БИБЛИОМЕТРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ИССЛЕДОВАНИЙ СЕГМЕНТАЦИИ РЫНКА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
https://doi.org/10.52821/2789-4401-2024-5-69-82
Аннотация
Цель исследования заключается в проведении библиометрического анализа научной литературы в области сегментации рынка высшего образования для выявления тенденций в данной области исследований.
Методология исследования. Для синтеза оценки исследований был использован библиометрический метод. Сбор релевантных научных статей осуществлялся в международной базе Scopus, где использовались ключевые слова на английском языке, как «marketing in higher education», «consumers», «higher education», «market segmentation». Было проведено изучение работ наиболее известных авторов, исследований и публикаций, содержащих взаимосвязи между маркетингом в образовании и сегментацией рынка высшего образования. Для визуализации данных использовалась аналитика базы данных Scopus, для анализа ключевых слов использовался программный инструмент VOSviewer.
Оригинальность исследования заключается в систематизации подходов в сегментировании рынка высшего образования и представляет вклад в развитие стратегической сегментации образовательных услуг высшей школы.
Результаты исследования. Библиометрический анализ проведён по 90 научным статьям, из которых были отобраны 20 статей с высоким уровнем цитирования из 10 научных журналов, опубликованных в международной базе данных Scopus. Результаты показывают значительный рост интереса к теме сегментации на рынке высшего образования, что отражается в увеличении количества публикаций об образовании, маркетинге и социальных науках. Во многих исследованиях традиционно особое внимание уделяется сегментации студентов, однако целевой аудиторией рассматриваются также и абитуриенты, родители, работодатели, выпускники. Для будущих исследований авторы рекомендуют сфокусироваться на сегментации международных студентов, специфике городских и сельских сегментов студентов, а также рассмотреть особенности сегментации выпускников. Учитывая недостаточную изученность сегментов на рынке высшего образования Казахстана, это направление представляет собой также ключевой вектор для будущих исследований.
Об авторах
А. Д. ИсаеваКазахстан
Исаева Айсұлу Джанбулатқызы – докторант по специальности «Маркетинг»
г. Алматы
Л. К. Баймагамбетова
Казахстан
Баймагамбетова Ляззат Каирбековна – к.э.н., ассоциированный профессор
г. Алматы
Список литературы
1. What you need to know about higher education. [Электронный ресурс] // UNESCO [web-портал]. – 2024. – URL: https://www.unesco.org/en/higher-education/need-know (дата обращения: 15.04.2024)
2. Kanuck L. L., Hansen H. Consumer Behavior: An European Outlook. – 2008. – 460 с.
3. Smith W. R. Product differentiation and market segmentation as alternative marketing strategies // Journal of marketing. – 1956. – Т. 21. – №. 1. – P. 3-8. – DOI: 10.1177/002224295602100102.
4. Binsardi A., Ekwulugo F. International marketing of British education: research on the students’ perception and the UK market penetration // Marketing Intelligence & Planning. – 2003. – Т. 21. – №. 5. – P. 318-327. – DOI: 10.1108/02634500310490265
5. Beane, T. P., & Ennis, D. M. (1987). Market segmentation: A review. European Journal of Marketing. – №21(5). – P. 20−42. – DOI: 10.1108/EUM0000000004695.
6. Dickson P. R., & Ginter J. L. (1987). Market segmentation, product differentiation, and marketing strategy // Journal of Marketing. – 1987. – № 51 (2). – P. 1–19. – DOI: 10.1177/002224298705100201.
7. Kotler P. Marketing management: Analysis, planning, implementation, and control. – Prentice Hall, 1997. – 789 с.
8. Liu J. et al. Market segmentation: A multiple criteria approach combining preference analysis and segmentation decision // Omega. – 2019. – Т. 83. – P. 1-13. – DOI: 10.1016/j.omega.2018.01.008
9. Conway T., Mackay S., Yorke D. Strategic planning in higher education: Who are the customers //International journal of educational management. – 1994. – Т. 8. – №. 6. – P. 29-36. – DOI: 10.1108/09513549410069202
10. Pentina I., Neeley C. Differences in characteristics of online versus traditional students: Implications for target marketing // Journal of Marketing for Higher Education. – 2007. – Т. 17. – №. 1. – P. 49-65. – DOI: 10.1300/J050v17n01_05
11. Chen L. H. Internationalization or international marketing? Two frameworks for understanding international students' choice of Canadian universities // Journal of Marketing for Higher Education. – 2008. – Т. 18. – №. 1. – P. 1-33. – DOI: 10.1080/08841240802100113
12. Hemsley‐Brown J. Getting into a Russell Group university: High scores and private schooling // British Educational Research Journal. – 2015. – Т. 41. – №. 3. – P. 398-422. – DOI: 10.1002/berj.3152
13. Антамошкина О. И. и др. Методика оценки привлекательности различных форм высшего образования на основе сегментации потребителей // Социально-экономический и гуманитарный журнал Красноярского ГАУ. – 2022. – №. 4 (26). – С. 128–139. – DOI: 10.36718/2500–1825-2022-4-128-139
14. Бейкер М. Д. Написание обзора литературы // Terra economicus. – 2014. – Т. 12. – №. 3. – С. 65-86.
15. Falagas M. E. et al. Comparison of PubMed, Scopus, web of science, and Google scholar: strengths and weaknesses // The FASEB journal. – 2008. – Т. 22. – №. 2. – P. 338–342. – DOI: 10.1096/fj.07-9492LSF
16. Материалы базы данных рецензируемых научных публикаций и цитирований. [Электронный ресурс] // Elsevier [web-портал]. – 2024. – URL: https://www.scopus.com/search/form.uri?display=basic#basic (дата обращения: 11.03.2024)
17. Miguéis V. L. et al. Early segmentation of students according to their academic performance: A predictive modelling approach // Decision Support Systems. – 2018. – Т. 115. – P. 36-51. – DOI: 10.1016/j.dss.2018.09.001
18. Constantinides E., Zinck Stagno M. C. Potential of the social media as instruments of higher education marketing: A segmentation study //Journal of marketing for higher education. – 2011. – Т. 21. – №. 1. – P. 7-24. – DOI: 10.1080/08841241.2011.573593
19. Angulo F., Pergelova A., Rialp J. A market segmentation approach for higher education based on rational and emotional factors // Journal of Marketing for Higher Education. – 2010. – Т. 20. – №. 1. – P. 1-17. – DOI: 10.1080/08841241003788029
Рецензия
Для цитирования:
Исаева А.Д., Баймагамбетова Л.К. БИБЛИОМЕТРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ИССЛЕДОВАНИЙ СЕГМЕНТАЦИИ РЫНКА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ. Central Asian Economic Review. 2024;(5):69-82. https://doi.org/10.52821/2789-4401-2024-5-69-82
For citation:
Issayeva A.D., Baimagambetova L.K. BIBLIOMETRIC ANALYSIS OF MARKET SEGMENTATION RESEARCH IN HIGHER EDUCATION. Central Asian Economic Review. 2024;(5):69-82. (In Russ.) https://doi.org/10.52821/2789-4401-2024-5-69-82