Политико-экономический анализ образования в Семипалатинском регионе: вопросы образования детей с особыми потребностями
https://doi.org/10.52821/2789-4401-2023-6-39-52
Аннотация
Цель исследования – Статья направлена на решение проблем образования детей и внуков граждан, пострадавших вследствие ядерных испытаний в Семипалатинском регионе, в частности на изучение сущности нарушений в реализации качественного образования.
Методология исследования – Статья подготовлена по итогам проведенного научного исследования «Потерянное поколение детей Семипалатинского региона (1991-2021)» в рамках международного научного партнерства между Назарбаев университетом (Казахстан), Университетом Кейптауна (Южная Африка) Университетом Сассекса (Великобритания) и Университетом Альстера (Великобритания). Для обеспечения достоверности данных, анализируемых в ходе исследования, авторы взяли за основу тематический дедуктивный анализ. В целом в исследовании использовались 2 вида анализов. Первый – тематический анализ. На его основе было закодировано 30 интервью, полученных в ходе исследования. Второй – анализ данных с использованием рамки 4RS. Использование рамки позволило провести политико-экономический анализ образования в контексте области Абай (в прошлом Семипалатинского региона). Сбор данных проводился путем проведения интервью с соблюдением всех этических принципов. Исследование прошло этическое согласование этического комитета Назарбаев университета и Университета Ольстера. Также были изучены литература, нормативные правовые документы и статистические данные, соответствующие тематике исследования.
Оригинальность / ценность исследования – В ходе изучения данных документов установлено, что вопросы, касающиеся образования детей и внуков граждан, пострадавших от полигона, не рассматривались должным образом. Также в результате другой литературы, интервью в регионах авторы отметили, что в регионе недостаточно созданы условия в сфере образования для детей. Экономический кризис, возникший вследствие развала Советского союза, лишения статуса и финансирования региона, и безработица привели к тому, что некоторые дети региона получают некачественное образование
или не получают его вовсе. Соответственно, имеет необходимость решения вопроса доступа к качественному образованию в регионе. Все это требует системного, последовательного характера в политическом, экономическом и социальном плане.
Результаты исследования – Для решения данных вопросов авторы статьи предлагают учитывать специфические особенности региона при проведении реформ в сфере образования в стране, расширение сети психолого-медико-педагогических консультаций в регионе, повышение компетенций педагогов при работе в условиях инклюзивного образования, совершенствование медицинских услуг в регионе в соответствии с современными требованиями, решение вопросов стигматизации и радиофобии в обществе.
Об авторах
А. А. МусабалиноваКазахстан
Астана
Н. Дуррани
Казахстан
Астана
А. Қ. Жүсіп
Казахстан
Астана
Список литературы
1. Цели ООН в области устойчивого развития [Электронды ресурс] // Организация Объединенных Наций [web-портал]. – 2015. – URL: https://www.un.org/sustainabledevelopment/ru/education/ (қарау уақыты: 12.12.2023).
2. Қазақстан Республикасының Жоғарғы Кеңесінің «Бала құқықтары туралы Конвенцияны ратификациялау туралы» 1994 жылғы 8 маусымдағы қаулысы [Электронды ресурс] // Əділет [webпортал]. – 1994. – URL: https://adilet.zan.kz/rus/docs/B940001400_ (қарау уақыты: 12.12.2023).
3. Қазақстан Республикасының Конституциясы [Электронды ресурс] // Əділет [web-портал]. – 1995. – URL: https://adilet.zan.kz/rus/docs/K950001000_ (қарау уақыты: 12.12.2023).
4. Қазақстан Республикасының «Білім туралы» 2007 жылғы 27 шілдедегі № 319 Заңы [Электронды ресурс] // Əділет [web-портал]. – 2007. – URL: https://adilet.zan.kz/rus/docs/Z070000319_ (қарау уақыты: 12.12.2023).
5. Қазақстан Республикасының «Қазақстан Республикасындағы баланың құқықтары туралы» 2002 жылғы 8 тамыздағы № 345 Заңы [Электронды ресурс] // Əділет [web-портал]. – 1995. – URL: https://adilet.zan.kz/rus/docs/Z020000345_ (қарау уақыты: 12.12.2023).
