Preview

Central Asian Economic Review

Расширенный поиск

ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО

https://doi.org/10.52821/2789-4401-2024-4-41-52

Аннотация

Цель исследования. Целью данного исследования является изучение влияния дуального образования, которое внедрялось в рамках государственной политики модернизации образования, на улучшение академической успеваемости и повышение удовлетворенности студентов результатами обучения в казахстанских учреждениях технического и профессионального образования (ТиПО).

Методология. С этой целью был проведен опрос 523 студентов учреждений ТиПО города Алматы. С помощью программного обеспечения SPSS данные опроса были проанализированы для проверки двух гипотез. Первая гипотеза предполагает, что учащиеся в системах дуального образования достигают более высоких академических результатов, тем самым потенциально повышая свой успех на рынке труда по сравнению со студентами, которые обучаются в традиционной (недуальной) системе ТиПО. Гипотеза 2 предполагает, что студенты с дуальным образованием отмечают о более высокой удовлетворенности результатами своего обучения и большей уверенности в своих возможностях трудоустройства по сравнению со студентами, обучающимися в системах недуального образования.

Оригинальность / ценность исследования. Данное исследование представляет собой методологическую попытку изучить, как дуальное образование влияет на качество образования в учреждениях ТиПО. Целью исследования также является оценка влияния на удовлетворенность студентов результатами обучения и их уверенность в возможности трудоустройства.

Результаты исследования подтвердили обе гипотезы, то есть студенты, обучающиеся по программам дуального образования, демонстрируют большую уверенность в своих перспективах на рынке труда, более высокую удовлетворенность результатами своего образования и более высокие академические достижения по сравнению с студентами, обучающимися по традиционному (недуальному) образованию.

Об авторах

Г. Ж. Доскеева
Университет Нархоз
Казахстан

Алматы



Р. А. Кузембекова
Университет Нархоз
Казахстан

Алматы



Список литературы

1. Жусупова А. Как продвигать дуальное образование в Казахстане? [Electronic resource] // CABAR. asia [website]. – 2022. – URL: https://cabar.asia/ru/kak-prodvigat-dualnoe-obrazovanie-v-kazahstane (Accessed: 20.07.2024).

2. Hippach-Schneider U., Weigel T., Brown A., Gonon P. Are graduates preferred to those completing initial vocational education and training? // Journal of Vocational Education and Training. – 2012. – 1(65). – P. 1–17. – DOI: http://dx.doi.org/10.1080/13636820.2012.727856.

3. Ertl H. Dual study programmes in Germany: blurring the boundaries between higher education and vocational education? // Oxf. Rev. Educ. – 2020. – 46(1). – P. 79-95.

4. Wang A., Guo D. Technical and vocational education in China: enrolment and socioeconomic status // Journal of Vocational Education & Training. – 2019. – 71(4). – P. 538-555. – DOI: 10.1080/13636820.2018.1535519.

5. Suaphan, P. Why I Choose a Vocational High School: The Study of Elicited Expectation and EducationalDecision. – New York: Columbia University, 2015. – 165 p.

6. Ling M. “Bad students go to vocational schools!”: Education, social reproduction and migrant youth inurban China // The China Journal. – 2015. – № 73. – P. 108-131. DOI: https://doi.org/10.1086/679271.

7. Hautz H. The ‘conduct of conduct’of VET teachers: governmentality and teacher professionalism // Journal of Vocational Education & Training. – 2022. – № 2(74). – P. 210-227. – DOI: 10.1080/13636820.2020.1754278.

8. Locke P., Maton K. Serving Two Masters: How Vocational Educators Experience Marketisation Reforms // Journal of Vocational Education & Training. – 2019. – 71(1). – P. 1–20. – DOI: 10.1080/13636820.2018.1480521.

9. Esmond B. Teacher Educators in Vocational and Further Education // Journal of Vocational Education& Training. – 2022. – 74(3). – P. 528-530. – DOI: 10.1080/13636820.2022.2088643.

10. Dutschke A. Understanding VET Teacher Attitudes to Student Support in a Major Public VET Provider // International Journal of Training Research. – 2018. – 16(2): – P. 163-181. – DOI: 10.1080/14480220.2018.1461674.

