ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО В КАЗАХСТАНЕ: ВЛИЯНИЕ ВОЗРАСТА И ПОКОЛЕНИЙ НА РАЗВИТИЕ КРЕАТИВНЫХ ИНДУСТРИЙ
https://doi.org/10.52821/2789-4401-2024-3-193-210
Аннотация
Цель исследования. изучение влияния возраста на предпринимательские склонности среди выпускников музыкальных вузов в Казахстане с целью выявления стратегий развития предпринимательства в творческих индустриях.
Методология исследования. был проведен углубленный опрос экспертов с участием 22 экспертов отрасли, разделенных на две возрастные группы: до 34 лет и 35 лет и старше. Матрица McKinsey была использована для анализа веса и выразительности десяти ключевых критериев предпринимательского успеха, обеспечивая сравнительную оценку двух возрастных групп.
Оригинальность / ценность исследования. исследование предлагает новые знания о взаимодействии между возрастом, индивидуальными характеристиками и контекстными факторами, формирующими предпринимательские намерения и поведение среди музыкантов. Оно предлагает адаптированные стратегии для развития предпринимательства в творческих индустриях, учитывающие специфические потребности и проблемы различных возрастных групп.
Результаты исследования. результаты выявляют различные перспективы и потребности в области предпринимательства для двух возрастных групп. Молодые музыканты демонстрируют высокий потенциал, но им не хватает бизнес-навыков и государственной поддержки, в то время как более старшие музыканты нуждаются в постоянной адаптации к современным технологиям и требованиям рынка. В рекомендациях – специализированные учебные программы, мастер-классы, государственные инициативы, упрощенные административные процессы и улучшенная коммуникация о мерах поддержки.
Ключевые слова
Об авторах
А. К. ДжумасейтоваКазахстан
Алматы
Д. О. Исахова
Казахстан
Алматы
Л. А. Бимендиева
Казахстан
Алматы
Список литературы
1. Kautonen, T., Down, S., & Minniti, M. Ageing and entrepreneurial preferences // Small Business Economics. – 2014. – Vol. 42, – No. 3. – P. 579-594. – DOI: 10.1007/s11187-013-9489-5.
2. Parker, S. C. The economics of entrepreneurship. – Cambridge: Cambridge University Press, 2018. – 884 p. – DOI: 10.1017/9781316756706.
3. Lévesque, M., Moren, D. K., & Minniti, M. Age matters: How demographics help explain the entrepreneurial propensity // The dynamics of entrepreneurial activity. – Oxford: Oxford University Press, 2011. – P. 89-115.
4. Hatak, I., Harms, R., & Fink, M. Age, job identification, and entrepreneurial intention // Journal of Managerial Psychology. – 2015. – Vol. 30, – No. 1. – P. 38-53. – DOI: 10.1108/JMP-07-2014-0213.
5. Zhang, T., Ting, H., & Acs, Z. J. Age cohort influences on entrepreneurship in the United States // Applied Economics Letters. – 2018. – Vol. 25, – No. 15. – P. 1064-1067.
6. Jayawarna, D., Rouse, J., & Kitching, J. Entrepreneur motivations and life course // International Small Business Journal. – 2014. – Vol. 32, – No. 3. – P. 306-338.
7. Lévesque, M., & Minniti, M. The effect of aging on entrepreneurial behavior // Journal of Business Venturing. – 2006. – Vol. 21, – No. 2. – P. 177-194. – DOI: 10.1016/j.jbusvent.2005.04.003.
8. Bönte, W., Falck, O., & Heblich, S. The impact of regional age structure on entrepreneurship // Economic Geography. – 2009. – Vol. 85, – No. 3. – P. 269-287. – DOI: 10.1111/j.1944-8287.2009.01032.x.
9. Caliendo, M., Fossen, F. M., & Kritikos, A. S. Personality characteristics and the decisions to become and stay self-employed // Small Business Economics. – 2014. – Vol. 42, – No. 4. – P. 787-814.– DOI: 10.1007/ s11187-013-9514-8.
10. Obschonka, M., Schmitt-Rodermund, E., Silbereisen, R. K., Gosling, S. D., & Potter, J. The regional distribution and correlates of an entrepreneurship-prone personality profile in the United States, Germany, and the United Kingdom: A socioecological perspective // Journal of Personality and Social Psychology. – 2017. – Vol. – 112, No. 2. – P. 362-387.
11. Stuetzer, M., Obschonka, M., Brixy, U., Satchel, M., & Koenig, M. Born entrepreneurs? Adolescents personality characteristics and self-employment propensity in a region in Germany // International Journal of Entrepreneurship and Small Business. – 2014. – Vol. – 22, – No. 1.– P. 31-47.
12. Welter, F. Contextualizing entrepreneurship — conceptual challenges and ways forward // Entrepreneurship Theory and Practice. – 2011.– Vol. 35, – No. 1. – P. 165-184. – DOI: 10.1111/j.1540-6520.2010.00427.x.
