Preview

Central Asian Economic Review

Расширенный поиск

Политико-экономический анализ образования в Семипалатинском регионе: вопросы образования детей с особыми потребностями

https://doi.org/10.52821/2789-4401-2023-6-39-52

Аннотация

Цель исследования – Статья направлена на решение проблем образования детей и внуков граждан, пострадавших вследствие ядерных испытаний в Семипалатинском регионе, в частности на изучение сущности нарушений в реализации качественного образования.

Методология исследования – Статья подготовлена по итогам проведенного научного исследования «Потерянное поколение детей Семипалатинского региона (1991-2021)» в рамках международного научного партнерства между Назарбаев университетом (Казахстан), Университетом Кейптауна (Южная Африка) Университетом Сассекса (Великобритания) и Университетом Альстера (Великобритания). Для обеспечения достоверности данных, анализируемых в ходе исследования, авторы взяли за основу тематический дедуктивный анализ. В целом в исследовании использовались 2 вида анализов. Первый – тематический анализ. На его основе было закодировано 30 интервью, полученных в ходе исследования. Второй – анализ данных с использованием рамки 4RS. Использование рамки позволило провести политико-экономический анализ образования в контексте области Абай (в прошлом Семипалатинского региона). Сбор данных проводился путем проведения интервью с соблюдением всех этических принципов. Исследование прошло этическое согласование этического комитета Назарбаев университета и Университета Ольстера. Также были изучены литература, нормативные правовые документы и статистические данные, соответствующие тематике исследования.

Оригинальность / ценность исследования – В ходе изучения данных документов установлено, что вопросы, касающиеся образования детей и внуков граждан, пострадавших от полигона, не рассматривались должным образом. Также в результате другой литературы, интервью в регионах авторы отметили, что в регионе недостаточно созданы условия в сфере образования для детей. Экономический кризис, возникший вследствие развала Советского союза, лишения статуса и финансирования региона, и безработица привели к тому, что некоторые дети региона получают некачественное образование
или не получают его вовсе. Соответственно, имеет необходимость решения вопроса доступа к качественному образованию в регионе. Все это требует системного, последовательного характера в политическом, экономическом и социальном плане.

Результаты исследования – Для решения данных вопросов авторы статьи предлагают учитывать специфические особенности региона при проведении реформ в сфере образования в стране, расширение сети психолого-медико-педагогических консультаций в регионе, повышение компетенций педагогов при работе в условиях инклюзивного образования, совершенствование медицинских услуг в регионе в соответствии с современными требованиями, решение вопросов стигматизации и радиофобии в обществе.

Об авторах

А. А. Мусабалинова
Школа права, Университет КИМЭП
Казахстан

Астана 



Н. Дуррани
Высшая школа образования, Назарбаев Университет
Казахстан

Астана 



А. Қ. Жүсіп
Национальная академия образования имени И. Алтынсарина
Казахстан

Астана 



Список литературы

1. Цели ООН в области устойчивого развития [Электронды ресурс] // Организация Объединенных Наций [web-портал]. – 2015. – URL: https://www.un.org/sustainabledevelopment/ru/education/ (қарау уақыты: 12.12.2023).

2. Қазақстан Республикасының Жоғарғы Кеңесінің «Бала құқықтары туралы Конвенцияны ратификациялау туралы» 1994 жылғы 8 маусымдағы қаулысы [Электронды ресурс] // Əділет [webпортал]. – 1994. – URL: https://adilet.zan.kz/rus/docs/B940001400_ (қарау уақыты: 12.12.2023).

3. Қазақстан Республикасының Конституциясы [Электронды ресурс] // Əділет [web-портал]. – 1995. – URL: https://adilet.zan.kz/rus/docs/K950001000_ (қарау уақыты: 12.12.2023).

4. Қазақстан Республикасының «Білім туралы» 2007 жылғы 27 шілдедегі № 319 Заңы [Электронды ресурс] // Əділет [web-портал]. – 2007. – URL: https://adilet.zan.kz/rus/docs/Z070000319_ (қарау уақыты: 12.12.2023).

5. Қазақстан Республикасының «Қазақстан Республикасындағы баланың құқықтары туралы» 2002 жылғы 8 тамыздағы № 345 Заңы [Электронды ресурс] // Əділет [web-портал]. – 1995. – URL: https://adilet.zan.kz/rus/docs/Z020000345_ (қарау уақыты: 12.12.2023).