11. Sirk M., Ümarik M., Loogma K. The necessity of vocational educational changes as perceived by Estonian vocational teachers // Journal of Vocational Education & Training. – 2022. – № 3(74). – P. 373-393. – DOI: 10.1080/13636820.2020.1765842.

12. Chesnut S. R., Burley H. Self-effi cacy as a predictor of commitment to the teaching profession: A metaanalysis // Educational research review. – 2015. – Т. 15. – P. 1-16. – DOI: 10.1016/j.edurev.2015.02.001.

13. Misbah Z., Gulikers J., Dharma S., Mulder M. Evaluating competence-based vocational education in Indonesia // Journal of Vocational Education & Training. – 2020. – № 4(72). – P. 488-515. – DOI: 10.1080/13636820.2019.1635634.

14. Boonk L. M., Gijselaers H. J., Ritzen H., Brand-Gruwel S. Student-perceived parental involvement as apredictor for academic motivation in vocational education and training (VET) // Journal of Vocational Education & Training. – 2022. – № 2(74). – P. 187-209. – DOI: 10.1080/13636820.2020.1745260.

15. Choi N., Chang M., Kim S., Reio Jr. T. G. A structural model of parent involvement with demographic andacademic variables // Psychology in the Schools. – 2015. – № 2(52). – P. 154-167. – DOI: 10.1002/pits.21813.

16. Hemmerechts K., Agirdag O., Kavadias D. The relationship between parental literacy involvement,socio-economic status and reading literacy // Educational Review. – 2017. – № 1(69). – P. 85-101. – DOI: 10.1080/00131911.2016.1164667.

17. Shi Y., Bangpan M. Young people’s participation experiences of technical and vocational educationand training interventions in low-and middle-income countries: a systematic review of qualitative evidence // Empirical Research in Vocational Education and Training. – 2022. – № 1(14). – Article 8. – DOI: https://doi.org/10.1186/s40461‐022‐00136‐4.

18. Achatz J., Jahn K., Schels B. On the non-standard routes: vocational training measures in the school-towork transitions of lower-qualifi ed youth in Germany // Journal of Vocational Education & Training. – 2022. – № 2(74). – P. 289-310.

19. Allais S. Skills for industrialisation in sub-Saharan African countries: why is systemic reform of technical and vocational systems so persistently unsuccessful? // Journal of Vocational Education & Training. – 2022. – № 3(74). – P. 475-493. – DOI: 10.1080/13636820.2020.1782455 (journal)

20. Doskeyeva G. Z. et al. How can dual education in technical and vocational institutions improve students’ academic achievements and mitigate youth unemployment in Kazakhstan // Community College Journal of Research and Practice. – 2024. – P. 1-16. – DOI: https://doi.org/10.1080/10668926.2023.2295472.

21. Liu L. C. Infl uence of learning and internship satisfaction on students’ intentions to stay at their current jobs: Survey of students participating in Taiwan’s dual education system // Empirical Research in Vocational Education and Training. – 2021. –13(17). – P. 1-20. – DOI: https://doi.org/10.1186/s40461-021-00121-3.

22. Maier T. Advanced further training or dual higher education study: a choice experiment on the infl uence of employers’ preferences on career advancement // Journal for Labour Market Research. – 2022. – № 1(56). – Article 4. – DOI: https://doi.org/10.1186/s12651-022-00309-4.

23. Размеры стипендии в РК [Electronic resource] // Электронное правительство Республики Казахстан [website]. – 2024. – URL: https://egov.kz/cms/ru/articles/razmer_stipendii_rk (Accessed: 20.07.2024)


Рецензия

Для цитирования:


Доскеева Г.Ж., Кузембекова Р.А. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО. Central Asian Economic Review. 2024;(4):41-52. https://doi.org/10.52821/2789-4401-2024-4-41-52

For citation:


Doskeyeva G.Zh., Kuzembekova R.A. THE MAIN PROBLEMS OF VOCATIONAL AND TECHNICAL EDUCATION IN KAZAKHSTAN: THE IMPACT OF DUAL TRAINING ON THE QUALITY OF STAFF TRAINING. Central Asian Economic Review. 2024;(4):41-52. https://doi.org/10.52821/2789-4401-2024-4-41-52

Просмотров: 163


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2789-4398 (Print)
ISSN 2789-4401 (Online)