Казахстан как образовательный хаб: Стратегическое управление интернационализацией
https://doi.org/10.52821/2789-4401-2025-1-141-156
Аннотация
Цель данного исследования – изучить, как международное сотрудничество способствует укреплению позиций Казахстана в качестве образовательного центра. Несмотря на то, что глобальные академические партнерства широко признаны важнейшими опорами модернизации высшего образования, лишь немногие исследования рассматривали стратегическое позиционирование Казахстана и управленческие механизмы, поддерживающие его усилия по интернационализации. Данное исследование представляет новую сравнительную схему, анализирующую, как стратегии интернационализации Казахстана отличаются от региональных аналогов, и оценивающую механизмы управления, формирующие академические партнерства.
Методология состоит из смешанного метода, включающего статистический анализ, сравнительную оценку рейтингов университетов, а также контент-анализ академических отчетов. В работе используется прагматичная исследовательская схема, сочетающая количественные и качественные показатели в понимании международного сотрудничества. Однако ее применение сталкивается с проблемами, в том числе с ограниченностью вторичных данных, поскольку они не могут продемонстрировать некоторые из жизненно важных институциональных препятствий, окружающих глобальное академическое сотрудничество.
Научная новизна заключается в систематической оценке управленческих стратегий, способствующих развитию международного партнерства в сфере высшего образования в Казахстане. В отличие от предыдущих исследований, которые в основном были посвящены общим последствиям интернационализации, в данном исследовании дополнительно изучаются механизмы обратной связи и стратегические подходы, которые обеспечивают и усиливают глобальное участие университетов.
Результаты показывают, что международные партнерства повышают качество образования, улучшают разработку учебных программ, влияют на результаты исследований и привлекают иностранных студентов и преподавателей. Исследование показывает, что казахстанские университеты еще больше расширяют свои международные сети, несмотря на бюрократические барьеры и неравное участие институтов в международных партнерствах.
Данное исследование вносит вклад в актуальный дискурс об интернационализации высшего образования, рассматривая Казахстан как конкретный пример того, как целевые управленческие стратегии могут укрепить национальные образовательные системы в развивающихся странах. Полученные результаты предлагают конкретные практики для университетов, направленные на повышение конкурентоспособности и обеспечение устойчивого роста международного академического сотрудничества.
Об авторах
А. Т. ЖелдыбаеваКазахстан
Усть-Каменогорск.
Г. К. Браувайлер
Германия
Цвикау.
А. С. Мукатай
Казахстан
Усть-Каменогорск.
Список литературы
1. De Wit H., Altbach P. G. – Internationalization in higher education: global trends and recommendations for its future // Policy Reviews in Higher Education. – 2020. – Vol. 5, № 1. – P. 28–46. – DOI: 10.1080/23322969.2020.1820898.
2. Goldin C., Katz L. – Human Capital: A New Empirical and Theoretical Perspective. – Cambridge: Harvard University Press, 2023. – URL: https://scholar.harvard.edu/files/lkatz/files/humancapitalnber_2023.pdf (accessed on: 12.08.2024).
3. Trow M. – Problems in the transition from elite to mass higher education. – Carnegie Commission on Higher Education, 1973. – URL: https://files.eric.ed.gov/fulltext/ED091983.pdf.
4. Altbach P. G. – Globalisation and the University: Myths and Realities in an Unequal World // Tertiary Education and Management. – 2004. – Vol. 10. – P. 3–25. – DOI: 10.1023/B:TEAM.0000012239.55136.4b.
5. Rovito S. M., Kaushik D., Aggarwal S. D. – The impact of international scientists, engineers, and students on U.S. research outputs and global competitiveness // Journal of Global Research Policy. – 2023. – Vol. 12, № 4. – DOI: 10.38105/spr.v079rp249k.
6. Kapfudzaruwa F. – Internationalization of Higher Education and Emerging National Rationales: Comparative Analysis of the Global North and South // Higher Education Policy. – 2024. – DOI: 10.1057/s41307-024-00358-z.
7. Akhmetova G., Shamatov D., Tajik M. A. – Education in Central Asia: Kazakhstan, Kyrgyzstan, Tajikistan and Uzbekistan // In: Wolhuter C. C., Wiseman A. W. (eds.). World Education Patterns in the Global South: The Ebb of Global Forces and the Flow of Contextual Imperatives (International Perspectives on Education and Society, Vol. 43B). – Leeds: Emerald Publishing Limited, 2022. – P. 43–58. – DOI: 10.1108/S1479-36792022000043B003.