6. Мемлекет Басшысы Қасым-Жомарт Тоқаевтың 2021 жылғы 1 қыркүйектегі Қазақстан халқына Жолдауы [Электронды ресурс] // Əділет [web-портал]. – 2021. – URL: https://akorda.kz/ru/glava-gosudarstva-vystupil-s-poslaniem-narodu-kazahstana-181421 (қарау уақыты: 12.12.2023).

7. Бозтаев К. Б. Синдром Кайнара. – Алматы, 1994. – 166 с.

8. Бозтаев К. Б. Семипалатинский полигон. – Алматы, 1992. – 294 с.

9. Сейсенұлы Д. Семей елі, Семей жері. – Семей: «Семей Полиграфия» АҚ, 2000. – 400 б.

10. Сейсенұлы Д. Ядролық сынақ аймағы: кеше жəне бүгін. – Новосібір: «Эврика» бапасы, 2011. – 236 б.

11. Қасенова Т. Атом улаған дала: Қазақстанның бомбадан бас тарту жолы. – Алматы: Фридрих Эберт атындағы қордың Қазақстандағы өкілдігі, 2022. – 368 б.

12. Bauer S., Gusev B., Belikhina T., Moldagaliev T., Apsalikov K. Chapter 14 – The Legacies of Soviet Nuclear Testing in Kazakhstan: Fallout, Public Health and Societal Issues, Editor(s): Deborah Oughton, Sven Ove Hansson // Radioactivity in the Environment, Elsevier. – 2013. – № 19. – P. 241-258. – DOI: https://doi.org/10.1016/B978-0-08-045015-5.00014-9.

13. Bauer S. et al. Radiation exposure due to local fallout from Soviet atmospheric nuclear weapons testing in Kazakhstan: solid cancer mortality in the Semipalatinsk historical cohort, 1960–1999 // Radiation research. – 2005. – № 164(4). – P. 409-419. – DOI: 10.1667/RR3423.1.

14. Magdalena E. Stawkowski. Radiophobia had to be reinvented // Radiophobia had to be reinvented, Culture, Theory and Critique. – 2017. – № 58(4). – P. 357-374. – DOI: 10.1080/14735784.2017.1356740.

15. Yelissinova A. et al. Do children with disabilities in Kazakhstan live in different families than healthy children? // The European Journal of Public Health. – 2013. – № 23(suppl_1). – Article: ckt124.028. – DOI: 10.1093/eurpub/ckt124.028.

16. Werner C., Purvis-Roberts K. After the Cold War: international politics, domestic policy and the nuclear legacy in Kazakhstan // Central Asian Survey. – 2016. – № 25(4). – P. 461-480. – DOI: 10.1080/02634930701210542.

17. Постановление Веpховного Совета Казахской ССР от 30 ноябpя 1990 года «О ядерном полигоне в Семипалатинской области» [Электронды ресурс] // Əділет [web-портал]. – 1990. – URL: https://adilet.zan.kz/rus/docs/B900002600_ (қарау уақыты: 12.12.2023).

18. «Семей ядролық сынақ полигонындағы ядролық сынақтардың салдарынан зардап шеккен азаматтарды əлеуметтік қорғау туралы» Қазақстан Республикасының 1992 жылғы 18 желтоқсан N 1787-ХІІ Заңы [Электронды ресурс] // Əділет [web-портал]. – 1992. – URL: https://adilet.zan.kz/kaz/docs/Z920003600_ (қарау уақыты: 12.12.2023).

19. «Бұрынғы Семей ядролық сынақ полигонында 1949-1990 жылдары ядролық сынаулар салдарынан зардап шеккен халықты медициналық оңалту бағдарламасы туралы» Қазақстан Республикасы Үкiметiнiң 1997 жылғы 17 наурыздағы N 336 Қаулысы [Электронды ресурс] // Əділет [web-портал]. – 1997. – URL: https://adilet.zan.kz/kaz/docs/P970000336_ (қарау уақыты: 12.12.2023).

