СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО НЕРАВЕНСТВА В КАЗАХСТАНЕ: КОЛИЧЕСТВЕННЫЙ И КАЧЕСТВЕННЫЙ АНАЛИЗ
https://doi.org/10.52821/2789-4401-2024-4-84-97
Аннотация
Цель исследования – выявить и проанализировать социально-экономические факторы, оказывающие влияние на образовательное неравенство в городских и сельских школах Казахстана.
Методология исследования включает использование количественных методов и качественных методов. В частности, в работе используется описательная статистика, сравнительный и корреляционный анализ, а также регрессионный анализ для выявления влияния доходов населения и уровня цифровизации на образовательные результаты. В ходе исследования были проведены фокус-групповые дискуссии с учителями и родителями школьников как из сельской, так и городской местности, для выявления и изучения субъективных факторов образовательного неравенства.
Оригинальность исследования заключается в комплексном подходе, сочетающим количественные данные и качественные методы, что позволяет глубже понять взаимосвязь между социально-экономическими факторами и образовательными результатами.
Результаты исследования показали, что учащиеся городских школ стабильно показывают более высокие результаты на ЕНТ, что связано с доступом к лучшим образовательным ресурсам, квалифицированным педагогам и интернету. Корреляционный анализ выявил умеренную положительную связь между числом абонентов фиксированного интернета и средними баллами по ЕНТ, что подчеркивает значимость цифровизации в образовательных процессах. В то же время слабая связь между доходами населения и результатами ЕНТ указывает на необходимость более детального анализа факторов, влияющих на качество образования, таких как инфраструктура и кадровая политика в сфере образования. Это исследование подчеркивает важность разработки мер поддержки для сельских школ и цифровой инфраструктуры.
Ключевые слова
Об авторах
Н. СагидолдаКазахстан
Сагидолда Нагима – PhD, ассоциированный профессор
г. Алматы
А. Н. Жанбырбаев
Казахстан
Жанбырбаева Ардактыгуль Нуржауовна – PhD, профессор
г. Алматы
Ж. Ж. Арғынбаева
Казахстан
Арғынбаева Жанар Жумағалиқызы – PhD, начальник Отдела научно-исследовательской работы
г. Алматы
Список литературы
1. Reardon S. F. The widening academic achievement gap between the rich and the poor // Socialstratifi cation. – Routledge, 2018. – С. 536-550.
2. Balestra C., Ciani E. Current challenges to social mobility and equality of opportunity. – 2022. – С. 1013. – DOI: https://doi.org/10.1787/4ca48f7c-en
3. Hanushek E. A., Woessmann L. The role of cognitive skills in economic development // Journal ofeconomic literature. – 2008. – Т. 46. – №. 3. – С. 607-668. – DOI: 10.1257/sign.46.3.607
4. Бурдье П. Экономическая антропология. Курс лекций в Коллеж де Франс (1992–1993). – Litres, 2019. С. 369-405.
5. Coleman J. S. Social capital in the creation of human capital // American journal of sociology. – 1988. – Т. 94. – С. 95-120. – DOI:10.1086/228943
6. Guryan J., Hurst E., Kearney M. Parental education and parental time with children // Journal of Economic perspectives. – 2008. – Т. 22. – № 3. – С. 23-46. – DOI: 10.1257/jep.22.3.23
7. Putnam, R. D. Our Kids: The American Dream in Crisis Simon and Schuster. – 2016. – С. 137-141.
8. Duncan G. J., Murnane R. J. (ed.). Whither opportunity?: Rising inequality, schools, and children's lifechances. – Russell Sage Foundation, 2011. – 572 p.
9. Kena G. et al. The Condition of Education 2016. NCES 2016-144 // National Center for EducationStatistics. – 2016.
10. Duncan G. J., Murnane R. J. Restoring opportunity: The crisis of inequality and the challenge forAmerican education. – Harvard Education Press, 2014. – 200 p.
11. Шнарбекова М. К. Роль высшего образования в воспроизводстве социального неравенства на рынке труда Казахстана // Высшее образование в России. – 2021. – № 3. – С. 114-127. – DOI: 10.31992/0869-3617-2021-30-3-114-127
12. Темирбаева Д. М., Легостаева А. А. Домохозяйства с детьми в Казахстане: модели воспроизводства и динамика доходов // Экономика Центральной Азии. – 2020. – Т. 4. – № 4. – С. 289-310. – DOI: 10.18334/asia.4.4.41223
13. Salinas D. Can equity in education foster social mobility // PISA in Focus – 2018. – № 89. – 7 p. – DOI: 10.1787/ca611a13-en
14. Chetty R., Hendren N., Katz L. F. The eff ects of exposure to better neighborhoods on children: New evidence from the moving to opportunity experiment // American Economic Review. – 2016. – Т. 106. – № 4. – С. 855-902. – DOI: 10.1257/aer.20150572
15. Zhao X., Liu L. The impact of urbanization level on urban–rural income gap in China based on spatialeconometric model // Sustainability. – 2022. – Т. 14. – № 21. – С. 13795. – DOI:10.3390/su142113795
16. Kaiser N., Barstow C. K. Rural transportation infrastructure in low-and middle-income countries: areview of impacts, implications, and interventions // Sustainability. – 2022. – Т. 14. – № 4. – С. 2149. – DOI:10.3390/su14042149
17. Cahill K., O'Sullivan D. Making a diff erence in educational inequality: refl ections from research and practice // Irish Educational Studies. – 2022. – Т. 41. – № 3. – С. 473-485. – DOI: 10.1080/03323315.2022.2085763
18. Бутабаева Л. А., Длимбетова Г. К., Исмагулова С. К. Анализ эргономической доступности образовательного пространства в городских и сельских школах Казахстана // Л.Н. Гумилев атындағы Еуразия ұлттық университетінің хабаршысы. Педагогика. Психология. Социология сериясы. – 2023. – Т. 142. – № 1. – DOI:10.32523/2616-6895-2023-142-1-46-54
19. Данные с официального сайта Национального центра тестирования [Электронный ресурс] // [web-сайт] – 2023. – URL: https://testcenter.kz/ru (дата обращения: 23.06.2024).
20. Данные с официального сайта Агентства по стратегическому планированию и реформам РК [Электронный ресурс] // Бюро национальной статистики [web-сайт]. – 2023. – URL: https://stat.gov.kz/ru/ (дата обращения: 28.06.2024).
Рецензия
Для цитирования:
Сагидолда Н., Жанбырбаев А.Н., Арғынбаева Ж.Ж. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО НЕРАВЕНСТВА В КАЗАХСТАНЕ: КОЛИЧЕСТВЕННЫЙ И КАЧЕСТВЕННЫЙ АНАЛИЗ. Central Asian Economic Review. 2024;(4):84-97. https://doi.org/10.52821/2789-4401-2024-4-84-97
For citation:
Sagidolda N., Zhanbyrbaeva A.N., Argynbaeva Zh.Zh. SOCIO-ECONOMIC DETERMINANTS OF EDUCATIONAL INEQUALITY IN KAZAKHSTAN: QUANTITATIVE AND QUALITATIVE ANALYSIS. Central Asian Economic Review. 2024;(4):84-97. (In Russ.) https://doi.org/10.52821/2789-4401-2024-4-84-97