Preview

Central Asian Economic Review

Расширенный поиск

Проблемы и механизмы реализации государственной политики инклюзивного образования в системе среднего образования Казахстана

https://doi.org/10.52821/2789-4401-2025-4-68-83

Аннотация

Цель исследования – выявить ключевые барьеры и изучить механизмы государственного управления, влияющие на реализацию инклюзивного образования в средних школах Казахстана, сосредоточив внимание на примере Алматинской области.

Методология. Исследование основано на качественном подходе. Были использованы методы анализа документов и онлайн-опроса с элементами полуструктурированных интервью. В исследовании приняли участие директора, координаторы по инклюзии и учителя из 40 школ Алматинской области и Каскелена.

Оригинальность / ценность исследования. Статья посвящена управленческим и экономическим аспектам инклюзивного образования, которые остаются недостаточно изученными в казахстанском контексте. Проведенное эмпирическое исследование впервые систематизирует восприятие барьеров и условий инклюзии самими участниками образовательного процесса.

Результаты исследования. Были выявлены пять ключевых групп барьеров: инфраструктурные ограничения, нехватка персонала, недостаточное финансирование, слабая административная поддержка и низкая социальная готовность. Полученные результаты подтверждают необходимость модернизации механизмов государственного управления и устойчивого бюджетного планирования для обеспечения равного доступа к качественному образованию для всех учащихся.

Об авторах

Д. Орынбасаров
Университет Нархоз; Университет SDU
Казахстан

Алматы; Каскелен



М. Абдідауытқожа
Университет Нархоз
Казахстан

Алматы



Е. Оскенбаев
Университет Нархоз
Россия

Алматы



Список литературы

1. Parlier R. 251M children and youth still out of school, despite decades of progress (UNESCO report) [Electronic resource] // UNESCO [website]. – 2025. – URL: https://www.unesco.org/en/articles/251m-children-and-youth-still-out-school-despite-decades-progress-unesco-report (Accessed: 30.04.2025).

2. Мониторинг Целей устойчивого развития до 2030 года. Цель 4. Качественное образование. 4.5.1.2 Доля школ, создавших условия для инклюзивного образования [Electronic resource] // Bureau of National Statistics of the Agency for Strategic Planning and Reforms of the Republic of Kazakhstan [website]. – 2025. – URL: https://stat.gov.kz/ru/sustainable-development-goals/goal/4/index.php?sphrase_id=480288 (Accessed: 30.04.2025).

3. UNICEF Kazakhstan. Evidence on Inclusive Education in Kazakhstan based on a Formative and a Big Data Evaluation. – Almaty, 2024. – 120 p.

4. Развитие инклюзивного образования в Казахстане: 90 % школ адаптированы для детей с особыми потребностями [Electronic resource] // Pedagog-kz.kz [website]. – 2025. – URL: https://pedagogkz.kz/ru/news/razvitie-inklyuzivnogo-obrazovaniya-v-kazahstane-90percent-shkol-adaptirovany-dlya-deteys-osobymi-potrebnostyami (Accessed: 30.04.2025).

5. On the Margins: Education for Children with Disabilities in Kazakhstan [electronic resource] // Human Rights Watch [website]. – 2019. – URL: https://www.hrw.org/news/2019/03/14/kazakhstan-educationbarriers-children-disabilities (Accessed: 30.04.2025).

6. Решетникова Т. А. Развитие инклюзивного образования в Казахстане: на пути от сегрегации к инклюзии // Журнал социологии и социальной антропологии. – 2021. – № 2. – С. 45–58.

7. Послание Президента страны народу Казахстана 1997 года «Казахстан - 2030 Процветание, безопасность и улучшение благосостояния всех казахстанцев» [Electronic resource] // Әділет [website]. – 2022. – URL: https://adilet.zan.kz/rus/docs/K970002030_ (Accessed: 30.04.2025).

8. UN Convention on the rights of persons with disabilities (CRPD) [Electronic resource] // UN [website]. – 2015. – URL: https://www.un.org/disabilities/documents/convention/convoptprot-e.pdf (Accessed: 30.04.2025).