20. «Семей ядролық сынақ полигонындағы ядролық сынақтардың салдарынан зардап шеккен азаматтарға бiржолғы мемлекеттiк ақшалай өтемақы төлеудiң жəне оларға куəлік берудің кейбiр мəселелерi туралы» Қазақстан Республикасы Үкіметінің 2006 жылғы 20 ақпандағы № 110 Қаулысы. [Электронды ресурс] // Əділет [web-портал]. – 2006. – URL: https://adilet.zan.kz/kaz/docs/P060000110_ (қарау уақыты: 12.12.2023).

21. Braun V., Clarke V. Using thematic analysis in psychology // Qualitative Research in Psychology. – 2006. – № 3(2). – Р. 77-101. – DOI: 10.1191/1478088706qp063oa.

22. Novelli, Mario, Mieke TA Lopes Cardozo, and Smith A. The 4Rs framework: Analyzing education’s contribution to sustainable peacebuilding with social justice in conflict-affected contexts // Journal on Education in Emergencies. – 2017. – № 3(1). – P. 14-43.

23. Торжество исторической справедливости – Токаев об образовании Абайской области [Электронный ресурс] // Сетевое издание «www.kazpravda.kz» [web-портал]. – 2022. – URL: https://kazpravda.kz/n/torzhestvo-istoricheskoy-spravedlivosti-tokaev-ob-obrazovanii-abayskoy-oblasti/ (қарау уақыты: 13.12.2023).

24. Строительство современной ТЭЦ оздоровит экологию Семея – Глава государства. [Электронды ресурс] // Международное информационное агентство «Казинформ» [web-сайт]. – 2022. – URL: https://www.inform.kz/ru/stroitel-stvo-sovremennoy-tec-ozdorovit-ekologiyu-semeya-glava-gosudarstva_a3985216 (қарау уақыты: 13.12.2023).

25. Глава государства провел встречу с общественностью области Абай. [Электронды ресурс] // Официальный сайт Президента Республики Казахстан [web-портал]. – 2022. – URL: https://www.akorda.kz/ru/glava-gosudarstva-provel-vstrechu-s-obshchestvennostyu-oblasti-abay-3085041 (қарау уақыты: 13.12.2023).

26. Атчабаров Б. Заблуждения, ложь и истина по вопросу оценки влияния за здоровье людей испытания атомного оружия на Семипалатинском ядерном полигоне. – Алматы: Qarzhy-Qarazhat, 2002. – 195 c.

27. Super C. M., Herrera M. G., Mora J. O. Long-term effects of food supplementation and psychosocial intervention on the physical growth of Colombian infants at risk of malnutrition // Child Dev. – 1990. – № 61(1). – P. 29-49.

28. Варгас-Барон Э., Планирование политики в области развития детей раннего возраста: Практическое руководство. – ЮНИСЕФ, ЮНЕСКО, 2006. – 133 c.

29. Хаарр Р. Н. Мониторинг развития детей раннего возраста в Казахстане в 2021-2022 гг. Исследование знаний, отношения и практики. – ЮНИСЕФ, 2022. – 236 c.

30. Soriano V. (ed.). Early childhood intervention – progress and developments 2005–2010. – European Agency for Development in Special Needs Education, 2005. – 60 p.

31. Houston S. Towards a critical ecology of child development in social work: aligning the theories of Bronfenbrenner and Bourdieu // Families, relationships and societies. – 2017. – № 6(1). – P. 53-69.

32. Mendes J. A. A., Ormerod T. The best interests of the child: An integrative review of English and Portuguese literatures //Psicologia em Estudo. – 2019. – Т. 24. – Article: e45021.

33. Семей вошел в программу «Зелёные города» [Электронды ресурс] // Информационное агентство «Объектив Восток» [web-портал]. – 2021. – URL: http://surl.li/rsaec (қарау уақыты: 13.12.2023).


Рецензия

Для цитирования:


Мусабалинова А.А., Дуррани Н., Жүсіп А.Қ. Политико-экономический анализ образования в Семипалатинском регионе: вопросы образования детей с особыми потребностями. Central Asian Economic Review. 2023;(6):39-52. https://doi.org/10.52821/2789-4401-2023-6-39-52

For citation:


Mussabalinova А.А., Durrani N., Zhussip A.K. Political and economic analysis of education in the Semipalatinsk region: issues of education of children with special needs. Central Asian Economic Review. 2023;(6):39-52. (In Kazakh) https://doi.org/10.52821/2789-4401-2023-6-39-52

Просмотров: 332


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2789-4398 (Print)
ISSN 2789-4401 (Online)