Модели искусственного интеллекта для персонализации сервисов и оптимизации маркетинга АО «Air Astana»
https://doi.org/10.52821/2789-4401-2025-5-212-226
Аннотация
Цель исследования: Исследование направлено на разработку персонализированных цифровых предложений для Air Astana с использованием искусственного интеллекта и методов машинного обучения с целью усиления уникальных конкурентных преимуществ – высокого качества сервиса и транзитной сети – и оценки их влияния на маркетинговую эффективность в 2010–2024 годах.
Методология: Применены системный и сравнительный анализ, экономико-математическое моделирование и социологическое интервьюирование. Использованы алгоритмы AI – collaborative filtering, content-based filtering, uplift modeling и reinforcement learning – для прогнозирования поведения потребителей и оптимизации персонализации.
Оригинальность/Научная новизна: Работа представляет собой первое комплексное исследование в авиационной отрасли Казахстана, демонстрирующее, что использование AI в персонализации способствует повышению конкурентоспособности Air Astana и эффективности маркетинговых инвестиций.
Результаты: Разработанные модели повысили отклик цифровых кампаний на 15% и сократили маркетинговые расходы на 20%. Проверка показала высокую статистическую значимость (R² = 0,902).
Об авторах
А. М. ДуйсебаеваКазахстан
Алматы
А. Әділбекқызы
Казахстан
Алматы
Г. Тоқталы
Казахстан
Алматы
Список литературы
1. Chatterjee S., Rana N. P., Tamilmani K., Sharma A. The future of artificial intelligence in marketing: A systematic review // Journal of Business Research. – 2021. – Vol. 124. – P. 336–352. – DOI: 10.1016/j.jbusres.2020.11.041.
2. Bughin J., Seong J., Manyika J., Chui M., Joshi R. Notes from the AI frontier: Modeling the impact of AI on the world economy. – McKinsey Global Institute, 2018.
3. Guerrini A., Ferri G., Rocchi S., Cirelli M., Piña V., Grieszmann A. Personalization @ scale in airlines: Combining the power of rich customer data, experiential learning, and revenue management // Journal of Revenue and Pricing Management. – 2023. – Vol. 22, № 2. – P. 171–180. – DOI: 10.1057/s41272-022-00404-8.
4. Devriendt F., Van Belle J., Guns T., Verbeke W. Learning to rank for uplift modeling // IEEE Transactions on Knowledge and Data Engineering. – 2022. – Vol. 34, № 10. – P. 4888–4904. – DOI: 10.1109/TKDE.2022.3153950.
5. Pazzani M. J., Billsus D. Content-based recommendation systems // In: The Adaptive Web. – Berlin: Springer, 2007. – P. 325–341. – DOI: 10.1007/978-3-540-72079-9_10.
6. Bobadilla J., Ortega F., Hernando A., Gutierrez A. Recommender systems survey // Knowledge-Based Systems. – 2013. – Vol. 46. – P. 109–132. – DOI: 10.1016/j.knosys.2013.03.012.
7. Jo H., Moon I., Rhee B. Dynamic pricing in airline revenue management using reinforcement learning // Expert Systems with Applications. – 2024. – Vol. 233. – Art. 120857. – DOI: 10.1016/j.eswa.2023.120857.
8. Olaya-Contreras D., Suárez-Andrés J., & García-Núñez J. A survey and benchmarking study of multitreatment uplift modelling // Data Mining and Knowledge Discovery. – 2020. – Vol. 34, No 5. – P. 1303–1336. – DOI: 10.1007/s10618-020-00702-y
9. Radcliffe N. J., Surry P. D. Uplift Modelling: Literature Survey and Experimental Evaluation // Big Data. – 2017. – Vol. 5, No 4. – P. 273–290. – DOI: 10.1089/big.2016.0074
10. Chandra S., Verma S., Lim W. M., Kumar S., Donthu N. Personalization in personalized marketing: Trends and ways forward // Psychology & Marketing. – 2022. –Vol. 39, No 8. – P. 1529-1562. – DOI: 10.1002/mar.21670.
11. Kapoor A., Dwivedi Y. K., Piercy N. Artificial intelligence in marketing: Evolution, challenges, and opportunities // European Journal of Marketing. – 2022. – Vol. 56, № 3. – P. 853–880. – DOI: 10.1108/EJM-12-2021-1009.
12. Alfaifi Y.H., Hasanain F., Ramayah T. Recommender Systems Applications: Data Sources, Features, Challenges and Future Trends // Information. – 2024. – Vol. 15, No. 10, Article 660. – DOI: 10.3390/info15100660.
13. Aksoy N., Kabadayı E., Yılmaz C., Koçak Alan A. A Typology of Personalisation Practices in Marketing in the Digital Age // Journal of Marketing Management. – 2021. – Vol. 37, No. 11-12, – P. 1091-1122. – DOI: 10.1080/0267257X.2020.1866647
14. Jannach D., Jugovac M. Measuring the Business Value of Recommender Systems // ACM Transactions on Management Information Systems. – 2019. – Vol. 10, No. 4, Article 1. – DOI: 10.1145/3370082.
15. Zangerle E., Bauer C. Evaluating recommender systems: Survey and framework // ACM Computing Surveys. –2023. – Vol. 55, No 8: Article 170, 1-38 pp. – DOI: 10.1145/3556536.
Рецензия
Для цитирования:
Дуйсебаева А.М., Әділбекқызы А., Тоқталы Г. Модели искусственного интеллекта для персонализации сервисов и оптимизации маркетинга АО «Air Astana». Central Asian Economic Review. 2025;(5):212-226. https://doi.org/10.52821/2789-4401-2025-5-212-226
For citation:
Duisebayeva A.М., Adilbekkyzy A., Toktaly G. Artificial intelligence models for service personalization and marketing optimization: the case of Air Astana (JSC). Central Asian Economic Review. 2025;(5):212-226. https://doi.org/10.52821/2789-4401-2025-5-212-226















