БЕНЧМАРКИНГ КОНЦЕПЦИЙ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА ВЕДУЩИХ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН И КАЗАХСТАНА
https://doi.org/10.52821/2789-4401-2024-3-21-38
Аннотация
Актуальность исследования заключается в том, что в рамках стратегического планирования развития туризма и его территориального маркетинга необходимо проводить бенчмаркинг государственных концепций развития туризма ведущих стран отрасли мировой экономики.
Цель исследования заключается в определении лучших практик в области туризма в мировом пространстве для их использования в нивелировании проблем и недостатков в программах развития туризма в Казахстане.
Используемая методология включает в себя бенчмаркинг концепций развития туризма ведущих зарубежных стран и анализ программы развития туризма Казахстана.
Ценность исследования заключена в возможности выявить проблемы и недостатки в программах развития туризма в Казахстане и определить лучшие практики в области разработки и реализации программ развития туризма на основе зарубежного опыта. Адаптация и применение их позволит улучшить положение туристического сектора Казахстана, увеличить поток туристов и способствовать экономическому развитию страны.
Результаты исследования показывают неиспользованный потенциал маркетинговых усилий туристской отрасли Казахстана, особенно в области маркетинговых исследований, использовании цифровых инструментов, адаптации туристических программ под целевые рынки для повышения конкурентоспособности страны на мировом туристическом рынке.
Об авторах
Д. А. КайназароваКазахстан
Кайназарова Дана Аягановна – докторант
Алматы, Республика
Л. К. Баймагамбетова
Казахстан
Баймагамбетова Ляззат Каирбековна – кандидат экономических наук, ассоциированный профессор
Алматы
Список литературы
1. Постановление Правительства Республики Казахстан от 28 марта 2023 года № 262 «Об утверждении Концепции развития туристской отрасли Республики Казахстан на 2023-2029 годы» [Электронный ресурс] // Əділет [web-портал]. – 2023. – URL: https://www.gov.kz/memleket/entities/mangystau-tourism/documents/details/365034?lang=ru&ysclid=lpmvg2u3nj212523800 (Дата обращения: 01.12.2023).
2. Zlatković M. Tourism destination benchmarking analysis // European Journal of Multidisciplinary Studies. – 2016. – Т. 1. – № 1. – P. 283-293.
3. Khadzhynova O., Khadzhynova M. Benchmarking as a Tool for Managing Industrial Enterprises // Public Security and Public Order. – 2021. – № 26. – P. 108-118.
4. Князев Е. А., Евдокимова Я. Ш. Бенчмаркинг для вузов: Учебно-методическое пособие. – M.: Университетская книга, Логос, 2006. – 67 c.
5. Riva A., Pilotti L. Benchmarking for Sustainable Touristic Development: The Case of Pavia (Lombardy, Italy) // Economia Aziendale Online. – 2021. – Т. 12. – № 2. – P. 241-261.
6. Santos V. et al. Towards a framework for the global wine tourism system // Journal of Organizational Change Management. – 2022. – Т. 35. – № 2. – С. 348–360.
7. Brownlie D. Benchmarking your marketing process // Long Range Planning. 1999. – № 1(32). – P. 88-95.
8. Camp R. C. Benchmarking: the search for industry best practices that lead to superior performance. – Productivity Press, 1989. – 320 p.
9. Massheder K., Finch E. Benchmarking methodologies applied to UK facilities management // Facilities. – 1998. – Т. 16. – № 3/4. – P. 99-106.
10. Kozak M., Rimmington M. Benchmarking: destination attractiveness and small hospitality business performance // International Journal of Contemporary Hospitality Management. – 1998. – Т. 10. – № 5. – P. 184-188.
11. Wang T. C., Huang S. L. Benchmarking tourist hotels performance for strategies development // Current Issues in Tourism. – 2021. – Т. 24. – № 3. – P. 424-441.
12. Информационно-аналитический Департамент АО НК «KAZAKH TOURISM». Исследование 5 стадий путешествия: Бенчмаркинг пяти дестинаций с Республикой Казахстан. – 2017 [Электронный ресурс] / / АО «Национальная компания «Kazakh Tourism» [web-портал]. – 2017. URL: https://www.qaztourism.kz/upload/iblock/b25/b254fd5aad00e8bedfed30e4420507d8.pdf?ysclid=lpmwkkcu75973168450 (Дата обращения: 05.12.2023).