13. Fritsch, M., & Wyrwich, M. The effect of entrepreneurship on economic development-an empirical analysis using regional entrepreneurship culture // Journal of Economic Geography. – 2017. – Vol. 17, – No. 1. – P.157-189. – DOI: 10.1093/jeg/lbv049.
14. Do, Quang Hung. Factors affecting entrepreneurial intention among undergraduates in universities of Da Nang city // Proceedings of International Scientific Conference in Economics and Business (ICEB 2019) – Potential of Eurasian Economic Union. – Atlantis Press, 2020. – P.364-377. – DOI: 10.2991/aebmr.k.200606.062.
15. Naudé, W., Gries, T., Wood, E., & Meintjes, A. Regional determinants of entrepreneurial start-ups in a developing country context // Entrepreneurship and Innovation. – 2017. – Vol. 18, – No. 2. – P. 111-124. – DOI: 10.1080/08985620701631498.
16. João, J., & Fernandes, C. I. How regional culture affects entrepreneurial intentions: Study of disparities in Spain // European Spatial Research and Policy. – 2015. – Vol. 22, – No. 1. – P. 63-87.
17. Hayton, J. C., George, G., & Zahra, S. A. National culture and entrepreneurship: A review of behavioral research // Entrepreneurship Theory and Practice. – 2002. – Vol. 26, – No. 4. – P. 33-52. – DOI: 10.1177/104225870202600403.
18. Felzensztein, C., Gimmon, E., & Deans, K. R. Entrepreneurial entrepreneurs? An examination of entrepreneurial values and practices in the international activities of Chilean "micro-multinationals" // Journal of Business and Entrepreneurship. – 2013. – Vol. 24, – No. 2. – P. 1-26. – DOI: 10.1037/e554142011-001.
19. Acs, Z. J., Autio, E., & Szerb, L. Global entrepreneurship and development index 2014. – Springer, 2015. – 132 p. – DOI: https://doi.org/10.1007/978-3-319-14932-5.
20. Fernhaber, S. A., McDougall‐Covin, P. P., & Shepherd, D. A. International entrepreneurship: leveraging internal and external knowledge sources // Strategic Entrepreneurship Journal. – 2008. – Vol. 2, – No. 4. P. 297-320. – DOI: 10.1002/sej.76.
21. Acs, Z. J., & Audretsch, D. B. Entrepreneurship, innovation and technological change // Foundations and Trends in Entrepreneurship. – 2009. – Vol. 5, – No. 4. P. 271-365. – DOI: 10.1561/0300000026.
22. Audretsch, D. B., & Belitski, M. Entrepreneurial ecosystems in cities: establishing the framework conditions // The Journal of Technology Transfer. – 2017. – Vol. 42, – No. 5. – P. 1030-1051. – DOI: 10.1007/ s10961-016-9473-8.
23. Qian, H., Acs, Z. J., & Stough, R. R. Regional systems of entrepreneurship: the nexus of human capital, knowledge and new firm formation // Journal of Economic Geography. – 2013. – Vol. 13, – No. 4. P. 559-587. – DOI: 10.1093/jeg/lbs009.
24. Ovaska, T., & Sobel, R. S. Entrepreneurship in post-socialist economies // Journal of Private Enterprise. – 2005. – Vol. 21, – No. 1. – P. 8-28.
25. Estrin, S., Korosteleva, J., & Mickiewicz, T. Which institutions encourage entrepreneurial growth aspirations? // Journal of Business Venturing. – 2013. – Vol. 28, No. 4. – P. 564-580. – DOI: 10.1016/j.jbusvent.2012.05.001.
26. Welter, F. Leadership in academic entrepreneurship in Asia: Globalization and contexts // In: Welter, F. (Ed.), Entrepreneurship in Asia. – Edward Elgar Publishing, 2006. – P. 1-36. – DOI: 10.1111/j.15406520.2010.00427.x.
27. Bruton, G. D., Ahlstrom, D., & Obloj, K. Entrepreneurship in emerging economies: Where are we today and where should the research go in the future // Entrepreneurship Theory and Practice. – 2008. – Vol. 32, – No. 1. – P. 1-14. – DOI: 10.1111/j.1540-6520.2007.00213.x.
28. Stenholm, P., Acs, Z. J., & Wuebker, R. Exploring country-level institutional arrangements on the rate and type of entrepreneurial activity // Journal of Business Venturing. – 2013. – Vol. 28, – No. 1. – P. 176-193. – DOI: 10.1016/j.jbusvent.2011.11.002.
29. Essig, L. Ownership, failure, and experience: Goals and evaluation metrics of university art galleries // Entrepreneurship Theory and Practice. – 2014. – Vol. 38, –No. 4. – P. 703-734. – DOI: 10.1515/erj-2013-0037.
30. Bridgstock, R. Not a dirty word: Arts entrepreneurship and higher education // Arts and Humanities in Higher Education. – 2012. – Vol. 12, – No. 2-3. – P. 122-137. – DOI: 10.1177/1474022212465725.