9. The Salamanca Statement and Framework for Action on Special Needs Education [Electronic resource] // UNESCO [website]. – 1994. – URL: https://unesdoc.unesco.org/ark:/48223/pf0000098427 (Accessed: 30.04.2025).

10. Nadirova G. Approaches to Inclusive Education in Kazakhstan [Electronic resource] // Eurasian Research Institute [website]. – 2020. – URL: https://www.eurasian-research.org/publication/approaches-to-inclusive-education-in-kazakhstan/ (Accessed: 02.05.2025).

11. Статистика населения с ограниченными возможностями [Electronic resource] // Bureau of National Statistics of the Agency for Strategic Planning and Reforms of the Republic of Kazakhstan [website]. – 2025. – URL: https://stat.gov.kz/ru/industries/social-statistics/stat-medicine/dynamic-tables/ (Accessed: 02.05.2025).

12. Allan J., Omarova T. Disability and inclusion in Kazakhstan // Disability & Society. – 2022. – № 37(7). – P. 1067-1084. – DOI: 10.1080/09687599.2020.1867073.

13. Makoelle T. M. Inclusive Education in Kazakhstan: Achievements and Challenges // Bildung und Erziehung. – 2022. – № 75(4). – P. 408-429.

14. Passeka Y., Somerton M. Bridging the gap: Special educators’ perceptions of their professional roles in supporting inclusive education in Kazakhstan // Disability & society. – 2024. – № 39(6). – P. 1380-1401.

15. Turlubekova M. B., Bugubayeva R. O. Inclusive education in Kazakhstan: analysis of the organizing process and the possibility of its further development // Central Asian Economic Review. – 2021. – № 3. – P. 89-109.

16. Закон Республики Казахстан от 27 июля 2007 года № 319-III «Об образовании» [Electronic resource] // Әділет [website]. – 2022. – URL: https://adilet.zan.kz/rus/docs/Z070000319_ (Accessed: 02.05.2025).

17. Службу психолого-педагогического сопровождения учащихся внедряют в школах и колледжах [Electronic resource] // Zakon.kz [website]. – 12 мая 2025. – URL: https://www.zakon.kz/pravo/6477007-sluzhbu-psikhologopedagogicheskogo-soprovozhdeniya-uchashchikhsya-vnedryayut-v-shkolakh-i-kolledzhakh. html (Accessed: 04.05.2025).

18. Приказ Министра просвещения Республики Казахстан от 29 апреля 2025 года № 92. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 30 апреля 2025 года № 36047 «Об утверждении Правил деятельности службы психолого-педагогического сопровождения в организациях образования» [Electronic resource] // Әділет [website]. – 2022. – URL: https://adilet.zan.kz/rus/docs/V2500036047 (Accessed: 04.05.2025).

19. Human Rights Watch. «On the Margins»: Education for Children with Disabilities in Kazakhstan. – USA: Human Rights Watch, 2019. – 72 p.

20. UNESCO. Global Education Monitoring Report 2020: Inclusion and education: All means all: World education report. – Paris, 2020. – 502 p. – DOI: https://doi.org/10.54676/JJNK6989.

21. UNESCO. Global Education Monitoring Report 2023: Technology in education: A tool on whose terms? – Paris, 2023. – 526 p. – DOI: https://doi.org/10.54676/UZQV8501.

22. OECD. Building Inclusive Labour Markets in Kazakhstan: A Focus on Youth, Older Workers and People with Disabilities. – Paris: OECD Publishing, 2017. – 199 p. – DOI: 10.1787/9789264273023-en.

23. Ainscow M., Howes A., Farrell P., Frankham J. Making Sense of the Development of Inclusive Practices // European Journal of Special Needs Education. – 2003. – № 18 (2). – P. 227–242.

24. Ainscow M. Developing inclusive education systems: What are the levers for change // Journal of Educational Change. – 2005. – № 6(2). – P.109–124.

25. Ainscow M., Booth T., Dyson A., Farrell P., Frankham J., Gallannaugh F., ... Smith R. Improving schools, developing inclusion. – London: Routledge, 2006. – № 7. – P. 145-165.

