz/rus/docs/P1900000988
12. Дефицит IT-кадров: глобальные тренды, международный опыт развития кадрового потенциала: аналитический обзор. – 2022. – 120 с. – URL: https://files.data-economy.ru/
13. Темпы роста ВВП, общего объема исследований и разработок [Электронный ресурс]. – 2020. –612 с. – URL: https://www.wipo.int/
14. В Казахстане чувствуется кадровый дефицит квалифицированных специалистов [Электронный ресурс]. – URL: https://www.forbes.kz/
15. Маркова, С.М., Булаева, М.Н., Быстрова, Н.В., Лапшова, А.В., Цыплакова, С.А. Economic Grounds for Integration of the Content of Vocational Education // В сб.: Popkova, E.G. (ред.) Growth Poles of the Global Economy: Emergence, Changes and Future Perspectives. – 2019. – С. 759–766. – DOI: 10.1007/9783-030-15160-7_76
Рецензия
Для цитирования:
Рахимбердинова М.У., Конурбаева Ж.Т., Машекенова А.Х. Экономические аспекты интеграции стандартов технического и профессионального образования в подготовке инженерных кадров. Central Asian Economic Review. 2025;(1):89-100. https://doi.org/10.52821/2789-4401-2025-1-89-100
For citation:
Rakhimberdinova M.U., Konurbayeva Zh.T., Mashekenova A.H. Economic Aspects of Integration of Technical and Vocational Education Standards in the Training of Engineering Staff. Central Asian Economic Review. 2025;(1):89-100. https://doi.org/10.52821/2789-4401-2025-1-89-100