ВЛИЯНИЕ РАЗВИТИЯ ПРЯМЫХ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ И ЛОГИСТИКИ НА ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ СТРАНЫ: НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
https://doi.org/10.52821/2789-4401-2024-4-32-40
Аннотация
Цель исследования. Учитывая стратегическое географическое положение Казахстана и его стремление стать крупным транзитным и логистическим центром в Центральной Азии, целью исследования является изучение взаимосвязи между экономическим ростом и другими переменными, такими как прямые иностранные инвестиции и логистические показатели.
Методология. Данные взяты из World Band Data за 2007-2023 годы. В исследовании использовано эконометрическое моделирование, основанное на предыдущих исследованиях и методах анализа данных. На основе обзора литературы о значимости логистики, ПИИ, энергопотребления, урбанизации и уровня инфляции авторы строят эконометрическую регрессионную модель. Для понимания связи между исследуемыми переменными проводится корреляционная матрица.
Оригинальность / ценность исследования. Благодаря анализу данных и использованию эконометрических методов, исследование предоставляет эмпирические данные о том, как эти факторы влияют на экономический рост в Республике Казахстан. Кроме того, включение в анализ показателей логистики в качестве ключевой переменной показывает специфику исследования, учитывая стремление Казахстана к укреплению логистической инфраструктуры.
Результаты исследования. Регрессионный анализ показывает, что модель обладает высокой объясняющей способностью (R-квадрат 0,88). Это указывает на то, что ВВП может быть объяснен независимыми переменными, которые рассматриваются авторами. Показатели эффективности логистики и энергопотребления демонстрируют статистическую значимость, в то время как ПИИ, рост городского населения и инфляция не имеют статистически значимой силы.
Полученные данные подчеркивают критическую роль эффективности логистики в стимулировании экономического роста в Республике Казахстан. Инвестиции в улучшение логистической инфраструктуры и повышение эффективности могут принести значительные выгоды для экономики.
Об авторах
Т. СаржановКазахстан
Алматы
Г. Мусаева
Казахстан
Алматы
М. Мукан
Казахстан
Алматы
Список литературы
1. Transport and logistics in Kazakhstan [Electronic source] // AIFC [website]. – n.d. – URL: https://aifc.kz (accessed: 14.05.2024).
2. Gunasekera K., Anderson W., Lakshmanan T. R. Highway-induced development: evidence from Sri Lanka // World Development. – 2008. – Т. 36. – № 11. – P. 2371-2389.
3. Lean H. H., Huang W., Hong J. Logistics and economic development: Experience from China // Transport policy. – 2014. – № 32. – P. 96-104.
4. Chu S., Majumdar A. Opportunities and challenges for a sustainable energy future // Nature. – 2012. – Т. 488. – № 7411. – P. 294-303.
5. Khadaroo J., Seetanah B. The role of transport infrastructure in international tourism development: A gravity model approach // Tourism management. – 2008. – Т. 29. – № 5. – P. 831-840.
6. Shan J., Yu M., Lee C. Y. An empirical investigation of the seaport’s economic impact: Evidence from major ports in China // Transportation Research Part E: Logistics and Transportation Review. – 2014. – № 69. – P. 41-53.
7. Park J. S., Seo Y. J. The impact of seaports on the regional economies in South Korea: Panel evidence from the augmented Solow model // Transportation Research Part E: Logistics and Transportation Review. – 2016. – № 85. – P. 107-119.
8. Belloumi M. The relationship between trade, FDI and economic growth in Tunisia: An application of the autoregressive distributed lag model // Economic systems. – 2014. – Т. 38. – № 2. – P. 269-287.
9. Kurtishi-Kastrati S. Impact of FDI on economic growth: An overview of the main theories of FDI and empirical research // European Scientifi c Journal. – 2013. – Т. 9. – № 7. – P. 56-77.
10. Protsenko A. Vertical and horizontal foreign direct investments in transition countries: Doctoral dissertation. – LMU, 2004. – 159 p.
11. Shahbaz, M., Zakaria, M., Shahzad, S. J. H., Mahalik, M. K. The energy consumption and economicgrowth nexus in top ten energy-consuming countries: Fresh evidence from using the quantile-on-quantile approach // Energy Economics. – 2018. – Т. 71. – P. 282-301.
12. Saidi, S., Mani, V., Mefteh, H., Shahbaz, M., Akhtar, P. Dynamic linkages between transport, logistics, foreign direct investment, and economic growth: Empirical evidence from developing countries // Transportation Research Part A: Policy and Practice. – 2020. – Т. 141. – P. 277-293.
13. Campos, N. F., Kinoshita, Y. Foreign direct investment as technology transferred: Some panel evidence from the transition economies // The Manchester School. – 2002. – Т. 70. – № 3. – P. 398-419.
14. Reardon, T., Belton, B., Liverpool‐Tasie, L. S. O., Lu, L., Nuthalapati, C. S., Tasie, O., Zilberman, D. E‐commerce's fast‐tracking diff usion and adaptation in developing countries // Applied Economic Perspectives and Policy. – 2021. – Т. 43. – № 4. – P. 1243-1259.
15. Statistics of national accounts. GDP by method of production (January-June 2023) [Electronic source] // Bureau of national statistics of the Agency for strategic planning and reforms of the Republic of Kazakhstan [website]. – 2023. – URL: https://stat.gov.kz/en/industries/economy/national-accounts/publications/90387 (accessed: 14.05.2024).
16. The World Bank Data. Kazakhstan [Electronic source] // The World Bank [website]. – 2024. – URL: https://data.worldbank.org/country/Kazakhstan (accessed: 14.05.2024).
17. Logistics Performance Index (LPI), 2023 [Electronic source] // Rau’s IAS study circle [website]. –2023. – URL: https://compass.rauias.com/current-affairs/logistics-performance-index-lpi-2023 (accessed: 30.06.2024).
Рецензия
Для цитирования:
Саржанов Т., Мусаева Г., Мукан М. ВЛИЯНИЕ РАЗВИТИЯ ПРЯМЫХ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ И ЛОГИСТИКИ НА ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ СТРАНЫ: НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН. Central Asian Economic Review. 2024;(4):32-40. https://doi.org/10.52821/2789-4401-2024-4-32-40
For citation:
Sarzhanov T., Mussayeva G., Mukan M. IMPACT OF THE FOREIGN DIRECT INVESTMENT AND LOGISTICS DEVELOPMENT ON THE COUNTRY’S ECONOMIC GROWTH: CASE OF THE REPUBLIC OF KAZAKHSTAN. Central Asian Economic Review. 2024;(4):32-40. https://doi.org/10.52821/2789-4401-2024-4-32-40