13. Hemmington N., Kim P. B., Wang C. Benchmarking hotel service quality using two-dimensional importance-performance benchmark vectors (IPBV) // Journal of Service Theory and Practice. – 2018. – Т. 28. – № 1. – P. 2-25.
14. Fifer R. M. Cost benchmarking functions in the value chain // Planning Review. – 1989. – Т. 17. – № 3. – P. 18-19.
15. Kumar S., Kamble S., Roy M. H. Twenty-five years of Benchmarking: An International Journal (BIJ) A bibliometric overview // Benchmarking: An International Journal. – 2020. – Т. 27. – № 2. – P. 760-780.
16. Lauren U. and Maksim S. Travel & Tourism Development Index 2021 Rebuilding for a Sustainable and Resilient Future Insight Report, May 2022 [Электронный ресурс] // The World Economic Forum [web-портал]. – 2023. – URL: https://www.weforum.org/publications/travel-and-tourism-development-index-2021/ (Дата обращения: 15.12.2023).
17. Navarro M., Navarro, M., Gibaja, J. J., Franco, S., & Murciego, A. Territorial benchmarking methodology: The need to identify reference regions // In book: Innovation, Global Change and Territorial Resilience. – 2012. – Chapter 4. – P. 99-133.
18. OECD Tourism Trends and Policies 2022 [Электронный ресурс] // OECD Publishing [web-портал]. 2023. – URL: https://www.oecd-ilibrary.org/industry-and-services/oecd-tourism-trends-and-policies-2022_a8dd3019-en (Дата обращения: 16.12.2023).
19. South Korea’s Travel & Tourism expected to create nearly half a million jobs within the next decade [Электронный ресурс] // The World Travel & Tourism Council [web-портал]. – 2022. – URL: https://wttc.org/news-article/south-koreas-travel-and-tourism-expected-to-create-nearly-half-a-million-jobs-within-thenext-decade (Дата обращения: 16.12.2023).
20. В фокусе внимания – туризм в Казахстане [Электронный ресурс] // Институт экономических исследований (ERI) [web-портал]. – 2023. – URL: https://economy.kz/ru/Mnenija/id=396 (Дата обращения: 16.12.2023).
21. Japan’s Travel & Tourism sector nears pre-pandemic recovery despite lengthy restrictions [Электронный ресурс] / / The World Travel & Tourism Council’s [web-портал]. – 2023. – URL: https://wttc.org/newsarticle/japan-eir-2023 (Дата обращения: 16.12.2023).
22. WTTC predicts Germany’s Travel & Tourism sector to rebound to 95% of pre-pandemic levels [Электронный ресурс] // Statista Research Department [web-портал]. – 2023. – URL: https://wttc.org/news-article/wttc-predicts-germanys-travel-and-tourism-sector-to-rebound-to-95-percent-of-pre-pandemiclevels#:~:text=Last%20year%2C%20the%20Travel%20%26%20Tourism,in%20eight%20jobs%20across%20Germany (Дата обращения: 16.12.2023).
23. Total contribution of travel and tourism to GDP in the United Kingdom (UK) in 2019 and 2022, [Электронный ресурс] // Statista Research Department [web-портал]. – 2023. – URL: https://www.statista.com/statistics/598093/travel-and-tourism-gdp-total-contribution-united-kingdom-uk/ (Дата обращения: 16.12.2023).
24. Welcome to the travel destination Germany Germany Travel [Электронный ресурс] // The German National Tourist Board [web-портал]. – 2023. – URL: https://www.germany.travel/en/home.html (Дата обращения: 16.12.2023).
25. British Tourism Authority 2021/22 Business Plan [Электронный ресурс] // Department for Digital, Culture, Media and Sport and The British Tourist Authority [web-портал]. – 2023. – URL: https://www.visitbritain.org/sites/default/files/vb-corporate/Documents-Library/documents/business_plan_2021-22.pdf (Дата обращения: 16.12.2023).
26. The Official Website for UK Tourism [Электронный ресурс] // VisitBritain [web-портал]. – 2023. – URL: https://www.visitbritain.com/en?amp=/media (Дата обращения: 16.12.2023).
27. Policy paper Tourism Sector Deal Published 28 June 2019 [Электронный ресурс] // UK Government Website [web-портал]. – 2023. – URL: https://www.gov.uk/government/publications/tourism-sector-deal/tourism-sector-deal (Дата обращения: 16.12.2023).