8. Kuzhabekova A. – Internationalization as a mechanism of higher education modernization in Kazakhstan// In: Thondhlana J. (ed.). The Bloomsbury handbook of the internationalization of higher education in the global south. – London: Bloomsbury, 2020. – P. 110–114.
9. Ambasz D., Nikolaev D., Malinovskiy S., Olszak Olszewski A. S. J., Zavalina P., Botero Alvarez J.– Towards higher education excellence in Central Asia: A roadmap for improving the quality of education and research through regional integration (English). – Washington, DC: World Bank Group, 2023. – URL: http://documents.worldbank.org/curated/en/099101023140578441/P1790811f2f765ea101eb142301abf0100a90db82451 (accessed on: 11.09.2024).
10. Zhakyanova A. M., Baisultanova K. Ch. – The EU and the Common Central Asian Higher Education Area: The Kazakh Dimension // European Review. – 2024. – Vol. 32, № 2. – P. 99–110. – DOI: 10.1017/S1062798723000376.
11. Marinoni G., Bartolome Pina Cardona S. – 6th IAU Global Survey Report: Internationalization of higher education: Current trends and future scenarios. – International Association of Universities (IAU), 2024. – URL: https://www.iau-aiu.net/IMG/pdf/2024_internationalization_survey_report_digital.pdf (accessed on: 16.08.2024).
12. Bakhtiyarova A. – Soft power in Central Asia: the politics of influence and seduction: edited by Kirill Nourzhanov and Sebastien Peyrouse. – Lanham: Lexington Books, 2021. – 282 p. – ISBN 978-1-7936-5078-8 // Central Asian Survey. – 2024. – P. 1–3. – DOI: 10.1080/02634937.2024.2407089.
13. Hamdullahpur F. – Global Citizens for the Twenty-First Century: The Role of International Partnershipsin University Education // In: AI-Youbi A., Zahed A., Tierney W. (eds.). Successful Global Collaborations in Higher Education Institutions. – Cham: Springer, 2020. – DOI: 10.1007/978-3-030-25525-1_3.
14. Zinilli A., Pierucci E., Reale E. – Organizational factors affecting higher education collaboration networks: evidence from Europe // Higher Education. – 2024. – Vol. 88. – P. 119–160. – DOI: 10.1007/s10734-023-01109-6.
15. Hwami M., Yeszhanova S., Amanzhol M., Okafor C. E., Tursynbayeva M. – Internationalization of higher education in Central Asia: a systematic review // Central Asian Survey. – 2024. – P. 1–20. – DOI: 10.1080/02634937.2024.2317830.
16. Nurgaliyeva K., Nygymbetov G. – The Study of Higher Education in the Regions of Kazakhstan: Analysis of Tools and Indicators // Eurasian Journal of Economic and Business Studies. – 2023. – Vol. 67, № 2. – P. 5–19. – DOI: 10.47703/ejebs.v2i67.288.
17. Varpahovskis E., Kuteleva A. – Transnational Higher Education—The Case of Kazakhstan // In: Mihr A., Wittke C. (eds.). Human Rights Dissemination in Central Asia. – Springer Briefs in Political Science. – Cham: Springer, 2023. – DOI: 10.1007/978-3-031-27972-0_5.
18. Tajik M., Makoelle T. – Redefining Educational Leadership in Central Asia: Selected Cases from Kazakhstan and Kyrgyzstan. – Leeds: Emerald Group Publishing, 2024. – P. 181–199. – URL: https://bookstore.emerald.com/media/preview/9781837973910-23-2.pdf (accessed on: 04.09.2024).
19. Analytical Reference. – Results of monitoring of international activities of HEIs in 2023 (Block 1 point1). – 2023. – URL: https://enic-kazakhstan.edu.kz/uploads/additional_files_items/178/file/1-1-monitoring-mezhdunarodnoy-deyatelnosti-vuzov-pervoe-pg-2023.pdf?cache=1690871480 (In Russian) (accessed on: 04.09.2024).
20. QS World University Rankings: Asia 2024. – URL: https://www.topuniversities.com/asia-universityrankings (accessed on: 25.08.2024).
Рецензия
Для цитирования:
Желдыбаева А.Т., Браувайлер Г., Мукатай А.С. Казахстан как образовательный хаб: Стратегическое управление интернационализацией. Central Asian Economic Review. 2025;(1):141-156. https://doi.org/10.52821/2789-4401-2025-1-141-156
For citation:
Zheldybayeva A.T., Brauweiler H., Mukatay A.S. Kazakhstan as an Education Hub: Strategic Management of Internationalization. Central Asian Economic Review. 2025;(1):141-156. https://doi.org/10.52821/2789-4401-2025-1-141-156