Концепция перехода к «зеленой» экономике на основе экологического брендинга: отечественный и международный опыт
https://doi.org/10.52821/2789-4401-2024-6-152-165
Аннотация
Цель исследования состоит в глубоком анализе отечественного и международного опыта по переходу к «зеленой» экономике, обосновании развития зеленого роста на основе экологического брендинга как общепризнанного мирового тренда.
Методология исследования: в данном исследовании были применены такие подходы, как сравнительный, системный, диалектический, а также обзор научной литературы для определения тенденций в концепции перехода «зеленой» экономике.
Оригинальность/ценность исследования: заключается в обосновании актуальности концепции перехода к «зеленой» экономике в Казахстане и ряде зарубежных стран на основе экологического брэндинга как активного драйвера экономического роста для достижения Целей устойчивого развития.
Результаты исследования: рассмотрены основные этапы эволюции перехода к «зеленой» экономике в Республике Казахстан, ключевые направления как инструмента обеспечения национальной экономической и экологической безопасности. Определена потребность в инвестициях по переходу к «зеленому росту», выявлены препятствия и сдерживающие барьеры для развития и внедрения возобновляемых источников энергии. Рассмотрен опыт ряда стран мира по переходу к «зеленой» экономике как важнейший аспект решения масштабных экологических, социальных и экономических проблем. Исследованы возможности использования отдельных аспектов международного опыта в Казахстане для дальнейшего развития «зеленой» экономики на основе экологизации с учетом экономической и социальной специфики.
Ключевые слова
Об авторах
М. А. АмироваКазахстан
Амирова Марал Акбаевна – доктор PhD, ассоциированный профессор,
Павлодар
Л. М. Давиденко
Казахстан
Давиденко Людмила Михайловна – кандидат экономических наук, PhD, ассоциированный профессор,
Павлодар
С. К. Кунязова
Казахстан
Кунязова Сауле Каирбековна – кандидат экономических наук, доцент, профессор,
Павлодар
Список литературы
1. Аналитический доклад «О международном опыте разработки и внедрения принципов, мер и механизмов «зелёной» экономики» в рамках Плана мероприятий по реализации Стратегических направлений развития евразийской интеграции до 2025 г. Департамент макроэкономической политики. – 2021. – 35 с.
2. Нургисаева А.А., Таменова С.С. Концептуальные основы «зеленой» экономики // Экономика: стратегия и практика. – 2020. – № 3 (15). – С. 183-194.
3. Распоряжением Президента Республики Казахстан от 30 апреля 1996 года № 2967 «О Концепциях общественной и экологической безопасности Республики Казахстан». [Электронный ресурс] // Әділет [web-портал]. – 2023. – URL: https://adilet.zan.kz/rus/docs/N960002967 (дата обращения: 22.10.2024).
4. Указом Президента Республики Казахстан от 13 апреля 2011 года №47 «О Концепции перехода Республики Казахстан к устойчивому развитию на 2007-2024 годы». [Электронный ресурс] // Әділет [web-портал]. – 2023. – URL: https://adilet.zan.kz/rus/docs/U060000216 (дата обращения: 01.10.2024).
5. Kasztelan A. Green growth, green economy and sustainable development: terminological and relational discourse // Prague Economic Papers. – 2017. - №26(4). - P. 487–499, DOI: 10.18267/j.pep.626.
6. Ефремов Н. А., Ефремова М. П. Мировой опыт применения «зеленых» технологий [Электронный ресурс] // Oeconomia et Jus [web-портал]. – 2021. – № 1. – С. 21–30. – URL: http://oecomia-et-jus.ru/single/2021/1/3. DOI: 10.47026/2499-9636-2021-1-21-30.
7. Указом Президента Республики Казахстан от 30 мая 2013 года № 577 «О Концепции по переходу Республики Казахстан к «зеленой экономике»». [Электронный ресурс] // Әділет [web-портал]. – 2023. – URL: https://adilet.zan.kz/rus/docs/U1300000577 (дата обращения: 25.10.2024).
8. World Bank Group. Самрук Казына. Зеленая экономика: реалии и перспективы в Казахстане. – 2018. – 36 c.
9. Transforming the energy system – and holding the line on the rise of global temperatures, International Renewable Energy Agency, Abu Dhabi. – 2019. – 56 с. [Электронный ресурс]. - URL: chrome-extension://efaidnbmnnnibpcajpcglclefindmkaj/https://www.irena.org/-/media/Files/IRENA/Agency/Publication/2019/Sep/IRENA_Transforming_the_energy_system_2019.pdf (дата обращения: 10.11.2024).
10. Годовой отчет НАО «Международный центр зеленых технологий и инвестиционных проектов» [Электронный ресурс] // igtipc.org [web-портал].– 2019. – URL: https://igtipc.org/images/docs/2020/otchet2019.pdf (дата обращения: 30.10.2024).
11. Громова А.И. Опыт внедрения принципов «зеленой» экономики в мировой экономике (на примере Дании) // Креативная экономика. – 2014. – № 8(8). – С. 113-119.
12. Круглова И.А. Обеспечение национальной экономической безопасности в условиях развития зеленой экономики. дис ... канд. экон. наук: 08.00.05 / И.А. Круглова. С-Пб., 2022. – 340 с.
13. Roland Berger GmbH (eds.) (2018): GreenTech made in Germany 2018: Environmental Technology Atlas for Germany. P.20-38. – URL: https://www.greentech-made-in-germany.de/fileadmin/user_uploadatlas/20180410_rb_greentech_5.0_web.pdf. (дата обращения: 10.10.2023).
14. Xiaoxue Weng, Zhanfeng Dong, Qiong Wu and Ying Qinv. China’s path to a green economy: Decoding China’s green economy concepts and policies. – IIED Country Report. IIED, London, 2015. – 7 р.
15. Zhang C., Jin S. What Drives Sustainable Development of Enterprises? Focusing on ESG Management and Green Technology Innovation // Sustainability. – 2022. – № 14(18). – Article 11695. – DOI: https://doi.org/10.3390/su141811695.
16. Xu A., Zhu Y., Wang W. Micro green technology innovation effects of green finance pilot policy – From the perspectives of action points and green value // Journal of Business Research. – 2023. – № 159. – Article 113724.
Рецензия
Для цитирования:
Амирова М.А., Давиденко Л.М., Кунязова С.К. Концепция перехода к «зеленой» экономике на основе экологического брендинга: отечественный и международный опыт. Central Asian Economic Review. 2024;(6):152-165. https://doi.org/10.52821/2789-4401-2024-6-152-165
For citation:
Amirova M.A., Davidenko L.M., Kunyazova C.K. Concept of shifting towards «green» economy on the basis of ecological brending: domestic and international experience. Central Asian Economic Review. 2024;(6):152-165. (In Russ.) https://doi.org/10.52821/2789-4401-2024-6-152-165