26. Armstrong P., Ainscow M. School-to-school support within a competitive education system: Views from the inside. School Effectiveness, School Improvement // European Journal of Special Needs Education. – 2018. – № 29(4). – P. 614–633.

27. Ainscow M. Understanding the development of inclusive schools. – Routledge, 1999. – 252 p.

28. Haegele J. A., Maher A. J. Toward a conceptual understanding of inclusion as intersubjective experiences // Educational Researcher. – 2023. – № 52(6). – P. 385-393.

29. Hernández-Saca D. I., Voulgarides C. K., Etscheidt S. L. A critical systematic literature review of global inclusive education using an affective, intersectional, discursive, emotive and material lens // Education Sciences. – 2023. – № 13(12). – Article 1212. – DOI: https://doi.org/10.3390/educsci13121212.

30. Piccolo G. For the Right to Learn: The Contributions of the Social Model of Disability to School Inclusion // Educação em Revista. – 2022. – № 38. – Article e36926.

31. Cobb D., Couch D. Locating inclusion within the OECD’s assessment of global competence: An inclusive future through PISA 2018? // Policy Futures in Education. – 2022. – № 20(1). – P. 56-72.

32. Asiimwe A. Strategies for Inclusive Education in Public Systems // Research Output Journal of Arts and Management. – 2025. – № 4(1). – P. 31-35. – DOI: https://doi.org/10.59298/ROJAM/2025/413135.

33. Ketikidou G., Saiti A. The promotion of inclusive education through sustainable and systemic leadership // International Journal of Leadership in Education. – 2025. – № 28(3). – P. 639-654.

34. Agasisti T., Froumin I., Platonova D. Introduction to the special issue on public administration in education // International Journal of Public Administration. – 2022. – № 45(2). – P. 81-83.

35. Efendi M., Pradipta R. F., Dewantoro D. A., Ummah U. S., Ediyanto E., Yasin M. H. M. Inclusive Education for Student with Special Needs at Indonesian Public Schools // International Journal of Instruction. – 2022. – № 15(2). – P. 967-980.

36. Ontario Ministry of Education. New Teacher Induction Program (NTIP): Induction Elements Manual. – Toronto: Queen’s Printer for Ontario, 2022. – 47 p.

37. Inclusive Education Policy [Electronic resource] // Government of British Columbia [website]. – 2025. – URL: https://www2.gov.bc.ca/gov/content/education-training/k-12/support/diverse-student-needs/inclusive-education (Accessed: 04.05.2025).

38. Deyrich M. C., Kohout‐Diaz M. Inclusive education policy and experience: Global and local perspectives // European Journal of Education. – 2023. – № 58(2). – P. 181-184.

39. Right to Learn: Development Programme for Education and Training 2020–2022 [Electronic resource] // Ministry of Education and Culture (Finland) [website]. – 2025. – URL: https://okm.fi/en/right-to-learn (Accessed: 04.05.2025).

40. Ström K., Sundqvist C. In pursuit of the inclusive school: The case of Finland // In Dialogues between Northern and Eastern Europe on the Development of Inclusion. – Routledge, 2021. – P. 83-98.

41. Zhukova Y., Bryl K., Svystun L., Kobrusieva Y., Leheza Y. Legal regulation of public administration of education and science // Cuestiones Políticas. – 2023. – № 41(76). – P. 336-346.

42. Data tables and background information. Poland – Country Information [Electronic resource] // European Agency for Special Needs and Inclusive Education [website]. – 2025. – URL: https://www.europeanagency.org/country-information/poland/national-overview (Accessed: 04.05.2025).

43. Lipsky M. Street-level bureaucracy: dilemmas of the individual in public services. – New York: Russell Sage Foundation, 1980. – 244 p.

44. Taylor I., Kelly J. Professionals, discretion and public sector reform in the UK: revisiting Lipsky // International Journal of Public Sector Management. – 2006. – № 19(7). – P. 629-642. – DOI: 10.1108/09513550610704662.