6. Мемлекет Басшысы Қасым-Жомарт Тоқаевтың 2021 жылғы 1 қыркүйектегі Қазақстан халқына Жолдауы [Электронды ресурс] // Əділет [web-портал]. – 2021. – URL: https://akorda.kz/ru/glava-gosudarstva-vystupil-s-poslaniem-narodu-kazahstana-181421 (қарау уақыты: 12.12.2023).
7. Бозтаев К. Б. Синдром Кайнара. – Алматы, 1994. – 166 с.
8. Бозтаев К. Б. Семипалатинский полигон. – Алматы, 1992. – 294 с.
9. Сейсенұлы Д. Семей елі, Семей жері. – Семей: «Семей Полиграфия» АҚ, 2000. – 400 б.
10. Сейсенұлы Д. Ядролық сынақ аймағы: кеше жəне бүгін. – Новосібір: «Эврика» бапасы, 2011. – 236 б.
11. Қасенова Т. Атом улаған дала: Қазақстанның бомбадан бас тарту жолы. – Алматы: Фридрих Эберт атындағы қордың Қазақстандағы өкілдігі, 2022. – 368 б.
12. Bauer S., Gusev B., Belikhina T., Moldagaliev T., Apsalikov K. Chapter 14 – The Legacies of Soviet Nuclear Testing in Kazakhstan: Fallout, Public Health and Societal Issues, Editor(s): Deborah Oughton, Sven Ove Hansson // Radioactivity in the Environment, Elsevier. – 2013. – № 19. – P. 241-258. – DOI: https://doi.org/10.1016/B978-0-08-045015-5.00014-9.
13. Bauer S. et al. Radiation exposure due to local fallout from Soviet atmospheric nuclear weapons testing in Kazakhstan: solid cancer mortality in the Semipalatinsk historical cohort, 1960–1999 // Radiation research. – 2005. – № 164(4). – P. 409-419. – DOI: 10.1667/RR3423.1.
14. Magdalena E. Stawkowski. Radiophobia had to be reinvented // Radiophobia had to be reinvented, Culture, Theory and Critique. – 2017. – № 58(4). – P. 357-374. – DOI: 10.1080/14735784.2017.1356740.
15. Yelissinova A. et al. Do children with disabilities in Kazakhstan live in different families than healthy children? // The European Journal of Public Health. – 2013. – № 23(suppl_1). – Article: ckt124.028. – DOI: 10.1093/eurpub/ckt124.028.
16. Werner C., Purvis-Roberts K. After the Cold War: international politics, domestic policy and the nuclear legacy in Kazakhstan // Central Asian Survey. – 2016. – № 25(4). – P. 461-480. – DOI: 10.1080/02634930701210542.
17. Постановление Веpховного Совета Казахской ССР от 30 ноябpя 1990 года «О ядерном полигоне в Семипалатинской области» [Электронды ресурс] // Əділет [web-портал]. – 1990. – URL: https://adilet.zan.kz/rus/docs/B900002600_ (қарау уақыты: 12.12.2023).
18. «Семей ядролық сынақ полигонындағы ядролық сынақтардың салдарынан зардап шеккен азаматтарды əлеуметтік қорғау туралы» Қазақстан Республикасының 1992 жылғы 18 желтоқсан N 1787-ХІІ Заңы [Электронды ресурс] // Əділет [web-портал]. – 1992. – URL: https://adilet.zan.kz/kaz/docs/Z920003600_ (қарау уақыты: 12.12.2023).
19. «Бұрынғы Семей ядролық сынақ полигонында 1949-1990 жылдары ядролық сынаулар салдарынан зардап шеккен халықты медициналық оңалту бағдарламасы туралы» Қазақстан Республикасы Үкiметiнiң 1997 жылғы 17 наурыздағы N 336 Қаулысы [Электронды ресурс] // Əділет [web-портал]. – 1997. – URL: https://adilet.zan.kz/kaz/docs/P970000336_ (қарау уақыты: 12.12.2023).