28. The Tourism Recovery Plan 2021 [Электронный ресурс] // Department for Digital, Culture, Media & Sport [web-портал]. – 2023. – URL: https://assets.publishing.service.gov.uk/government/uploads/system/uploads/attachment_data/file/992974/Tourism_Recovery_PlanWeb_Accessible_.pdf (Дата обращения: 16.08.2023).
29. UK government launches tourism recovery plan [Электронный ресурс] // Hospitality Investor [webпортал]. – 2023. – URL: https://www.hospitalityinvestor.com/content/uk-government-launches-tourismrecovery-plan (Дата обращения: 20.12.2023).
30. Nordic Tourism Policy Analysis [Электронный ресурс] // The Nordic Council of Ministers and the Nordic Council. [web-портал]. – 2023. – URL: https://www.norden.org/en/publication/nordic-tourism-policyanalysis (Дата обращения: 20.12.2023).
31. About us. Marketing Voice, Ltd. [Электронный ресурс] / / Marketing Voice [web-портал]. – 2023. URL: https://www.marketingvoice.jp/ (Дата обращения: 20.12.2023).
32. Travel Japan – Japanese National Tourism Organization (official website) [Электронный ресурс] // Travel Japan The Official Japan Guide [web-портал]. – 2023. – URL: https://www.japan.travel/en/ (Дата обращения: 20.12.2023).
33. Visit Norway [Электронный ресурс] // Official travel guide to Norway [web-портал]. – 2023. – URL: https://www.visitnorway.com/ (Дата обращения: 20.12.2023).
34. National Tourism Strategy 2030. From the tourist industry. To the Government. – April 2021. – 88 p.
35. Туризм в Казахстане [Электронный ресурс] / / АО «НК «Kazakh Tourism» [web-портал]. – 2023. URL: https://www.qaztourism.kz/ru?ysclid=lpmywmyz1h232661697 (Дата обращения: 20.12.2023).
36. Постановление Правительства Республики Казахстан от 18 сентября 2019 года № 693 О внесении изменения в постановление Правительства Республики Казахстан от 21 января 2012 года № 148 «Об утверждении Правил въезда и пребывания иммигрантов в Республике Казахстан, а также их выезда из Республики Казахстан и Правил осуществления миграционного контроля, а также учета иностранцев и лиц без гражданства, незаконно пересекающих Государственную границу Республики Казахстан, незаконно пребывающих на территории Республики Казахстан, а также лиц, которым запрещен въезд на территорию Республики Казахстан» [Электронный ресурс] // Əділет [web-портал]. – 2019. – URL: https://adilet.zan.kz/rus/docs/P1900000693 (Дата обращения: 20.12.2023).
37. MICE туризм в Казахстане [Электронный ресурс] // Портал Блог путешественника [web-портал]. – 2023. – URL: https://puteshestviya-otdyh.ru/sovety/mice-turizm-v-kazahstane.html (Дата обращения: 20.12.2023).
38. О туристской деятельности в Республике Казахстан Закон Республики Казахстан от 13 июня 2001 года N 211. [Электронный ресурс] // Əділет [web-портал]. – 2023. – URL: https://adilet.zan.kz/rus/docs/Z010000211_ (Дата обращения: 20.12.2023).
39. Visit Almaty отчет таргетированной рекламы[Электронный ресурс]// Facebook.com [web-портал]. – 2023. – URL: https://www.facebook.com/ads/library/?active_status=all&ad_type=all&country=ALL&view_all_page_id=279073215579049&sort_data%5bdirection%5d=desc&sort_data%5bmode%5d=relevancy_monthly_grouped&search_type=page&media_type=all (Дата Обращения: 24.12.2023).
Рецензия
Для цитирования:
Кайназарова Д.А., Баймагамбетова Л.К. БЕНЧМАРКИНГ КОНЦЕПЦИЙ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА ВЕДУЩИХ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН И КАЗАХСТАНА. Central Asian Economic Review. 2024;(3):21-38. https://doi.org/10.52821/2789-4401-2024-3-21-38
For citation:
Kainazarova D.A., Baimagambetova L.K. BENCHMARKING OF TOURISM DEVELOPMENT CONCEPTS IN LEADING FOREIGN COUNTRIES AND KAZAKHSTAN. Central Asian Economic Review. 2024;(3):21-38. (In Russ.) https://doi.org/10.52821/2789-4401-2024-3-21-38