45. Inclusive Education Initiative: Transforming Education for Children with Disabilities [Electronic resource] // World Bank [website]. – 2019. – URL: https://www.worldbank.org/en/topic/socialsustainability/brief/inclusive-education-initiative-transforming-education-for-children-with-disabilities (Accessed: 04.05.2025).

46. Partnership initiative highlights the support provided for strengthening inclusive education [Electronic resource] // UNICEF Georgia [website]. – 2023. – URL: https://www.unicef.org/georgia/press-releases/partnership-initiative-highlights-support-provided-strengthening-inclusive-education (Accessed: 04.05.2025).

47. OECD. Equity and Inclusion in Education: Finding Strength through Diversity. – Paris: OECD Publishing, 2023. – 370 p. – DOI: 10.1787/e9072e21-en.

48. Kazakhstan – Education Modernization Project, Project ID P153496 [Electronic resource] // World Bank [website]. – 2024. – URL: https://projects.worldbank.org/en/projects-operations/project-detail/P153496 (Accessed: 04.05.2025).

49. OECD. Towards Equity in School Funding Policies. No. 41. – Paris: OECD Publishing, 2021. – 14 p. – DOI: 10.1787/6a3d127a-en.

50. Maksatova A. Development of inclusive education for students with disabilities in Kazakhstan // InterConf+. – 2024. – № 50(221). – P. 80–87. – DOI: https://doi.org/10.51582/interconf.19-20.10.2024.010.

51. Ait Si Mhamed A., Kaša R. Per-capita school funding in Kazakhstan [Electronic resource] // NORRAG Global Education Center [website]. – 2023. – URL: https://www.norrageducation.org/per-capita-schoolfunding-in-kazakhstan

52. Rollan K., Somerton M. Inclusive education reform in Kazakhstan: civil society activism from the bottom up // International Journal of Inclusive Education. – 2021. – № 25(10). – P. 1109-1124. – DOI: 10.10 80/13603116.2019.1599451.

53. Rollan K. Kazakhstan’s transition to inclusion: the journey so far // In book: Inclusive Education in a Post Soviet Context, A Case of Kazakhstan. – 2021. – P. 3-18. – DOI: 10.1007/978-3-030-65543-3_1.

54. Maulsharif M., Nurbekova Z., Naimanova D. The Path to Inclusive Education in Kazakhstan: Barriers to Overcome // Eurasian Journal of Educational Research. – 2022. – № 99. – P. 45–62.

55. Bilyalov D., Movkebayeva Z., Khamitova D. Barriers to Inclusion: Insights from Special Education Teachers in Kazakhstan // Eurasian Journal of Educational Research. – 2024. – № 113. – P. 137-157.

56. Van Maanen J. Qualitative Methodology. – Beverly Hills: Sage Publications, 1983. – 193 p.

57. Fraenkel J. R., Wallen N. E. How to Design and Evaluate Research in Education. – New York: McGraw-Hill, 1993. – 290 p.

58. Malterud K. Systematic text condensation: a strategy for qualitative analysis // Scandinavian Journal of Public Health. – 2012. – № 40(8). – P. 795-805. – DOI: 10.1177/1403494812465030.

59. С какими проблемами сталкивается Казахстан на пути к реализации инклюзивного образования [Electronic resource] // DKNews.kz [website]. – 2024. – URL: https://dknews.kz/ru/v-strane/328290-s-kakimi-problemami-stalkivaetsya-kazahstan-na-puti-k (Accessed: 04.05.2025).


Рецензия

Для цитирования:


Орынбасаров Д., Абдідауытқожа М., Оскенбаев Е. Проблемы и механизмы реализации государственной политики инклюзивного образования в системе среднего образования Казахстана. Central Asian Economic Review. 2025;(4):68-83. https://doi.org/10.52821/2789-4401-2025-4-68-83

For citation:


Orynbassarov D., Abdidauitkozha M., Oskenbayev Y. Problems and mechanisms for implementing the state policy of inclusive education in the secondary education system of Kazakhstan. Central Asian Economic Review. 2025;(4):68-83. https://doi.org/10.52821/2789-4401-2025-4-68-83

Просмотров: 14


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2789-4398 (Print)
ISSN 2789-4401 (Online)