20. «Семей ядролық сынақ полигонындағы ядролық сынақтардың салдарынан зардап шеккен азаматтарға бiржолғы мемлекеттiк ақшалай өтемақы төлеудiң жəне оларға куəлік берудің кейбiр мəселелерi туралы» Қазақстан Республикасы Үкіметінің 2006 жылғы 20 ақпандағы № 110 Қаулысы. [Электронды ресурс] // Əділет [web-портал]. – 2006. – URL: https://adilet.zan.kz/kaz/docs/P060000110_ (қарау уақыты: 12.12.2023).
21. Braun V., Clarke V. Using thematic analysis in psychology // Qualitative Research in Psychology. – 2006. – № 3(2). – Р. 77-101. – DOI: 10.1191/1478088706qp063oa.
22. Novelli, Mario, Mieke TA Lopes Cardozo, and Smith A. The 4Rs framework: Analyzing education’s contribution to sustainable peacebuilding with social justice in conflict-affected contexts // Journal on Education in Emergencies. – 2017. – № 3(1). – P. 14-43.
23. Торжество исторической справедливости – Токаев об образовании Абайской области [Электронный ресурс] // Сетевое издание «www.kazpravda.kz» [web-портал]. – 2022. – URL: https://kazpravda.kz/n/torzhestvo-istoricheskoy-spravedlivosti-tokaev-ob-obrazovanii-abayskoy-oblasti/ (қарау уақыты: 13.12.2023).
24. Строительство современной ТЭЦ оздоровит экологию Семея – Глава государства. [Электронды ресурс] // Международное информационное агентство «Казинформ» [web-сайт]. – 2022. – URL: https://www.inform.kz/ru/stroitel-stvo-sovremennoy-tec-ozdorovit-ekologiyu-semeya-glava-gosudarstva_a3985216 (қарау уақыты: 13.12.2023).
25. Глава государства провел встречу с общественностью области Абай. [Электронды ресурс] // Официальный сайт Президента Республики Казахстан [web-портал]. – 2022. – URL: https://www.akorda.kz/ru/glava-gosudarstva-provel-vstrechu-s-obshchestvennostyu-oblasti-abay-3085041 (қарау уақыты: 13.12.2023).
26. Атчабаров Б. Заблуждения, ложь и истина по вопросу оценки влияния за здоровье людей испытания атомного оружия на Семипалатинском ядерном полигоне. – Алматы: Qarzhy-Qarazhat, 2002. – 195 c.
27. Super C. M., Herrera M. G., Mora J. O. Long-term effects of food supplementation and psychosocial intervention on the physical growth of Colombian infants at risk of malnutrition // Child Dev. – 1990. – № 61(1). – P. 29-49.
28. Варгас-Барон Э., Планирование политики в области развития детей раннего возраста: Практическое руководство. – ЮНИСЕФ, ЮНЕСКО, 2006. – 133 c.
29. Хаарр Р. Н. Мониторинг развития детей раннего возраста в Казахстане в 2021-2022 гг. Исследование знаний, отношения и практики. – ЮНИСЕФ, 2022. – 236 c.
30. Soriano V. (ed.). Early childhood intervention – progress and developments 2005–2010. – European Agency for Development in Special Needs Education, 2005. – 60 p.
31. Houston S. Towards a critical ecology of child development in social work: aligning the theories of Bronfenbrenner and Bourdieu // Families, relationships and societies. – 2017. – № 6(1). – P. 53-69.
32. Mendes J. A. A., Ormerod T. The best interests of the child: An integrative review of English and Portuguese literatures //Psicologia em Estudo. – 2019. – Т. 24. – Article: e45021.
33. Семей вошел в программу «Зелёные города» [Электронды ресурс] // Информационное агентство «Объектив Восток» [web-портал]. – 2021. – URL: http://surl.li/rsaec (қарау уақыты: 13.12.2023).
Рецензия
Для цитирования:
Мусабалинова А.А., Дуррани Н., Жүсіп А.Қ. Политико-экономический анализ образования в Семипалатинском регионе: вопросы образования детей с особыми потребностями. Central Asian Economic Review. 2023;(6):39-52. https://doi.org/10.52821/2789-4401-2023-6-39-52
For citation:
Mussabalinova А.А., Durrani N., Zhussip A.K. Political and economic analysis of education in the Semipalatinsk region: issues of education of children with special needs. Central Asian Economic Review. 2023;(6):39-52. (In Kazakh) https://doi.org/10.52821/2789-4401-2023-6-39-52