31. Hirsch, P. M. Cultural industries revisited // Organization Science. – 2000. – – Vol. 11, – No. 3. – P. 356-361. – DOI: 10.1287/orsc.11.3.356.12498.
32. Townley, B., Beech, N., & McKinlay, A. Managing in the creative industries: Managing the motley crew // Human Relations. – 2009. – Vol. 62, – No. 7. – P. 939-962. – DOI: 10.1177/0018726709335542.
33. Brem, A. Creativity and innovation in the entrepreneurial venture: A conceptual framework // In: Entrepreneurship and Innovation. – Cham: Springer, 2017. – P. 57-89.
34. Howkins, J. The creative economy: How people make money from ideas. – London: Penguin UK, 2001. – 288 p.
35. Bridgstock, R. Professional capabilities for twenty-first century creative careers: Lessons from outstandingly successful Australian artists and designers // International Journal of Art & Design Education. – 2013. – Vol. 32, – No. 2. – P. 176-189. – DOI: 10.1111/j.1476-8070.2013.01756.x.
36. Pollard, V., & Wilson, E. The «entrepreneurial mindset» in creative and performing arts higher education in Australia // Artivate: A Journal of Entrepreneurship in the Arts. – 2014. – Vol. 3, – No. 1. – P. 3-22. – DOI: 10.1353/artv.2014.0009.
37. Eikhof, D. R., & Haunschild, A. Lifestyle meets market: Bohemian entrepreneurs in creative industries // Creativity and Innovation Management. – 2006. – Vol. 15, – No. 3. – P. 234-241. – DOI: 10.1111/j.14678691.2006.00392.x.
38. Menger, P. M. Artistic labor markets and careers // Annual Review of Sociology. – 1999. – Vol. 25. – P. 541-574. – DOI: 10.1146/annurev.soc.25.1.541.
39. Закон Республики Казахстан от 9 февраля 2015 года № 285-V «О государственной молодежной политике» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 20.08.2024 г.) [Electronic source] // Online.zakon.kz [website]. – 2015. – URL: https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=31661446&show_di=1&pos=3;-106#pos=3;-106. (Accessed: 20.05.2024).
40. Турумбетова, Л., Ниязова, Г., и Карпын, А. Преодоление разрыва между образованием и потребностями рынка труда: пример Казахстана // Международный журнал экологического и научного образования. – 2018. – Т. 13. – № 7. – С. 623-642. – DOI: 10.12973/ijese.2018.00036a.
41. Bogner, A., Littig, B., & Menz, W. Interviewing experts. – Palgrave Macmillan, 2009. – 293 p. – DOI: 10.1057/9780230244276.
42. Hasson, F., Keeney, S., & McKenna, H. Research guidelines for the Delphi survey technique // Journal of Advanced Nursing. – 2000. – Vol. 32, – No. 4. – P. 1008-1015. – DOI: 10.1046/j.1365-2648.2000.t01-101567.x.
43. Akins, R. B., Tolson, H., & Cole, B. R. Stability of response characteristics of a Delphi panel: application of bootstrap data expansion // BMC Medical Research Methodology. – 2005. – Vol. 5, – No. 1. – Article 37. – DOI: 10.1186/1471-2288-5-37.
44. Pangarkar, N. The McKinsey matrix: Finding your way out of the maze // IIMB Management Review. – 2015. – Vol. 27, –No. 1. – P. 26-40.
45. Siegel, S., & Castellan, N. J. Nonparametric statistics for the behavioral sciences. New York: McGrawHill, 1988. – 399 p.
46. Lehmann, E. L. Nonparametrics: Statistical methods based on ranks. – San Francisco: Holden-Day, 1975. – 479 p.
47. Hallowell, M. R., & Gambatese, J. A. Qualitative research: Application of the Delphi method to CEM research // Journal of Construction Engineering and Management. – 2009. – Vol. 136, – No. 1. – P. 99-107. – DOI: 10.1061/(ASCE)CO.1943-7862.0000137
Рецензия
Для цитирования:
Джумасейтова А.К., Исахова Д.О., Бимендиева Л.А. ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО В КАЗАХСТАНЕ: ВЛИЯНИЕ ВОЗРАСТА И ПОКОЛЕНИЙ НА РАЗВИТИЕ КРЕАТИВНЫХ ИНДУСТРИЙ. Central Asian Economic Review. 2024;(3):193-210. https://doi.org/10.52821/2789-4401-2024-3-193-210
For citation:
Jumasseitova A.K., Issakhova D.O., Bimendiyeva L.A. NAVIGATING ENTREPRENEURIAL LANDSCAPES: AGE, GENERATIONAL INFLUENCES, AND CREATIVE INDUSTRY DYNAMICS IN KAZAKHSTAN. Central Asian Economic Review. 2024;(3):193-210. https://doi.org/10.52821/2789-4401-2024-3-193-210