ТУРИСТСКАЯ ДЕСТИНАЦИЯ КАК МЕХАНИЗМ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА
https://doi.org/10.52821/2789-4401-2023-3-83-93
Аннотация
Цель исследования – организация и управление туристской дестинацией является предпосылкой развития туристского рынка региона. Статья направлена на рассмотрение значимости туристской дестинации для устойчивого развития региона, анализ современного состояния отрасли и проведение оценки статистических показателей таких туристских дестинаций как Щучинско-Боровская и Зерендинская, расположенных в Акмолинской области.
Методология. В рамках рассматриваемой проблемы, в качестве основных методов исследования был использован метод библиографического анализа, с помощью которого проведен обзор работ авторов, изучавших данную область. Для оценки развития туристской дестинации региона в аналитической части исследования применялись экономико-статистические методы. Развитие Щучинско-Боровской и Зерендинской туристских дестинаций в Акмолинской области, вошедших в туристскую группировку республиканского уровня было охарактеризовано с помощью метода SWOT-анализа. На основе абстрактно-логических методов сделаны выводы о современном состоянии использования туристских дестинаций в Акмолинском регионе в туристских целях и сформулированы предложения, направленные на развитие отрасли.
Оригинальность / ценность исследования. Результаты исследования позволяют принимать оптимальные решения по совершенствованию деятельности туристских дестинаций.
Результаты исследования: определена роль туристской отрасли в экономике, охарактеризована специфика туристской дестинации как категории, рассмотрена группировка туристских дестинаций республиканского и местного значения в соответствии с туристскими ресурсами на территории страны и дана оценка современного состояния туристских дестинаций в Акмолинской области.
Ключевые слова
Об авторах
Р. ШоханКазахстан
Астана
Л. М. Муталиева
Казахстан
Астана
Список литературы
1. Отчёт UNWTO: международный туризм в 2021 году [Электронды ресурс] // B2B.Ostrovok.ru [web-портал]. – 2021. – URL: https://b2b.ostrovok.ru/blog/otchyot-unwto-mezhdunarodnyj-turizm-v-2021godu/ (Қарау уақыты: 01.01.2023).
2. Кирьянова Л. Г. Маркетинг и брендинг туристских дестинаций. – Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2011. – 264 с.
3. Кирьянова Л. Г. «Туристская дестинация» как комплексный концепт и ключевой элемент туристской системы // Вестник КемГУ. – 2012. – № 4(52). – С. 131-136.
4. Leiper N. Tourism Management. 3d ed. – Sidney: Pearson Education Australia, 2004. – 326 p.
5. A practical guide to tourism destination management: Monograph. – Madrid: WTO, 2007. – 163 p.
6. Зорин А. И. Концепт уальное дидактическое проектирование туристских дестинации. – М.: Советский спорт, 2012. – 79 с.
7. Рассохина Т. В. Менеджмент туристских дестинаций. – М.: Советский спорт, 2014. – 248 с.
8. Қазақстан Республикасының туристік саласын дамытудың 2020 жылға дейінгі тұжырымдамасын бекіту туралы Қазақстан Республикасының Президенті Жарлығының жобасы туралы Қазақстан Республикасы Үкіметінің 2013 жылғы 28 ақпандағы № 192 қаулысы [Электронды ресурс] // Əділет [web-портал]. – 2013. – URL: https://adilet.zan.kz/kaz/docs/P1300000192 (Қарау уақыты: 01.12.2022).
9. Зорин А. И. Дестинация. – М.: ВЛАЦ, 2009. – 167 с.
10. Боголюбов В. С., Орловская В. П. Экономика туризма. – М.: Академия, 2005. – 192 с.
11. Zemła M. Tourism destination: The networking approach // Moravian Geographical Reports. – 2016. – № 4. – P. 2-14.
12. Kaspar С. Das Schweizerische Tourismuskonzept. – Bern, 1979. – 324 p.
13. Морозов М. А. Экономика и предпринимательство в социально-культурном сервисе и туризме. – М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 288 с.
14. Морозов М. А., Львова Т. В. Дестинация как инструмент формирования конкурентных преимуществ туристского региона // Современная конкуренция. – 2012. – № 4(34). – С. 105-116.
15. Морозов М. А., Войт М. Н. Конкурентоспособность туристской дестинации, анализ ее основных конкурентных преимуществ // Современная конкуренция. – 2013. – № 3(39). – С. 82-92.
16. Ahn Y.-J., Bessiere J. The Relationships between Tourism Destination Competitiveness, Empowerment, and Supportive Actions for Tourism // Sustainability. – 2023. – № 15. – Article 626. – DOI: https://doi.org/10.3390/su15010626.
17. Faur M., Ban O. Models of Tourism Destination Competitiveness // Proceedings of the 39th International Business Information Management Association (IBIMA), 30-31 May 2022, Granada, Spain. – P. 485-496.
18. Именнова Л. С. Музейная дестинация в системе культурного туризма: социокультурный анализ: монография. – М.: Логос, 2011. – 228 с.
19. Қазақстан туризмі. Статистикалық жинақ 2017-2021жж. – 2021. – 65 б.
20. Туристендіру картасын бекіту туралы Қазақстан Республикасы Мəдениет жəне спорт министрінің 2021 жылғы 27 қазандағы № 332 бұйрығы [Электронды ресурс] // Əділет [web-портал]. – 2021. – URL: https://adilet.zan.kz/kaz/docs/V2100 (Қарау уақыты: 01.12.2022).
21. Как развивается туризм в Акмолинской области [Электронды ресурс] // Kazinform [web-портал]. – 2021. – URL: https://www.inform.kz/ru/kak-razvivaetsya-turizm-v-akmolinskoy-oblasti_a3841139 (Қарау уақыты: 01.12.2022).
22. Қазақстан Республикасының туристік саласын дамытудың 2019 – 2025 жылдарға арналған мемлекеттік бағдарламасын бекіту туралы Қазақстан Республикасы Үкіметінің 2019 жылғы 31 мамырдағы № 360 қаулысы [Электронды ресурс] // Əділет [web-портал]. – 2019. – URL: https://adilet.zan.kz/kaz/docs/P1900000360 (Қарау уақыты: 01.12.2022).
Рецензия
Для цитирования:
Шохан Р., Муталиева Л.М. ТУРИСТСКАЯ ДЕСТИНАЦИЯ КАК МЕХАНИЗМ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА. Central Asian Economic Review. 2023;(3):83-93. https://doi.org/10.52821/2789-4401-2023-3-83-93
For citation:
Shokhan R., Mutaliyeva L.M. TOURIST DESTINATION AS A MECHANISM FOR SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF THE REGION. Central Asian Economic Review. 2023;(3):83-93. (In Russ.) https://doi.org/10.52821/2789-4401-2023-3-83-93